Всю неделю столичные СМИ обсуждают находку 400-летних изразцов с «кошками в коронах». Исследователи утверждают, что они были изготовлены московскими мастерами. Музей-заповедник «Куликово поле» не мог пропустить эту новость.
А был ли котик?
Тульская археологическая экспедиция работала на территории Гончарной слободы в Заречье, исследовала исторический центр города и многое знает о жизни туляков. Накопленные материалы в следующем году будут представлены на новой выставке в Пространстве «Археология», посвящённой известнейшему промыслу региона. Мы поговорили с археологами и реставраторами музея-заповедника и обратились к фондам с целью выяснить, украшали ли тульские мастера свою продукцию кошачьими образами.
Специалист Тульской археологической экспедиции, реставратор Инна Маркина, взглянув на московские артефакты, уточнила: «Ольга Глазунова, научный сотрудник Института археологии РАН, в статье «Заменяли телевизор и кино, и книгу» — некоторые сюжетные линии московских печных изразцов XVII века», опубликованной в 2022 году в журнале «Наследие и современность», подобное «кошачье» изображение определяет как мантикору. Это легендарное существо из древнеперсидской мифологии с головой человека, телом льва и хвостом скорпиона. Мотив с мантикорой попал на московские печи с северных европейских, использовался непродолжительное время. Подобные изразцы встречаются только в ранних печных наборах конца XVI — начала XVII века«.
В Туле, отмечает Инна Маркина, кошачьи «следы» тоже сохранились на изразцах. В фондах музея-заповедника «Куликово поле» есть несколько артефактов с изображениями льва, барса, грифона.
![Неглазурованные полуфабрикаты изразцов.](https://static1-repo.aif.ru/1/d4/2847162/c/2f530c68cd2d6236487725331a177c70.webp)
При охранных раскопках на территории Гончарной слободы, которые проводились в 2013-2014 годах перед строительством новостройки на пересечении улиц Луначарского и Герцена, были найдены фрагменты неглазурованных полуфабрикатов и глазурованного изразца для обкладывания бытовой печи конца XVII — начала XVIII века. На них отпечатан сюжет битвы льва и единорога. Изразцы были изготовлены тульскими мастерами из светложгущейся глины.
«Глиняное тесто при обжиге приобретает персиковый оттенок из-за малого содержания железа в нём, — уточняет Инна Маркина, — а вот московские изразцы терракотовые — яркие, красные».
Сюжет битвы льва и единорога широко распространённый. Есть мнение, что борьба этих животных символизирует победу лета (в образе льва) над весной (в образе единорога), двух миров — наземного и подземного. Подобный символизм широко встречается в геральдике, литературе, архитектуре, музыке, изобразительном искусстве. Наверняка, он нравился и тульским мастерам.
Не лев, но каков!
Ещё один кошачий образ с тульского изразца демонстрирует во всей красе грифона. У мифического крылатого существа туловище льва, а голова орла. В прикладном искусстве Средневековья и раннего нового времени грифон — отважный и непобедимый зверь, помогающий людям, но его образ имеет противоречивый характер и может представлять как Спасителя, так и Антихриста.
«Это редкий образ для провинции. Фигуры грифонов встречаются на рельефных керамических плитках из Москвы. Широко были распространены муравленые рамочные изразцы с изображением грифона с надписью «Грив зверь лютый». Один из подобных изразцов найден при раскопках в Тульском кремле» — комментирует образ Инна.
![Поясной изразец с изображением грифона, 2 половина XVII века. Из раскопок Тульской гончарной слободы (2013-2014).](https://static1-repo.aif.ru/1/d4/2847163/c/b09a164050522a6ac967e33bca943831.webp)
Фрагмент полихромного глазурованного изразца найден также в Гончарной слободе. Это единственный в своём роде экземпляр из раскопок в Туле. Относится к поясковым изразцам, которыми оформлялись переходы между ярусами на печах в середине XVII — начале XVIII века.
Предмет существенно отличается от находок из тульской Гончарной слободы. Цвет обожженной глины — оранжевый, в ней примесь крупного песка, глазурь синяя и желтая. Как считает Инна Маркина, возможно, находка археологов музея-заповедника «Куликово поле» из Европы.
«На нашем фрагменте грифон изображён в геральдической позе: хвост и левая лапа приподняты вверх, длинные когти выпущены, — рассказывает специалист. — Сохранилась только половина предмета. На второй части изразца, скорее всего, также находился грифон. В подобных парных композициях между фигурами располагался стилизованный растительный мотив».
Барсы — тоже котики
В компании с львиным семейством на тульских изразцах — барсы. Они, как и львы, символизируют отвагу, свирепость и готовность сразиться с любым противником даже в одиночку.
![Половинка от углового изразца печи с барсами.](https://static1-repo.aif.ru/1/d4/2847158/c/a06abba82c4314772fe04b158da9dfd8.webp)
В коллекции музея-заповедника «Куликово поле» несколько фрагментов изразцов с изображением барсов. Они были найдены в разных точках исторического центра Тулы — в Заречье и самом центре, на улицах Луначарского, Советской, Союзной. Сюжет на них тоже вполне традиционный — барс, сидящий под древом жизни.
«Барсы, сидящие под древом — довольно распространённый сюжет среди московских рамочных терракотовых изразцов. Видимо, он тоже приглянулся тульским гончарам и активно тиражировался, — замечает Инна Маркина. — Все изразцы с барсами выполнены из светложгущейся глины. Мы предполагаем, что они местного производства, но пока это гипотеза — нужно делать анализ глиняной массы».
По стилистическим особенностям, учёные датируют тульских барсов первой половиной — серединой XVII века. Как правило, это была парная экспозиция. Изразец с целым животным в коллекции музея-заповедника «Куликово поле» — это половинка от углового элемента: второй барс сидел на другой стенке печи, отвернувшись от собрата.
Широкомасштабные раскопки на территории тульской Гончарной слободы позволили учёным музея-заповедника «Куликово поле» сделать вывод, что изразцовое производство в Туле существовало с 60–80 годов XVII до конца XVIII века. Практически все виды изразцов, найденные в Гончарной слободе, встречались и при раскопках исторического центра города, что говорит о популярности «своего» товара среди туляков.
А если не гончары? Кто еще любит котиков?
В 2024 году археологи музея-заповедника «Куликово поле» продолжили изучение епифанских казачьих слобод XVI — XVII веков. Были найдены более сотни артефактов, и одним из самых примечательных среди них стал бронзовый мужской перстень-печатка с изображением животного, очень похожего на льва. Кому он принадлежал — неизвестно. Обнаруженные в ходе археологических исследований предметы весьма редко удаётся персонифицировать, однако эта находка может кое-что рассказать о своём хозяине.
![Перстень-печатка с изображением льва XVI-XVII вв.](https://static1-repo.aif.ru/1/d4/2847157/c/9417ab591ac0dfc3c8d67296c054cbb3.webp)
Большая кошачья «семья» также встретит на выставке «Воины Великой степи. Юг русской равнины в VIII-X веках» в Музейном комплексе «Куликово поле» в Моховом. Здесь изображения хищников из семейства кошачьих представлены на поясных накладках, наконечнике ремня, под кошку стилизована даже крохотная ручка копоушки. Эти элементы поясной гарнитуры, конского снаряжения и туалетной принадлежности VIII–X веков с территории Северного Кавказа являются настоящими произведениями искусства. Стили их оформления вобрали в себя изобразительные традиции тюркских, иранских, финно-угорских и других народов.
![Накладка IX-Х вв.](https://static1-repo.aif.ru/1/d4/2847159/c/e8e583362b1c2dfc6ec9c0bdc5fb0f26.webp)
К серии предметов с образами кошачьих на выставке дан комментарий: «В нартовских легендах часто упоминаются хищные кошки. Например, главный герой — богатырь Батраз — обращается в барса как защитника справедливости. Хищники семейства кошачьих обладают такими качествами, как хитрость, а слово «кошка» также имеет значение «хитрый, лукавый».