Примерное время чтения: 10 минут
435

Куда ведёт дорога? Как подъезд к дачам превратился в испытание

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34. "АиФ в Туле" 19/08/2020
Кирилл Романов / АиФ

Здесь можно проходить экзамен «змейка», когда получаешь права на вождение. Дорога в новомосковское СНТ «Лешки», как и в одноимённую деревню уже больше 10 лет напоминает партизанскую тропу. Здесь разбивают машины и не добирается «скорая помощь».

На чужой практике?

Асфальт – разбитыми кусками, ямы и выбоины. Мы едем в садоводческое некоммерческое товарищество «Лешки», что всего в полутора километрах от Новомосковска – города химиков с гигантами мирового значения. Рядом строится новый мост и прекрасное шоссейное полотно, но, если свернуть чуть в сторону, начинается полотно времён Великой Отечественной. Здесь пропадает яркая фактура для фильма о бомбёжках. Проще было бы выйти и осилить путь пешком. Но мы ставим эксперимент: разобьём подвеску или нет. На этот раз повезло, водитель оказался виртуозом. А маленький «Матис» впереди нас чуть не застрял надолго. И это при солнечной сухой погоде. Что здесь творится после дождя?

Фото: АиФ/ Кирилл Романов

В «Лешках» отдыхают, многие и живут почти круглогодично. Это местные пенсионеры, отдавшие силы и здоровье родному городу. Эпидемия коронавируса и вынужденное заточение привели сюда больше людей. Их дети и внуки обосновались в СНТ ещё с весны, чтобы потом отдыхать и летом.     

В «Лешках» люди практически всё делают за собственные деньги: от расчистки зимней дороги до вывоза мусора. Но вот на муниципальный объект средств уже не хватает. Как рассказывают старожилы, дачному городку, где около 300 домиков, больше 40 лет. В советское время дорога была не прекрасной, но сносной. А когда 15 лет назад стали разрабатывать участки в прилегающих кооперативах, подъездную дорогу разбили окончательно. Восстанавливать никто не собирается. И она «хиреет» год от года. Мы поговорили со многим членами СНТ. Вот мнения некоторых из них.

В прошлом начальник штаба Всесоюзной ударной комсомольской стройки на химкомбинате «Азот», Почетный химик РФ, депутат муниципального совета первого созыва Вячеслав Старков справедливо утверждает, что поддержка садоводческих товариществ – проблема не одних «Лешек». Это задача регионального уровня. 

«Если рассматривать Тульскую область в целом, то здесь проживает примерно 1,5 млн. человек. Из них – каждый четвёртый имеет дачу. В Новомосковске тоже много садоводов и огородников, – говорит Вячеслав Григорьевич. – Я внимательно читал программы поддержки СНТ по Москве и Московской области. Там представительные органы, депутаты различных уровней разработали программы оказания помощи садоводческим коллективам. В документах прописывается необходимость содержания не только муниципальных дорог, ведущих к СНТ, но и электроснабжения. И даже наличие медицинских пунктов и пунктов приёма продукции садоводов. Я понимаю, что в столице – другие возможности и деньги. Но у небогатой Белгородской области тоже есть своя программа помощи садоводам. Давайте подумаем над этим и мы.

Не пора ли подумать о региональной программе помощи садоводам?

Обстановка нынешнего года говорит о том, что многие стали более активно работать на шести сотках. Здесь выращивают овощи и фрукты не только пенсионеры, но и многодетные семьи, да и просто работающее население с небольшими доходами. Люди думают о грядущей зиме, какой она будет в финансовом плане в сложной эпидемиологической ситуации. Кроме того, многие летом не смогли поехать на юг и отдыхали с детьми на дачах. Наверное, в связи с перечисленными факторами в садоводческих кооперативах заметно активное движение. От желающих приобрести участки нет отбоя. «Лешки» – не исключение…»

Вячеслав Григорьевич верит, что тему помощи СНТ, как социально острую и значимую, поддержат и глава региона Алексей Дюмин, и председатель Тульской областной Думы Сергей Харитонов.

Не заслужили?

«Если возвращаться к конкретному случаю, то кооперативу «Лешки» не повезло ещё и потому, что изначально он был организован не от конкретного предприятия. Здесь давали землю под дачи представителям народного образования, медикам и другим бюджетникам. За их спинами не было мощного помощника. С годами участки перепродавались другим людям. Это строители города, его химических комбинатов, ТЭЦ. Но все они – уже на пенсии. В 60-е годы прошлого века мы гремели на всю Россию, когда строили невиданные до той поры гиганты. Люди посвятили лучшие годы развитию Тульской области. Неужели они не заслужили даже подъездной дороги к шести соткам?» – удивляется Старков. 

Фото: АиФ/ Кирилл Романов

Пенсионерка Валентина Ливанская сетует, что с её скромной пенсией и так приходится многое оплачивать.

«Город никаких сил не прикладывал. А мы регулярно, сорок лет, платим за землю и за всё, чем пользуемся. За это время столько выплатили, что дорогу можно было бы гранитом выложить», – объясняет женщина.

Пенсионер Алексей Бушин 45 лет отработал электриком на предприятии «Кнауф». Сейчас для него дача – единственная отрада.

«Здесь без машины нельзя. Но подъездная дорога до того плоха, что постоянно разбиваю подвески. В сухую погоду еле на второй передаче тащимся, а в дождь или осенью вообще не пробраться», – констатирует Бушин. 

Место дожития

Страдают от отсутствия дороги не только дачники. Куда хуже, когда к ним или в одноимённую деревню Лешки не может доехать машина скорой помощи. А такие случаи были и не раз. 

«Раньше на этом месте стояла деревня Лешки. Она существует и теперь, только в урезанном виде. А коль есть населённый пункт, значит, туда должны в случае необходимости добираться санитарные машины и другие транспортные средства», – рассказывает председатель третьего сектора СНТ Сергей Лапин. Раньше он работал на донском заводе «Алунд» (бывший завод радиодеталей – Ред.) диспетчером производственного отдела. 

Фото: АиФ/ Кирилл Романов

По его словам, один из членов СНТ обращался в земельный комитет при администрации Новомосковска, но получил резкий ответ. Мол, в городе дороги такие, что чёрт голову сломит, а вы со своими дачами. Правда, фамилию заявителя Сергей Владимирович выдать отказался. 

 Постоянная жительница деревни теперь уже тоже пенсионерка, а раньше инженер северо-задонского конденсаторного завода Галина Храпова рассказывает, что в советские времена асфальт какой-никакой был, а с перестройкой всё вокруг стало рушиться.

«Теперь дорога не просто ужасна, но зимой ещё и не чищена, – негодует пенсионерка. – Когда создавались дачи на месте деревни, родители хотели, чтобы их переселили в город. Но всё осталось по-прежнему. Из-за малочисленности деревни сюда не ездит автобус, нет магазина, мусор вывозим в Новомосковск, у кого дети там живут, приезжают и забирают. Водой пользуемся из колодца, канализации нет, домишки отапливаем дровами. Доживаем, одним словом. Люди хотят, чтобы хоть скорая помощь доезжала». 

Фото: АиФ/ Кирилл Романов

Когда готовился материал, мы сделали запрос в администрацию Новомосковска. Ответ пришёл от главы муниципального образования город Новомосковск Анатолия Пророкова, потому что глава администрации города Алексей Бирюлин был в отпуске. Приводим выдержку из письма: «Работы по ремонту дороги, указанной в вашем обращении, не предусмотрены бюджетом на 2020–2022 год». И дальше предлагается отремонтировать дорогу к СНТ «Лешки» в рамках регионального проекта «Народный бюджет». Подробности дачники могут узнать в комитете по развитию местного самоуправления или по телефону: 8(48762) 27–209.

А как у соседей? 

Ещё в 2011 году Союз садоводов России разработал проект «Дом садовода – опора семьи». В рамках этого документа была создана целевая программа софинансирования инфраструктурных проектов СНТ. Её суть в том, что члены СНТ вместо 100-процентного финансирования строительства той или иной инфраструктуры будут лишь частично вносить средства, а основную часть обеспечит государство. Общероссийский проект успешно реализуется в Ульяновской, Кировской, Ленинградской областях, Пермском и Алтайском крае, а также в Московской области. Приоритет – заявкам на строительство подъездных автодорог и линий электроснабжения. Но есть и другой, более щадящий дачников опыт. Например, в Татарстане в прошлом году осуществлялись две программы. По одной из них государство полностью берёт на себя расходы на ремонт дорог, электросетей, объектов водоснабжения и площадок для сбора и вывоза твёрдых бытовых отходов за границами СНТ. Садоводы не платят ничего. А вот за ремонт дорог и коммуникаций внутри СНТ они частично оплачивают. На каждый рубль дачника бюджет выделяет два своих рубля. Неужели садоводы Тульской области с её «оборонкой», химией и металлургией мирового уровня менее достойны? Может быть в честь 90-летия Новомосковска хотя бы к СНТ «Лешки» отремонтируют муниципальную дорогу? Как пример радения муниципальных властей?
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах