Аргументы и Факты
tula.aif.ru
16+
Тула
Аргументы и Факты
tula.aif.ru
16+
Тула
Примерное время чтения: 11 минут
702

Уперлись «рогами». Закроют ли троллейбусное движение в Туле?

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 32. "АиФ-Тула" 09/08/2023
Развивать надо троллейбус, продлевая его в Пролетарский район – до областной больницы и стадиона «Металлург».
Развивать надо троллейбус, продлевая его в Пролетарский район – до областной больницы и стадиона «Металлург». / Романов Кирилл / АиФ

Закрытие с 1 сентября троллейбусного маршрута № 6 в Туле под предлогом его дублирования автобусом № 36 породило слухи о том, что местные транспортные власти хотят в принципе избавиться от «рогатых». Так ли это? Разбирался tula.aif.ru.

Без дублирования

На вопрос, почему приоритет был отдан не троллейбусу, а автобусу при ликвидации дублирующего маршрута, чиновники ответили нам, что путь следования автобусного маршрута № 36 проходит по тем же улицам, как и троллейбусный маршрут № 6. При этом автобусный маршрут № 36 захватывает часть пути от Московского вокзала до мкр. Петровcкий и от пос. Горелки до пос. Хомяково. При увеличении единиц транспорта по автобусному маршруту № 36 с 6 до 11, не нарушается транспортное сообщение на маршруте упраздняемого троллейбуса № 6, а только улучшается. Также, как и на участках от Петровского до вокзала и от Горелок до Хомякова, где ходит 36-й автобус, считают в управлении транспорта и дорожного хозяйства.

Нужно сохранить и развивать трамвай и троллейбус как экологические виды транспорта.
Нужно сохранить и развивать трамвай и троллейбус как экологические виды транспорта. Фото: АиФ/ Романов Кирилл

Приводят там и такой аргумент: при сравнении троллейбуса с автобусом, последний показывает себя более эффективным видом транспорта, будучи более мобильным и скоростным, «позволяющим оперативно реагировать на изменения корреспонденций передвижения жителей города без строительства контактной сети и подстанций».

Как уверяют транспортные власти города, с закрытием «шестёрки» будут усилены маршруты №№ 1, 4 и 7, куда добавят машин. А всего с 1 сентября в Туле останется всего-то 5 троллейбусных маршрутов, количество которых в лучшие времена доходило до 10-ти. Правда, как уверяют в управлении транспорта и дорожного хозяйства, с 2016 года выпуск троллейбусов на линию остаётся неизменным, выпуск по троллейбусным маршрутам сокращать не планируется. В настоящее время работу на 6 троллейбусных маршрутах осуществляют 53 единицы техники.

Вот только некоторые из приведённых цифр вызывают серьёзные сомнения. Так, в апреле 2018 года администрация Тулы рапортовала о девяти маршрутах и 87-ми работающих на них троллейбусах. А представить, что 53 — это «почти то же самое», что и 87, даже при самой бурной фантазии весьма сложно. Да и закупок нового подвижного состава не было несколько лет.

Как уверяют транспортные власти города, с закрытием «шестёрки» будут усилены маршруты №№1, 4 и 7, куда добавят машин.
Как уверяют транспортные власти города, с закрытием «шестёрки» будут усилены маршруты №№1, 4 и 7, куда добавят машин. Фото: АиФ/ Романов Кирилл

Чьи провода?

А с заброшенной линией в Пролетарский район вообще возникла детективная история. Контактная сеть там, оказывается, находится в частной собственности! Но с владельцем якобы ведётся работа по приобретению контактной сети в собственность города. Вот только для чего городу провода неработающей вот уже как 15 лет троллейбусной линии на улицах Советская, Пролетарская и Ложевая? На металлолом сдать? И это предположение, вытекающее из признания транспортных властей города, о котором — ниже.

Вообще, о перспективах «рогатого» транспорта в Туле чиновники говорят не слишком охотно. Сейчас они заключили муниципальный контракт с частной фирмой на разработку комплексной схемы организации транспортного обслуживания населения города, включая финансово-экономическую модель и подготовку научно обоснованных предложений по развитию общественного транспорта.

Приоритет — трамваю

В одном только признались местные власти: приоритет в развитии городского электротранспорта отдан трамваю, так как пассажировместимость больше, срок его службы дольше в три раза, чем у троллейбуса, места на дороги занимает меньше по причине выделенных полос.

Кстати, новые трамвайные вагоны модели 71-911 ЕМ «Львёнок» в управлении транспорта и связи хвалят. Они отличаются высокой комфортабельностью, современными технологиями, тихим и плавным ходом. Мелкие, незначительные неисправности, если и выявлялись при обкатке, то оперативно устранялись заводом-изготовителем. Правда, учитывая, что обновление подвижного состава на маршруте № 10 начался с 23 июня, о сокращении интервала движения в администрации города предпочитают пока не говорить. В своём ответе на вопросы «АиФ в Туле», они написали явную очевидность: мол, интервал движения сократился за счёт входа пассажиров во все двери и самостоятельной оплаты с помощью стационарных валидаторов, расположенных при входе. Пока же водитель вынужден работать и кондуктором, что чудовищно задерживает движение трамвая. А там, где высадка и посадка пассажиров осуществляется с их выходом на проезжую часть улицы, стоит и поток автотранспорта, пропуская людей от остановки к трамваю и обратно.

Впрочем, по поводу сокращения интервалов движения ясность будет после завершения ремонта трамвайных путей в Криволучье.

Но, если с тульским трамваем всё более или менее понятно, то над троллейбусом, похоже, действительно нависла угроза. По крайней мере, к такому выводу пришли местные активисты, разместившие открытое обращение к руководству Следственного комитета России в сообществе «Трамвай|Троллейбус|Будущее» в одной из социальный сетей. Предстоящее закрытие троллейбусного маршрута № 6 на фоне увеличения количества коммерческих автобусов малой вместимости на улицах города авторы петиции расценили как «приготовление к преступлению» — уничтожению городского троллейбуса как вида транспорта. По утверждению активистов, «к ухудшению троллейбусного движения причастны должностные лица министерства транспорта Тульской области».

Троллейбус – более экологичен, у него больше вместимость, чем у автобуса.
Троллейбус – более экологичен, у него больше вместимость, чем у автобуса. Фото: АиФ/ Романов Кирилл

Не так посчитали?

Активист Николай Молчанов отмечает: троллейбус № 6 из-за ремонта Московского путепровода второй год вынужден курсировать по укороченному маршруту до Малых Гончаров вместо Горелок, в то время как автобус № 36 ездит, как и прежде, от пос. Хомяково до мкр Петровский. Николай рассказал: его уже приглашали на беседу в СУ СК РФ по Тульской области — после того, как на ситуацию обратили внимание в информационном центре СК России и её взял на контроль глава ведомства Александр Бастрыкин.

Молчанов обращает внимание: троллейбус — более экологичен, у него больше вместимость, чем у автобуса. Он также возмущён тем обстоятельством, что дублирующая автобус № 36 маршрутка как ходила, так и ходит, её отменять никто не собирается. Вместо этого отменяют почему-то троллейбус № 6.

Краевед, историк городского электротранспорта Владимир Щербаков считает: «Нужно сохранить и развивать как трамвай, так и троллейбус — как минимум, в силу того, что это экологические виды транспорта. Да, они дороже в содержании и обслуживании, требуют соответствующей инфраструктуры, но срок службы у них в разы больше, чем у автобусов. Это же касается и автобусов на газомоторном топливе, которые ещё быстрее вырабатывают свой ресурс.

Грамотные решения позволяют сделать трамвай очень быстрым и комфортным. Вот пример: на ул. Энгельса после её реконструкции убрали ряд светофоров, запретили движение автотранспорта от Пушкинской до Советской и люди стали выбирать трамвай! Ещё посадили бы туда кондукторов, и он поедет ещё быстрее. Троллейбус — немного другое. Скоростью он не отличается, зато идёт мягко.

К слову, в своё время разрабатывался проект параллельной контактной сети на ряде магистральных улиц центра Тулы, чтобы некоторые троллейбусы могли курсировать в режиме «полуэкспресс», обгоняя более медленных «коллег», которые едут со всеми остановками.

В 2007 году электротранспорт был разделён, трамвай остался муниципальным, а троллейбус ушёл частнику в концессию, вроде бы начал активно развиваться, закупались новые машины, была построена сеть по улицам Советская, Пролетарская и Ложевая, но городу она так и не была передана. Потом дела у концессионера пошли всё хуже, его отношения с местной властью разладились, из города он ушёл, распродав часть активов. В итоге после пуска в 2008 году в Пролетарский район, через пару лет он перестал туда ходить. Но кому концессионер мог продать контактную сеть? Она до сих пор так и остаётся в частных руках.

А по-хорошему, развивать надо троллейбус, продлевая его в Пролетарский район — до областной больницы и стадиона «Металлург». И это можно сделать даже без контактной сети (прокладывать её по мере возможности), ведь многие современные троллейбусы имеют приличный запас автономного хода, в Туле такие машины тоже есть. Точно также надо развивать и трамвай, и хорошо, что есть планы продления линии до кварталов Петровский и Балтийский».

Мнение

Глава Тулы в 1997-2005 гг. Сергей Казаков: «Я искренне считаю, что есть направления жизни города, которые не могут быть бизнесом, это основа жизнедеятельности, в том числе и транспорт. Поэтому, когда мы говорим о маршрутках, об автобусах небольшой вместимости, словом, о частных перевозчиках, для них это, в первую очередь, бизнес. А ведь общественный транспорт не случайно так называется. Поэтому считаю, что надо однозначно развивать городской электротранспорт по-настоящему, надо опираться на троллейбусы, трамваи и муниципальные автобусы большой вместимости. И не надо изобретать велосипед, всё это у нас было: свои автоколонны, мы каждый день следили за выпуском на линию, смотрели — во сколько последний автобус сошёл с маршрута и т.д. То есть был очень серьёзный контроль за общественным транспортом. А интересы бизнеса и общественные потребности далеко не всегда совпадают».

Кстати
Председатель Государственной думы Вячеслав Володин предложил передать электротранспорт от муниципалитетов в ведение регионов, ведь у последних больше финансовых возможностей. Тем более, жители целого ряда городов жалуются на прекращение движения трамваев или троллейбусов. А, скажем, астраханцы лишились обоих видов транспорта.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах