Примерное время чтения: 8 минут
121

Легенда авиации. Илья Панков не потерпел ни одного поражения в воздухе

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31. "АиФ-Тула" 03/08/2022
И. М. Панков принимает парад. 1980 г.
И. М. Панков принимает парад. 1980 г. Public Domain

За время войны Илья Михайлович Панков не потерпел ни одного поражения в воздушных боях и трижды представлялся к званию Героя Советского Союза, но приказ об этом был подписан только после Победы, в июле 1945 года.

Курская дуга

Родился будущий герой 2 августа 1922 года в деревне Соколовка, Харинского сельсовета Мордвесского района Тульской области. Сейчас это Венёвский район.

По воспоминаниям Ильи Михайловича, в 1934 году окончил Соколовскую начальную школу. В 1938 г. – Васильевскую неполную среднюю школу Мордвесского района. То есть все, как у многих сверстников того времени. Азам учился у себя в селе, потом каждый день ходил за несколько километров в соседнюю деревню, чтобы продолжать образование.

Родители – обычные крестьяне. Отец Михаил Фёдорович наёмный работник на крупного помещика. На сайте Венёвского краеведческого музея указано, что он убит ночью 1944 года, когда работал на мельнице. Мать — Мария Петровна Панкова, урождённая Назарова.

Родители Ильи Панкова.
Родители Ильи Панкова. Фото: Public Domain

Илья же уехал учиться в Москву – в техникум НКПС им. Октябрьской революции. Одновременно ходил в Московский аэроклуб им. Метрополитена. В 1940 году окончил два курса техникума и аэроклуб. Выбрал авиацию. Добровольно вступил в ряды Красной армии и был направлен в Олсуфьевскую школу пилотов в Брянской области. Но уже в декабре его вместе со всеми курсантами перевели в Балашихскую военно-авиационную школу пилотов. Началась война, но Панков продолжал подготовку. До августа 1942 г. находился в резерве при Балашихской школе, где проходил теоретический курс по изучению самолетов ПЕ-2 и Ил-2, и только в мае 1943-го направлен на Брянский фронт.

Однако военных действий на его солдатский век хватило. Прибыл сразу на Курскую дугу. Действуя в условиях сильного прикрытия целей зенитками и истребителями противника, произвёл 12 успешных боевых вылетов. Для новичка – это очень хороший показатель. Именно на Курской дуге Панков был единственный раз сбит. Упал на минное поле, а ночью ему помогли выбраться к своим наши солдаты.

Летом 1944 года Панков в составе частей 1-го Белорусского фронта участвовал в поддержании с воздуха наступления 9-го танкового корпуса при прорыве глубокоэшелонированной обороны противника на Днепре и в уничтожении окруженной группировки немецких войск в районе Бобруйска.

На фоне дома родителей.
На фоне дома родителей. Фото: Веневский краеведческий музей.

Работы штурмовикам хватало

В боях Панков показал высокий класс техники пилотирования. В представлении на звание Героя Советского Союза главный маршал авиации Константин Андреевич Вершинин отмечал, что «тов. Панков является одним из лучших ведущих групп 6 – 8 – 12 самолетов. Группы водит в сложных метеорологических условиях при максимальной насыщенности зенитной артиллерии противника. Наземные части всегда восхищены и благодарны, когда работает на их участке группа ст. лейтенанта Панкова».

Сам же герой в письме в Тулу скромно потом замечал, что «специальных очерков обо мне в газетах не было, кроме отдельных информационных сообщений во фронтовых газетах».

Особенно Панков и его эскадрилья отличились и показали образцы мужества и отваги при окружении и уничтожении Гдынско-Данцигской группировки немецких войск и при прорыве обороны противника на западном берегу Одера. В этих операциях  Панков произвел 39 успешных боевых вылетов.

Он сам вспоминал, что работы штурмовикам в те дни хватало. В день вылетали по два-три раза.

«Как-то вылетели на штурмовку переправы через реку Дзялдовка. Немцы подтягивали к фронту свои резервы, наша задача состояла в том, чтобы задержать их, а при возможности уничтожить или изрядно потрепать. Переправа была лучшим местом для такой операции. Здесь войска расположены кучнее. Но когда мы подошли к переправе, нас встретил зенитный заградительный огонь врага. Умело маневрируя, мы при первом заходе сбросили бомбы в место скопления артиллерии и пехоты противника. Развернувшись, пошли снова на цель. В это время я почувствовал, что рули поворотов повреждены прямым попаданием снаряда. Самолёт стал плохо управляем. Выйти из боя – значит, поставить выполнение задачи под угрозу срыва. Бросив последние бомбы, а затем убедившись, что переправа надолго нарушена, я повёл свою «птицу» на аэродром. Перед посадкой выяснилось, что осколком снаряда перебито шасси. Пришлось сажать самолёт без рулей, причём на одно колесо. Выручил опыт, помогла выдержка».

А уже через шесть дней Панков в составе шестёрки самолётов Ил-2 штурмовал железнодорожный эшелон на перегоне Фольваль – Заагель. Несмотря на сильное прикрытие цели, произвёл два захода, мелкой серией бомб разбил эшелон и поджёг его.

26 марта при отходе от цели восьмёрка советских самолётов была атакована противником. Панков дал команду по радио встать в оборонительный круг и огнём всех экипажей отбил три атаки истребителей. Группа без потерь возвратилась на свой аэродром.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 июля 1945 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками старшему лейтенанту Илье Михайловичу Панкову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» № 7970.

Парад на Красной площади. И. М. Панков у знамени слева.
Парад на Красной площади. И. М. Панков у знамени слева. Фото: Веневский краеведческий музей

Прирожденный воспитатель

В 1949 г. Панков поступил учиться в военно-воздушную инженерную академию им. Жуковского. Окончил её с красным дипломом в 1955 году, но вскоре по состоянию здоровья был списан с лётной работы и переведён на инженерную.

Служил начальником отделения в войсковой части на аэродроме Чкаловский, ведущим инженером. Жил в это время в одном доме с первым космонавтом планеты Юрием Гагариным.

Известно, что Илья Михайлович участвовал в испытаниях новейшей боевой техники – самолётов Ан­12, Ан­22 «Антей», Ил­76. Был за это удостоен ордена Трудового Красного Знамени и медали «За боевые заслуги».

Отвечал также за все авиационные происшествия. При его непосредственном участии была установлена причина катастрофы «Антея», произошедшая в Африке. По всей видимости, имеется в виду авария, случившаяся 18 июля 1970 года, когда Ан-22 «Антей» ВВС СССР потерпел крушение в северной части Атлантического океана, хотя она случилась достаточно далеко от Африки. На борту самолёта находилось 22 человека. Ан-22 в составе группы должен был доставить гуманитарный груз пострадавшим от землетрясения жителям Перу. По версии следствия, произошёл взрыв надутой избыточным давлением грузовой кабины. После этого было выпущено указание всем Ан-22 летать только с разгерметизированной грузовой кабиной.

Последнюю свою боевую награду Илья Михайлович Панков получил в 1969 году. Во время чехословацких событий, выполняя приказ командования по доставке средств телекоммуникации в Прагу, принял решение о посадке самолёта на залитую маслом взлётно-посадочную полосу, и успешно её совершил. Награждён орденом Красной звезды.  

Его называли прирождённым лётчиком и прирождённым воспитателем. Честным человеком, на которого всегда можно положиться. Его не боялись, но все уважали. Это все рекомендации, которые стоят очень дорого, не каждому даны.

В 1983 году Илья Михайлович Панков ушёл в отставку с должности заместителя командира аэродрома Чкаловский. Умер в июне 2011 года.

И. М. Панков с правнуком в Веневе. 2005 г.
И. М. Панков с правнуком в Веневе. 2005 г. Фото: Веневский краеведческий музей
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах