Здесь можно проходить экзамен «змейка», когда получаешь права на вождение. Дорога в новомосковское СНТ «Лешки», как и в одноимённую деревню уже больше 10 лет напоминает партизанскую тропу. Здесь разбивают машины и не добирается «скорая помощь».
На чужой практике?
Асфальт – разбитыми кусками, ямы и выбоины. Мы едем в садоводческое некоммерческое товарищество «Лешки», что всего в полутора километрах от Новомосковска – города химиков с гигантами мирового значения. Рядом строится новый мост и прекрасное шоссейное полотно, но, если свернуть чуть в сторону, начинается полотно времён Великой Отечественной. Здесь пропадает яркая фактура для фильма о бомбёжках. Проще было бы выйти и осилить путь пешком. Но мы ставим эксперимент: разобьём подвеску или нет. На этот раз повезло, водитель оказался виртуозом. А маленький «Матис» впереди нас чуть не застрял надолго. И это при солнечной сухой погоде. Что здесь творится после дождя?
В «Лешках» отдыхают, многие и живут почти круглогодично. Это местные пенсионеры, отдавшие силы и здоровье родному городу. Эпидемия коронавируса и вынужденное заточение привели сюда больше людей. Их дети и внуки обосновались в СНТ ещё с весны, чтобы потом отдыхать и летом.
В «Лешках» люди практически всё делают за собственные деньги: от расчистки зимней дороги до вывоза мусора. Но вот на муниципальный объект средств уже не хватает. Как рассказывают старожилы, дачному городку, где около 300 домиков, больше 40 лет. В советское время дорога была не прекрасной, но сносной. А когда 15 лет назад стали разрабатывать участки в прилегающих кооперативах, подъездную дорогу разбили окончательно. Восстанавливать никто не собирается. И она «хиреет» год от года. Мы поговорили со многим членами СНТ. Вот мнения некоторых из них.
В прошлом начальник штаба Всесоюзной ударной комсомольской стройки на химкомбинате «Азот», Почетный химик РФ, депутат муниципального совета первого созыва Вячеслав Старков справедливо утверждает, что поддержка садоводческих товариществ – проблема не одних «Лешек». Это задача регионального уровня.
«Если рассматривать Тульскую область в целом, то здесь проживает примерно 1,5 млн. человек. Из них – каждый четвёртый имеет дачу. В Новомосковске тоже много садоводов и огородников, – говорит Вячеслав Григорьевич. – Я внимательно читал программы поддержки СНТ по Москве и Московской области. Там представительные органы, депутаты различных уровней разработали программы оказания помощи садоводческим коллективам. В документах прописывается необходимость содержания не только муниципальных дорог, ведущих к СНТ, но и электроснабжения. И даже наличие медицинских пунктов и пунктов приёма продукции садоводов. Я понимаю, что в столице – другие возможности и деньги. Но у небогатой Белгородской области тоже есть своя программа помощи садоводам. Давайте подумаем над этим и мы.
Не пора ли подумать о региональной программе помощи садоводам?
Обстановка нынешнего года говорит о том, что многие стали более активно работать на шести сотках. Здесь выращивают овощи и фрукты не только пенсионеры, но и многодетные семьи, да и просто работающее население с небольшими доходами. Люди думают о грядущей зиме, какой она будет в финансовом плане в сложной эпидемиологической ситуации. Кроме того, многие летом не смогли поехать на юг и отдыхали с детьми на дачах. Наверное, в связи с перечисленными факторами в садоводческих кооперативах заметно активное движение. От желающих приобрести участки нет отбоя. «Лешки» – не исключение…»
Вячеслав Григорьевич верит, что тему помощи СНТ, как социально острую и значимую, поддержат и глава региона Алексей Дюмин, и председатель Тульской областной Думы Сергей Харитонов.
Не заслужили?
«Если возвращаться к конкретному случаю, то кооперативу «Лешки» не повезло ещё и потому, что изначально он был организован не от конкретного предприятия. Здесь давали землю под дачи представителям народного образования, медикам и другим бюджетникам. За их спинами не было мощного помощника. С годами участки перепродавались другим людям. Это строители города, его химических комбинатов, ТЭЦ. Но все они – уже на пенсии. В 60-е годы прошлого века мы гремели на всю Россию, когда строили невиданные до той поры гиганты. Люди посвятили лучшие годы развитию Тульской области. Неужели они не заслужили даже подъездной дороги к шести соткам?» – удивляется Старков.
Пенсионерка Валентина Ливанская сетует, что с её скромной пенсией и так приходится многое оплачивать.
«Город никаких сил не прикладывал. А мы регулярно, сорок лет, платим за землю и за всё, чем пользуемся. За это время столько выплатили, что дорогу можно было бы гранитом выложить», – объясняет женщина.
Пенсионер Алексей Бушин 45 лет отработал электриком на предприятии «Кнауф». Сейчас для него дача – единственная отрада.
«Здесь без машины нельзя. Но подъездная дорога до того плоха, что постоянно разбиваю подвески. В сухую погоду еле на второй передаче тащимся, а в дождь или осенью вообще не пробраться», – констатирует Бушин.
Место дожития
Страдают от отсутствия дороги не только дачники. Куда хуже, когда к ним или в одноимённую деревню Лешки не может доехать машина скорой помощи. А такие случаи были и не раз.
«Раньше на этом месте стояла деревня Лешки. Она существует и теперь, только в урезанном виде. А коль есть населённый пункт, значит, туда должны в случае необходимости добираться санитарные машины и другие транспортные средства», – рассказывает председатель третьего сектора СНТ Сергей Лапин. Раньше он работал на донском заводе «Алунд» (бывший завод радиодеталей – Ред.) диспетчером производственного отдела.
По его словам, один из членов СНТ обращался в земельный комитет при администрации Новомосковска, но получил резкий ответ. Мол, в городе дороги такие, что чёрт голову сломит, а вы со своими дачами. Правда, фамилию заявителя Сергей Владимирович выдать отказался.
Постоянная жительница деревни теперь уже тоже пенсионерка, а раньше инженер северо-задонского конденсаторного завода Галина Храпова рассказывает, что в советские времена асфальт какой-никакой был, а с перестройкой всё вокруг стало рушиться.
«Теперь дорога не просто ужасна, но зимой ещё и не чищена, – негодует пенсионерка. – Когда создавались дачи на месте деревни, родители хотели, чтобы их переселили в город. Но всё осталось по-прежнему. Из-за малочисленности деревни сюда не ездит автобус, нет магазина, мусор вывозим в Новомосковск, у кого дети там живут, приезжают и забирают. Водой пользуемся из колодца, канализации нет, домишки отапливаем дровами. Доживаем, одним словом. Люди хотят, чтобы хоть скорая помощь доезжала».
Когда готовился материал, мы сделали запрос в администрацию Новомосковска. Ответ пришёл от главы муниципального образования город Новомосковск Анатолия Пророкова, потому что глава администрации города Алексей Бирюлин был в отпуске. Приводим выдержку из письма: «Работы по ремонту дороги, указанной в вашем обращении, не предусмотрены бюджетом на 2020–2022 год». И дальше предлагается отремонтировать дорогу к СНТ «Лешки» в рамках регионального проекта «Народный бюджет». Подробности дачники могут узнать в комитете по развитию местного самоуправления или по телефону: 8(48762) 27–209.