Иордань в «лягушатнике»
Отсутствие Крещенских морозов, а, значит, и льда на пруду, не давало возможность устроить привычную иордань. Перед самым сочельником выход из положения нашли. Народ запускали прямо в «лягушатник» - в детскую зону пруда. В ней же бродили по воде спасатели.
Ощущения странные, надо сказать. Словно летом заходишь в пруд с берега, бредешь по мелководью… Но, человек существо ко всему привыкающее. Быстро настроились и вперёд. Чтобы детей не застудить долгими проходами по холодной воде, многие брали ребятню на руки и несли до более глубокого места. В этот раз в парке было меньше народа, чем обычно, но пару тысяч медики, спасатели и полицейские насчитали.
А мы успели посмотреть, как проходят крещенские купания в Богородице-Рождественском женском монастыре в Горелках.
Этот ставропигиальный (греч. «крестоутвержденный») монастырь подчиняется непосредственно Патриарху. Деревянный храм, освящённый в честь святителя Николая, предположительно возведён в XV века, а возможно и ранее. Сейчас в монастыре девять насельниц: игумения, схимонахиня, инокиня и монахини. С 2008 года при обители существует детский приют. В 2011 году для него построили четырёхэтажное здание с домовой церковью в честь Тихвинской иконы Богородицы.
Так совпало, что в крещенский сочельник, 18 января, игуменья этого монастыря, матушка Амвросия, отмечала день рожденья. Мы поздравили её с обоими праздниками и вручили подарки.
…Первое водосвятие состоялось утром 18 января. «Вода ежегодно освещается в крещенский сочельник и в сам праздник, - говорит монахиня Серафима, - это равносильный чин освещения, они никак не отличается между собой. В России традиция крещенских купаний появилась вместе с принятием православия в 988 году. Это греческая традиция. Поскольку православие пришло к нам из Византии, то и эта традиция была перенята тоже». Некоторые уже с утра, сразу после водосвятия, успели окунуться в монастырских купелях.
Начать всё заново
18 января, в одиннадцать часов вечера, начались крещенские купания. Все исповедовались и причащались. В полночь в храме началась праздничная божественная литургия, которую провёл отец Николай. После состоялся чин крещенского водосвятия. Люди набирали святую воду, очень многие отправились окунуться в монастырские купели. Их здесь две – открытая, на улице и закрытая – рядом, в небольшом домике. К купелям выстроилась значительная очередь.
«Ощущаю очищение, - говорит Валерий Николаев, вылезая из открытой купели, - немного прохладно, но зато так замечательно!».
Этот обряд непростой, несмотря на кажущуюся простоту. С годами существования традиции некоторые принципы изменялись, а другие теряли свой духовный смысл. Бывает, что люди опускаются в ледяную воду, делая это напоказ. Но так в обряде совершенно теряется его глубокий смысл.
«Мало кто задумывается о грехах и их искуплении, ведь в проруби закаляется сила духа, а не физическое тело, - говорит Мария Сергеевна, - я не рискнула окунаться на улице – прохладно, поэтому сделала это в закрытой купели».
Из разговоров с окунавшимися в купели понятно, что большинство действительно решили это сделать не ради красивых фотографий в соцсетях, чтобы похвастать подвигом. «Подобное поведение никак не связывают с истинной верой, - говорит Павел Лавровский, - я окунулся в купель, чтобы переродиться, а жизнь начать заново через этот обряд».
«Было дело, провёл в местах не столь отдалённых три года, - рассказывает Александр, - в колонии была своя традиция крещенских купаний. Поскольку в эту ночь вся вода на земле становится святой, то мы набирали её в умывальнике и в полночь шли на плац перед бараком обливаться. Сотрудники тюрьмы этому не препятствовали, хотя к тому моменту уже и был отбой».
Утром в храме состоялись служба и крестный ход. Весь день продолжалась раздача крещенской святой воды.
Мноие верят, что вода, набранная в ночь на Крещение, обладает целительной силой. Это подтверждают не только священные писания, но и рассказы десятков людей. Кому-то удается вылечиться от неизлечимых болезней, обрести долгожданное здоровье. Другие поют такой водой детей, чтобы укрепить иммунитет, прогнать хворь. Ещё ею освящают углы в доме, чтобы прогнать злой дух из жилища.