Анонимный крик
В начале марта на официальном сайте администрации города Тулы появилось обращение с «криком о помощи». К городскому управляющему Евгению Авилову обратились водители, собственники коммерческого общественного транспорта, а также диспетчеры, механики, медики, члены их семей.
Суть челобитной: «большие дяди», или так называемые хозяева маршрутов, принуждают их «платить дань» - от 15 до 20 тысяч рублей. Это негласное правило для всех, кто работает на коммерческом общественном транспорте. В Туле более 1000 маршруток. Умножив эту цифру на 15 тысяч (хотя в реальности маршруток в городе меньше. - Прим. ред.) авторы обращения насчитали более 15 миллионов рублей чистого ежемесячного дохода, который якобы «идёт в карман» четырём человекам - президенту Тульского регионального транспортного союза Вере Коротких, президенту ассоциации по содействию в развитии транспортных перевозок «Тульские пассажирские перевозки» Вячеславу Семёнову, исполнительному директору ООО «ТПП» Ларисе Донченко, руководителю компании «Тульские пассажирские перевозки» Максиму Хромову. Особо жалобщики подчёркивают, что «дань» сдаётся наличными деньгами и мимо бюджета в год проходит «гигантская сумма» - 180 млн рублей. Подписанты также утверждают, что их вынуждают подписать обращение на имя губернатора, «где каждое слово - откровенная ложь».
Авторы письма направили челобитную на электронную почту администрации Тулы, ибо боятся за свою жизнь. Видимо, по этой причине под текстом не указаны ни наименования транспортных организаций, ни фамилии-имена-отчества физических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Городские чиновники по факту письма направили обращение в правоохранительные органы. Сотрудники Следственного управления СК РФ ищут заявителей, которых планируют пригласить на приём к руководству управления для уточнения доводов обращения, после чего оно будет рассмотрено в установленном законом порядке.
«Хрустальная биография»
«Эта статья анонимов для меня никакой роли не играет. Оправдывается тот, кто виноват, - говорит Вера Коротких. - Во-первых, статья заказная, во-вторых, анонимная. Она недостоверна на 180 процентов. Это всё вызвано тем, что в адрес губернатора нашей области готовилось письмо от имени Тульского регионального транспортного союза, которое мы уже опубликовали.
Видимо, определённые люди, неизвестные мне или известные, подсуетились, испугавшись этого всего, решили вывести меня из строя, чтобы я испугалась контрмер и не стала подписывать письмо губернатору. У меня слишком хрустальная биография.
Я 42 года работаю в транспорте, из них 38 лет была чиновником в управлении транспорта, связи и дорожного хозяйства. Работаю с коммерческими перевозчиками 23 года - с момента их появления в Туле. Знаю всю их подноготную, никогда в жизни не имела ни одной машины ни на одном маршруте и даже мысли себе такой не допускала, потому что работала в сфере, которая контролирует их работу.
Я уже послала Авилову претензию за то, что он на официальном сайте администрации опубликовал письмо - не проверенное, анонимное, порочащее честь, достоинство и деловую репутацию не только мою, но и нашего союза. Это была его ошибка, возможно, подчинённые его подставили, я не знаю. Но если он эту претензию мою не выполнит, мы будем встречаться в суде, о чём я ему лично сказала. Я почётный работник транспорта России, ветеран труда, заслуги перед городом имею, медали некоторые, в том числе «Трудовая доблесть». Я многое сделала для города, я знаю всё «от и до», и так просто вывести меня из строя у них не получится».
Память подвела?
На просьбу указать заказчика - Коротких предположила, что «без администрации не обошлось». По её словам, она хочет донести до губернатора реальную информацию по коммерческим перевозкам. Экс-чиновница напомнила, как в своё время людей «загнали в автолайны», когда не было вообще муниципального транспорта». Отметим, что Вера Коротких уже тогда занимала один из руководящих постов в управлении транспорта и связи города. И действительно, на 1996 год пришёлся пик развала регулярных автобусных перевозок. Кстати, в это время в Тульскую область поступили подержанные, а правильнее было бы сказать - списанные машины из Германии в порядке «гуманитарной помощи». И автору этих строк, тогда студенту факультета иностранных языков ТГПУ им. Л. Н. Толстого, доводилось тогда общаться с гостями из ФРГ, которые удивлялись: а что это на бортах тульских автобусов реклама на немецком? Люди ведь её не поймут!
Впрочем, Вера Коротких утверждает, что и сейчас ситуация с муниципальным транспортом не намного лучше: мол, осталось 50 «с чем-то» трамваев и столько же троллейбусов. И, если верить ей на слово, то в нашем городе отныне бегают только б/у трамваи из Москвы, поскольку с 2016 года оттуда нам передано 50 вагонов и, кстати, 25 троллейбусов. Автобусов, как утверждает президент регионального транспортного союза, в городе осталось не более 100 при потребности в 250 машин. Опять же напомним, что только из Москвы нам поступило порядка 40 автобусов. Получается, в городе их 40% от всего парка?
Интервал движения муниципального транспорта, по словам Веры Коротких, составляет от получаса до 77 минут, поэтому без маршруток никак не обойтись. При этом количество последних в Туле уменьшается. Если в 2006 году их было 1600 на 45 маршрутах, в 2011 году - только 1300 на 37 маршрутах, сейчас же 900 машин на 28 маршрутах. То есть и количество маршрутов, и коммерческих автобусов малой вместимости, их обслуживающих, уменьшилось за 11 лет почти вдвое. Это сделал рынок, утверждает экс-начальница горуправления транспорта и связи. Дайте больше муниципальных автобусов - и маршрутки рассосутся сами собой.
На горизонте - непредвиденные обстоятельства?
К слову говоря, открытое письмо транспортного союза в адрес губернатора за подписью Веры Коротких действительно появилось. В этом весьма подробном документе на 12 листах довольно критично оценивается деятельность администрации города по транспортному обслуживанию туляков на городских регулярных маршрутах. Заявляя о готовности к диалогу, президент союза убеждает главу региона в том, что к нему «поступает односторонняя информация, выгодная лишь определённому кругу лиц и не отражающая реальную картину на городском транспорте». В завершение письма Коротких обращается с просьбой «вникнуть в создавшуюся проблему и принять кардинальные решения по выходу из сложного положения» - «в целях недопущения на рынке городских перевозок непредвиденных ситуаций».
Кстати, на своей пресс-конференции, посвящённой двухлетию пребывания в должности руководителя Тульской области, Алексей Дюмин коротко, но предельно чётко обозначил своё мнение по этой проблеме: «Группа лоббистов мешает развивать транспортную сеть областного центра. Некоторые заявляют: вот не выйдем на линию - округ встанет. Это саботаж».
Комментарий
Глава городской администрации Евгений Авилов: Муниципальный транспорт сегодня не в состоянии в полной мере выполнить услугу по перевозке. Вместе с тем, мы сегодня, применяя опыт соседей. Планируем перейти на транспорт большей вместимости. Он может быть так муниципальным, так и коммерческим. Такое подход позволит и лучше решать вопрос перевозки пассажиров, и разгрузить городские дороги. Проанализировав транспортную ситуацию, могу сказать, что наши основные перевозчики не обладают своим транспортом, им тяжело его контролировать. В основном они заключают договора субаренды вместе с транспортом, хотя закон уже изменился и требует, чтобы водители были в штате. С 1 января этого года такие предприятия обязаны набрать в штат водителей. И тогда ситуация у них изменится, потому что будет контроль за выходом на маршрут, за прохождением техосмотра. Когда всё будет выполняться по закону, проблем не будет.