Участились кражи и самих автомобилей, и деталей с них. «Такого не было чуть ли не с 90-х», - утверждают владельцы сервисов, куда пострадавшие водители пригоняют свои изувеченные машины.
«Жигули» - уже машина
«Кто-то уничижительно называет мою машину корытом, - говорит владелица ВАЗ 2107 Татьяна Рогова, - Но для меня это вполне приемлемое средство передвижения. Недорогая в обслуживании, надёжная. Если что, я сама и аккумулятор заряжу, и масло долью, и свечи, и колеса поменяю. Да и вообще, даже на «честном слове и на одном крыле» машинка моя до дома или до автосервиса без посторонней помощи всегда доберётся.
В общем, ничего бы не портило идиллических отношений Татьяны и её зелёной «семёрки», если бы не воры и вандалы.
«Только за это лето мою машину вскрывали трижды. Два раза украли аккумулятор. Один раз взломали дверь, пытались завести, выдрали все провода - но мою классику и ключом не каждый раз заведёшь, - усмехается автовладелица. - А бензин сливают со стабильностью раз в неделю. И что особенно обидно - за украденный аккумулятор воры получат ну максимум 500 рублей. А мне ремонта каждый раз на 5-10 тысяч».
Полиция разводит руками: что поделать, район такой. Татьяна живёт на улице Седова, которую местные называют «синий угол»: здесь два неблагополучных общежития, несколько точек торговли палёным алкоголем.
Наскоро проведённый опрос тульских автовладельцев в соцсетях подтвердил: воровство ширится. Самые привлекательные для злоумышленников – именно «жигули».
«У нас за 4 месяца 3 раза машину вскрывали, украли 2 аккумулятора, на третий раз сунулись, а там пусто», - написал человек с ником Зайка Зайцева.
«2 раза акум воровали с моей ракеты, но однажды я подкараулил и их [нецензурное выражение] палкой раскрошил», - добавляет некто Кирилл.
Районы указываются разные - Пролетарский, Центральный, Заречье...
Курочат машины
«Да, курочить машины стали чаще, - подтвердил владелец одного из тульских автосервисов Владимир Т. - Я был крайне изумлён, когда мне пригнали ВАЗ-пятнашку без капота. Сняли именно одну деталь. Причём машина была на сигнализации. Воры несколько раз заставили её сработать. Владельцу надоело среди ночи вставать и выключать вой сирены, и он отключил сигналку. Утром недосчитался капота».
По словам Владимира, снова начали бить стёкла машин ради кражи магнитол - они стоят на чёрном рынке копейки, и раньше даже законченные алкоголики ими гнушались. Тащат колпаки с колёс и, конечно, аккумуляторы. Часто видно, что действуют новички - на отечественной машине профессионал откроет капот за секунды при помощи проволоки. Но машины пригоняют, вскрытые чуть ли не ломом.
«Не удивлюсь, если начнут скручивать и колеса», - резюмирует владелец автосервиса. Впрочем, он имеет дело в основном с машинами отечественного автопрома. Они редко страхуются от краж, и их владельцы не всегда обращаются в полицию.
Богатые тоже плачут
Владельцы дорогих авто тоже находятся в зоне повышенного риска. Конечно, вскрывать Porsche Cayenne с умной сигнализацией ради аккумулятора не будут. Но вот ради других дорогих деталей - запросто. Говорят, подпольным умельцам достаточно 15-25 секунд, чтобы умыкнуть нужную запчасть. А сигнализация хоть и повоет всласть, злоумышленника за руку не схватит.
По данным страховщиков, особо интересуются воры фарами, которые легко снять. Чаще всего за страховыми выплатами в компанию обращаются владельцы Volkswagen Touareg, Porsche Cayenne и Volvo XC70, S80, XC90. Злоумышленники обращают внимание и на фонари Range Rover, зеркала Mercedes-Benz и BMW.
Одну из возможных причин роста краж деталей автомобилей озвучила представитель другой страховой компании Елена Горностаева.
«Налицо экономическая подоплёка. Запасные части в последнее время заметно подорожали, поэтому повышенным спросом пользуются разного рода «разборки». Получается заколдованный круг: с одной стороны, это спрос автовладельцев на б/у детали, с другой - находятся желающие эти детали на рынок «предоставить». Ведь чаще всего воруют запчасти из автомобилей «массового сегмента», те, которые можно легко сбыть».
По её словам, в этом году заявления от клиентов, застрахованных по каско, по поводу подобных убытков не поступали. Объяснить это можно в том числе и тем, что в последнее время популярностью стала пользоваться каско с франшизой, когда ущерб на определённую сумму страхователь берёт на собственное удержание, страхуя себя только от крупных убытков. Это выгодно, так как стоимость полиса каско с применением франшизы будет на 30-50% дешевле. Мелкий убыток, который, как правило, вполне «укладывается» в сумму франшизы, клиент может возместить сам. А вот крупную выплату ему производит страховая компания.
Экономика любит экономных?
В общем, кризис затронул и бедных, и богатых. И те и другие всё чаще покупают подержанные детали. И кто упрекнёт за такую бережливость хоть в кризис, хоть в «новую экономическую реальность»? К примеру, новая фара на бюджетную Lada Priora стоит в магазине запчастей АвтоВАЗа 2,4 тысячи рублей. Но легче лёгкого найти объявление о продаже аналогичной детали с неизвестной историей за 500 рублей.
Есть своё экспертное мнение и у владельца автосервиса Владимира: «Люди нищают. Многие остались в Туле без работы. Не забывайте о бывших заключённых - они тоже и кушать хотят, и зарабатывать. Я думаю, за многими кражами стоят люди, освободившиеся из мест лишения свободы. Они могут подзуживать подростков, тот же бензин сливать. Пацанам ведь за это, по сути, ничего не будет. А от небольших правонарушений рукой подать и до более крупных краж, и до угона на запчасти».
Чтобы хоть как-то подстраховаться, он советует оснастить свой автомобиль противоугонными устройствами, нанести маркировку стеклянных элементов и поставить автомобиль на охраняемую стоянку. Парковка даже в зоне видимости во дворе - приглашение к воровству. Некоторые легкоснимаемые элементы, например фары, можно укрепить и так хотя бы немного обезопасить их от кражи.
Для владельцев дорогих авто способом защиты могут стать телематические системы. Они реагируют на любые действия с автомобилем. Если начнут снимать колеса или откручивать фару, устройство включает сигнализацию или оповещает автовладельца по мобильному устройству. Оно также может в автоматическом режиме отправить тревожный сигнал в диспетчерский центр.
Что касается владельцев «раритетов» в виде старых «жигулей» и «москвичей», то они, похоже, ничего не могут противопоставить воровству и вандализму.
«Моя подержанная машина стоит сейчас 35 тысяч. Стоянка платная - 100 рублей за ночь, 3100 тысячи в месяц. Сигнализация самая дешевая - 3800, плюс установка - 4000. Но ведь и она не спасёт от кражи бензина или разбитого стекла. На семейном совете обсуждаем: может, продать её и пересесть на общественный транспорт? Ведь мы тоже не настолько богаты, чтобы без конца оплачивать выпивку и наркоту окрестным алкашам и любителям дури», - на печальной ноте завершает интервью Татьяна.