Аргументы и Факты
tula.aif.ru
16+
Тула
Аргументы и Факты
tula.aif.ru
16+
Тула
Примерное время чтения: 8 минут
79

Из волонтёров в кандидаты наук. Молодой учёный о патриотизме и сериалах

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 44. "АиФ-Тула" 29/10/2025
Олег Бондарь / АиФ в Туле

Социолог Анастасия Сычёва удостоена награды Министерства науки и высшего образования России. В пояснении к Благодарности говорится: «За значительный вклад в развитие сферы высшего образования». Подробнее — в материале tula.aif.ru.

И так и сяк пытались

Олег Бондарь, tula.aif.ru: Анастасия Владимировна, так какой же такой значительный вклад вы внесли?

Анастасия Сычёва: В прошлом году мы с коллегами, молодыми учёными, реализовывали государственное задание по гражданско-патриотическому волонтёрству. Мы увидели проблему его развития и пытались её рассмотреть. Наши обыденные наблюдения показали, что ребятам, с одной стороны, интересно патриотическое волонтёрство, с другой — это в некотором роде навязанная необходимость участия. Вот мы и решили выяснить, чего же в молодых людях больше. Дело в том, что в новой дисциплине «Основы российской государственности» одной из основных задач является воспитание патриота.

И наши исследования должны были показать, что есть для ребят концепт гражданско-патриотического волонтёрства и как они вообще его воспринимают. Ну и, собственно, наша гипотеза была в том, что это соответствует добровольческому посылу, что они делают это, потому что сами хотят помогать людям. Исследование наше тоже показывает, что чем больше молодые люди сами начинают вовлекаться в решение проблем, тем меньше у них такой иждивенческой позиции, мол, нам все должны, и, соответственно, больше понимания того, что они сами могут какое-то минимальное усилие предпринимать и что-то делать.

— И многим разворошили таким образом душу?

— В общей сложности в исследовании приняли участие около 650 человек. Мы использовали несколько методов, в том числе массовый опрос через соцсети, фокусированные групповые интервью, где с ребятами общались лично и пытались с разных сторон рассмотреть их активность, и был ещё один метод — это анализ документов. Кроме того, мы работали с экспертным сообществом из разных регионов. Ещё у нас была специфика: мы провели сравнительный анализ волонтёрства в Тульском регионе и Луганской Народной Республике.

— А почему именно ЛНР?

— Нам было интересно, как ребята из нового региона после его присоединения к России адаптируются в плане добровольчества, ведь раньше у них не было такой активности в подобной деятельности. Поехать туда и лично с ними переговорить нам не удалось, поэтому делали выводы на основании дистанционного общения. Есть вероятность, что эти ребята просто стеснялись говорить о проблемах, и мы многого не узнали, но, как мы выяснили, понимание патриотизма и волонтёрства у нас общее.

— Так в чём же отличие тульских и луганских волонтёров?

— В том и отличие, что у участников фокус-групп из нашего региона было больше представлений о том, как улучшить, усовершенствовать свою добровольческую деятельность. То есть они видели какие-то определённые недостатки. А у ребят из присоединившегося региона такого не было. Им всё казалось новым и интересным, и у них пока нет такого критического отношения. Всё что есть, для них прекрасно и замечательно. Тульские же волонтёры более пресыщенные, что ли. Институт добровольчества у нас достаточно давно и активно развивается и какие-то проекты, мероприятия ребята могут уже сравнивать.

— А в чём практическое значение ваших исследований?

— Наши позиции нашли воплощение в рекомендациях для образовательных организаций, ведь сейчас на повестке дня курс «Основы российской государственности». Кроме того, наша кафедра — одна из первых, кто стал разрабатывать и читать этот курс. Также есть такой подход: мы с коллегами занимаемся уже другим исследованием, которое является неким продолжением. Это анализ федеральной программы «Обучение служением», которая позволяет школьникам и студентам реализовывать свои проекты. По сути, это такая волонтёрская активность. При этом «Обучение служением» включено в программу «Основы российской государственности». То есть ребята выполняют курсовой проект, который должен быть максимально связан с их направлением подготовки, а с другой — показывать их готовность служить обществу. И в прошлом году у нас уже были интересные примеры сотрудничества с некоммерческими организациями.

— Что-то мне подсказывает, что ваше такое пристальное внимание как учёного к теме волонтёрства — это неспроста...

— Да, тема эта мне очень близка, потому как кандидатская диссертация, которую защитила в 2018-м, у меня тоже была посвящена добровольчеству. Тема звучит так: «Добровольческое движение современной российской молодёжи как фактор развития гражданского общества». И пришла я к ней именно через личное участие в волонтёрской деятельности. А начинала в школьные годы, как это сейчас называют, с событийного формата волонтёрства, то есть помогала на различных мероприятиях. Самое первое из них было связано с вручением в нашем ДК города Щёкино подарков ветеранам Великой Отечественной войны в День Победы. Потом постепенно стала включаться в разные экологические проекты.

— Так чем же всё это вас тогда привлекло?

— Я по натуре активный человек и волонтёрство как нельзя лучше позволяло проводить время с интересом. А потом, это же новые впечатления, эмоции... Круг общения расширяется. При этом определённый заряд энергии получаешь, а ещё — в общем-то, даёт почву для размышлений над самим собой. Тогда ещё не было осознания, кем я буду дальше, а волонтёрство помогало себя искать. Но, конечно же, и не предполагала, что когда-то это станет моей научной темой.

Откуда у вас эти сосны

— Надо полагать, после поступления в университет лично у вас с практическим волонтёрством было покончено?

— Вовсе нет. Оно приобрело новые формы. На первом курсе мы сами обзванивали руководителей школ и говорили: «А мы хотим привезти вам десять саженцев сосны»... Сейчас вряд ли бы стала действовать таким кустарным методом, а тогда это было очень даже интересно. Мы даже соревновались в том, сколько соберём сторонников и сколько школ согласятся это делать, потому что проект был достаточно новый. К нам было много вопросов: «Откуда у вас эти сосны? Как мы их будем сажать? А зачем вам это нужно?» и т.д. В некоторых аспектах это была такая серьёзная работа на сопротивление, потому что многие, в том числе некоторые мои знакомые и друзья, недоумевали: как это бесплатно чем-то заниматься... Потом, когда спустя годы видишь результат, к примеру, те же сосны, которые уже подросли, ощущаешь этот момент мотивации когда-то тобой сделанного. Это когда не просто галочку ставишь, а понимаешь, что в том числе и благодаря тебе какие-то позитивные изменения происходят.

— Какое влияние оказывает на вас профессия в повседневной жизни?

— Даже на досуге во время просмотра сериалов ловлю себя на том, что увлекает не сюжет, а мысли: что легло в основу того или иного произведения, какие социальные проблемы, зачем, вообще, появился этот продукт и какие вопросы пытались высветить авторы. То есть, как социолог, пытаюсь ставить диагноз. И ребят этому учу, когда они смотрят связанный с учёбой контент, да и развлекательный тоже. Спрашиваю их, как бы они ответили на вопросы, поставленные создателями? Например, у нас есть дисциплина «Социология семьи», на которой мы различные аспекты с ребятами анализируем, в том числе вопросы, связанные с одним популярным сериалом. Так вот, мы обсуждаем, почему возникло то или иное явление, пытаемся найти результаты социологических исследований и понять, насколько это сейчас актуально. И этот процесс оказывается очень интересным. Вот и получается, что порою какой-нибудь сериал посмотреть и потом его разобрать на обсуждении, может оказаться гораздо эффективнее, чем просто на эту тему лекцию прочитать.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах