Село, отмеченное визитами императора Петра Великого, не упоминается в туристических маршрутах региона. Корреспондент «АиФ в Туле» выяснял, почему некогда богатейшее село, не имеет почти никакой инфраструктуры и вообще обделено вниманием властей.
Не всем любо
Доподлинно известно, кто поставил поклонный крест перед стёртой папертью давно разрушенного храма Иоанна Предтечи и время от времени его обновляет, меняя также истрепавшийся Всевеликого войска донского флаг. В начале 90-х в стране повсеместно стали появляться так называемые казачьи общины. Тогда «в казаки» подалось множество досужего народа из числа любителей походить в штанах с лампасами и с деревянными шашками на боку, покричать «любо!»

Если обратиться к совсем уж древним временам, то первое письменное упоминание об озере, давшем название много позже появившемуся селу, относится аж к IX веку и принадлежит Ибн Хордадбеху, персидскому путешественнику и историку при халифе Багдадском, автору «Книги путей и стран».
Значение для империи огромно
Вероятно, так мог считать император всея Руси Пётр Алексеевич Романов, которого не отпускала идея проложить водный путь, который соединил бы бассейны Черного и Каспийского морей. Для дел торговых и надобностей военных. Варианты и локации рассматривались разные, но в самом начале XVIII века выбор самодержца остановился на Иван-озере, небольшом и весьма мелководном водоёме, из которого вытекали тогда две речки, Шат, несущий воды через Упу, Оку и Волгу в Каспий, и Дон, бегущий в Азов.
В ходе проектирования голландские гидрологи не учли некоторых обстоятельств, среди прочих того, что озеро наполняло водой долину со своей южной стороны, то есть, собственно, начало донского направления канала, только после очень снежных зим. И хотя на строительстве Ивановского канала и шлюзов положено было за двадцать лет немало крестьянских жизней, проект успеха не имел и воплотился только через столетия, в виде Волго-Донского канала. Впрочем, на эту тему написано немало научных исследований и художественных произведений, так что специально углубляться в неё здесь нет нужды. Добавим только, что Пётр Первый, согласно исследованиям, не только посещал Иван-Озеро, но и участвовал в проектировании Ивановоского канала и бывал здесь, по меньшей мере, дважды. В 1701-м и в двумя годами позже, когда проезжал со свитой и иностранными дипломатами и путешественниками вдоль Дона, до Воронежа. В тогда ещё деревне для него был даже построен дворец, хоть и деревянный, простоявший, согласно историческим документам, почти полвека.
Важно то, что именно с началом канальных работ начался экономический, демографичский и социальный взлёт села Иван-Озеро, продолжавшийся вплоть до Октябрьской революции.
Богатые слободы
Казалось бы, с прекращением канальных работ деревня должна была стать снова неприметным захолустьем. Однако её местоположение на пересечении нескольких трактов, близость к уездным, довольно развитым Епифани и Венёву, а также к Туле сыграло свою роль. Вели дороги и в сторону Дедилова и Богородицка. Как тут без таможни? Она и была учреждена здесь в 1739 году.
Если первоначально в деревне имелась лишь одна слобода, стоявшая на возвышенности и именовавшаяся Богатой, то позже появились и другие: Донская, Купеческая, Поповская. Тогда же была построена деревянная Иоанно-Предтеченская церковь.
А уж когда на средства генерал-майора Боброва построена была в 1761 году церковь каменная, и Иван-Озеро официально стало селом, сюда потянулись люди самых разных сословий. Одних купцов было под сотню, более всех было мещан, были и военные, и цеховые люди. Крестьян, принадлежавших генер-майору, было всего ничего, село жило торговлей и ремёслами. В церковный приход вошли жители окрестных Колодезного, Прудков, Хмелевой, Ширина. Население села насчитывало полтысячи человек. Для сравнения, согласно результатам переписи населения 2010 года, в деревне проживало 103 человека. Ну и сейчас — плюс-минус столько же. Однако дети разного возраста есть, но об этом позже.
Церковно-приходскую школу на свои средства построил в 1884 году предводитель губернского дворянства Алексей Васильевич Бобринский. В общем можно сказать, что село развивалось по нарастающей. Иван-Озеро было самым богатым селом во всей округе. Доказательством тому документальные свидетельства, в частности, о том, что на Рождественскую ярмарку съезжались купцы из Москвы, Нижнего Новгорода, Рязани и даже Польши, откуда привозили чистокровных лошадей. Развитие села не остановил даже опустошительный пожар, случившийся в 1877 году. Иванозёрцы быстро отстроились, село своего экономического значения не утратило.
Не положено!
Пять лет назад представители общественной организации флотских офицеров в отставке Михаил Волков и Дмитрий Картошкин, проникшиеся славной историей старинного села, выступили с инициативой: увековечить пребывание Петра Великого в окрестностях современного Новомосковска. в том числе дабы опровергнуть распространённый ещё советскими писателями миф, что-де в этих пустынных краях испокон века только ковыль колосился, ветры завывали да волки рыскали.
Вот что рассказывает учредитель общественной организации «Морской клуб «Новомосковск» Михаил Волков: «Идея наша проста, а замысел легко осуществим. Поставить на околице села памятный обелиск о пребывании в наших краях Государя императора Всея Руси тогда-то и с такими-то целями. И тем самым пробудить в народе, в том числе молодом поколении интерес к истории родного края. Что в этом плохого? Место выбрали такое, чтобы знак был виден и с городской окраины, и с дорог, соединяющих Тульскую с другими областями.
Не встретив отклика со стороны местных властей, мы за свой счёт привлекли необходимые службы, от землеустроителей до водоканала, электриков и газовщиков, получили от них разрешительные документы. Я сам в прошлом не только моряк, но и строитель, знаю, как подобные дела делаются по всем правилам. Проект нам подготовили в одном из тульских учреждений. Все разрешительные документы имеются. Нет лишь разрешения от руководства местной администрации. Не разрешаем, дескать, и всё тут. Без объяснения причин отказа, о которых можно только догадываться. Справедливости ради надо сказать, что и Общественный совет Новомосковска, и Собрание депутатов городского округа идею, наконец, одобрили, и теперь надо найти деньги на изготовление стелы.
К слову, подобный обелиск был установлен в XIX веке в селе Иваньково, совсем близко, где царь Пётр останавливался, возвращаясь как раз из Иван-Озера, с канальных работ. Обелиск впоследствии был разрушен по указу советского правительства, согласно которому искоренялась всякая память о царственных особах.

Из площадок — только мусорные
Если в стародавние времена улиц и слобод в селе было десятка полтора, то теперь только две: Набережная и Молодёжная. Дорога, пролегающая за околицей, сравнительно недавно отремонтирована, а деревенская, вдоль Набережной, так себе. Но ездить можно. Автобус три раза в день, а если приспичит по какой-либо срочной надобности, те, у кого своего транспорта нет, ходят в город пешком, до Залесного микрорайона три километра.
Вдоль Набережной, название которой исключительно символическое, мусорные площадки, их здесь на небольшое по численности население в изобилии. Правда, есть ещё одна. Не дождавшись установки детской площадки, местные пацаны и девчонки расчистили небольшое пространство, установили щит с баскетбольным кольцом и ещё кое-что по мелочи. Собираются здесь летними вечерами, сидят у костра. Всего ребят в Иван-Озере человек пятнадцать, есть малыши, есть и те, кому скоро на службу в армию. Летом ребятни прибавляется, приезжают к бабушкам-дедушкам.
В конце Набережной — развалины того самого храма Иоанна Предтечи, упразднённого большевиками 30-е годы прошлого века. Да, плох, и считается, что восстановлению не подлежит. Однако в том же Иваньково от храма оставалась буквально куча кирпичей, а теперь он возрождён почти в прежнем обличии. Об этом мы рассказали в 2020 году в материале «Иваньковские легенды и реалии». Но это так, к слову.

Как уже было сказано, перед храмом поклонный деревянный крест, мачта с флагом Донского казачества, могила убитого осенью 1941 года фашистами красноармейца Данилы Кандаурова, которую и поныне навещают родственники, а ухаживают за ней местные. И «венцом» сельского пейзажа — очередная мусорная площадка. Как будто другого места не нашлось для неё кроме как у храма.
Прямая речь

Лев Молчанов: «Я иванозёрец в третьем поколении, мой дед приехал сюда с Орловщины с двумя дочерьми. Живу здесь и очень люблю свою малую родину. Знаю и про стародавние времена, и про оккупацию в сорок первом, когда немцы сожгли практически всю деревню.
Вот там, рядом с храмом, был дом батюшки, в котором при советской власти разместили клуб. В самом храме была мельница, мой дед был мельником. История у нас богатейшая, книгу можно писать...»

Галина Николаевна: «Конечно, пейзаж у нас неприглядный. Сами стараемся как можем, выпиливаем поросль, своим транспортом вывозим, да всё разве вывезешь? На кладбище вон деревья старые падают, нам ли их убрать без техники? А ведь кладбище раньше было сельское, теперь городское, Кто, спрашивается, должен отвечать за его состояние? Борщевик опять же, с которым никакого сладу нет. Мусорка прям у храма, думаете, нам нравится? Водителям мусоровозов нравится, потому что здесь им разворачиваться удобно. Куда только не обращались — всё без толку.
Вот вы говорите, обелиск в память о Петре Первом не разрешают поставить. А пришлым дома разрешают строить, вон уже сколько участков разметили...»

Вадим, студент, Александр, старшеклассник: «Нет, закончим учёбу — не уедем никуда. Здесь наша малая родина, всё своё, родное. И люди свои, знакомые, в большинстве — дружные. Видите, сколько нас здесь собралось, и это только те, кто смог. Инфраструктуры нет, и, наверное, никогда уже не будет. Но город близко. Если что, то и пешком полезно прогуляться!»
Иван-силач и плавающие гробы
Само собой, у села с такой обширной историей не может не быть собственных легенд. Одну из них пересказала нам Анжелика Горелова, долгие годы проработавшая библиотекарем, ныне пенсионер и самая активная жительница Иван-Озера.
«В храме существовал также пристроенный позже придел во имя Казанской Божией Матери, - говорит она. - Ещё потом возвели каменную взамен деревянной колокольню, при строительстве которой использовались камни, оставшиеся от шлюзов недостроенного Ивановского канала. Один из колоколов, медный. Сохранилось в памяти селян, якобы был он очень большим, и благовест разносился на многие версты. Есть также предание о том, что однажды вода в озере в одну из особенно бурных вёсен стала подниматься настолько, что стала угрожать затоплением ближних к берегу домов. Якобы батюшка поручил местному силачу по имени Иван остановить стихию и отдал для этого церковные ворота. Которыми богатырь и накрыл самый мощный ключ, бивший со дна озера. Озеро перестало наступать, отсюда и название села...»
Ещё одна легенда перестала таковою быть в 2002 году, найдя своё подтверждение. В семидесятые годы на противоположном берегу, когда озеро было уже многие десятилетия заливом Шатского водохранилища, действовала крупнейшая в РСФСР водномоторная станция, где проводились соревнования по водно-моторному спорту всероссийского значения. При станции был также городской пляж. И вот по Новомосковску пошёл слух о том, что при купании пловцы сталкиваются с поднимающимися из глубины... гробами! Несмотря на то, что купальщики божились, что так оно и было, верил в эти гоголевские страсти мало кто. В обозначенном выше году проводился капитальный ремонт Шат-плотины, возведённой при сооружении водохранилища. При этом уровень воды понизился на некоторое время настолько, что дно Иван-озерского залива стало сушей. Обнажились не только каменные фундаменты домов, перенесённых перед затоплением на высокий берег, но и многочисленные останки строителей Ивановского канала, не выдержавших каторжного труда и упокоенных на сельском кладбище. А также и не до конца истлевшие за столетия гробовые доски. Получается, вода размыла кладбище эпохи строительства канала, вот домовины и стали всплывать. Среди самодеятельных археологов ходят разговоры о том, что тот самый медный колокол, который местные православные вывезли и припрятали глубоко под землёй где-то в окрестностях перед закрытием церкви, относительно недавно откопал и вывез неведомо куда некий тульский копатель. Говорят, пользовался он не обычным ручным металлоискателем, а промышленным георадаром. Правда нет ли, Бог весть.