Тональность заявлений властей всех уровней в связи с возможным ростом нерегулируемого тарифа на проезд в немуниципальном общественном транспорте областного центра на минувшей неделе резко изменилась. Если ранее администрация Тулы взывала к совести частников, а прокуратура разводила руками, заявляя, что всё «по закону», то спустя считанные дни ситуация развернулась в другую сторону.
Сначала президента Тульского регионального транспортного союза по содействию в развитии пассажирских перевозок Веру Коротких пригласили в управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области. Там с ней провели профилактическую беседу и предостерегли от совершения планируемых действий (бездействия), в связи с тем, что такое поведение может привести к нарушению пункта 1части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». В общем, настойчиво не рекомендовали повышать тариф.
«Мы благодарны ФАС за это предупреждение, - призналась Вера Коротких. - Люди мы в этом деле неопытные, так как раньше тарифы и в коммерческом сегменте регулировались областью, а в этой ситуации мы впервые, поэтому от ошибок никто не застрахован».
По словам президента, основные претензии антимонопольного ведомства состоят в следующем. Во-первых, одномоментное повышение тарифа несколькими перевозчиками могло привести к обвинению в картельном сговоре со всеми вытекающими отсюда последствиями. Во-вторых, декларированная возможность безналичной оплаты проезда по прежнему тарифу, то есть 20 рублей, пока невозможно из-за отсутствия терминалов в маршрутках. И ещё: появившуюся в ряде СМИ информацию о грядущей забастовке водителей коммерческих маршруток она опровергла.
Свою жёсткую позицию обозначил губернатор Алексей Дюмин: в основе любого повышения должно лежать чёткое экономическое обоснование.
Глава администрации города Тулы Евгений Авилов пояснил, что никаких экономически обоснованных расчётов от перевозчиков не поступало, и из чего складываются тарифы, непонятно.
«Наша позиция: повышение тарифов необоснованно, и в рамках своих полномочий мы предпримем все усилия, чтобы не допустить повышения», - отметил Авилов.
Но и к муниципальному транспорту, проезд на котором не повышается, много претензий: не соблюдается расписание, оставляет желать лучшего техническое состояние автобусов. По словам Евгения Авилова, в городе разработан комплекс мер по обновлению парка автобусов, троллейбусов и трамваев, принято решение об увеличении заработной платы водителей для привлечения квалифицированных кадров.
Алексей Дюмин обратился к руководителю Тульского УФАС Юрию Елагину с просьбой держать ситуацию на контроле и продолжать отстаивать интересы жителей.
Кстати, аналогичные вопросы возникали и по межмуниципальным маршрутам. По словам министра транспорта и дорожного хозяйства региона Родиона Дудника, 4 межмуниципальных перевозчика заявляли о повышении тарифа. С ними были проведены переговоры, в результате которых заявления были отозваны.
1 марта в Туле ввели систему безналичной оплаты проезда в муниципальном общественном транспорте. У пассажиров появилась возможность произвести оплату с помощью банковской карты с функцией бесконтактной оплаты, смартфона и других устройств, транспортных карт. В этом случае стоимость проезда составит 15 рублей, что на 5 рублей меньше, чем при оплате наличными. Новые терминалы установлены на всех единицах муниципального общественного транспорта, включая автобусы, троллейбусы и трамваи. Сервис доступен для держателей карт с функцией бесконтактной оплаты любых банков и платёжных систем. За неполные три недели терминалами воспользовались более 21,5 тысяч раз.