В понедельник прошли праздничные мероприятия, посвящённые 22-летию создания подразделений ОМОНа и СОБРа в Тульской области. Две эти даты – 4 и 5 апреля – выпали на выходные, поэтому решено было объединить чествование героев в единый праздник.
Сражался до последнего
«Это наша элита, - сказал, поздравляя бойцов, начальник тульской полиции, генерал-майор Сергей Галкин. – Ребята работают в самых опасных условиях, выполняют самые сложные задания. Это наша гордость и опора. Наши бойцы постоянно выезжают в командировки на Северный Кавказ, в горячие точки. Ни одно крупное событие в регионе не обходится без сотрудников тульского ОМОНа. Это касается и общественно-политических мероприятий, и футбольных матчей».
Как раз накануне, на воскресном матче «Арсенал»-«Торпедо» была остановлена драка разбушевавшихся болельщиков. По последним сведениям, в полицейский участок были доставлены 15 человек, на 7 составлены протоколы. Тульский ОМОН оперативно отреагировал на разгоревшуюся бучу и пресек, говоря языком полицейских сводок, «противоправные действия». Если бы не их вмешательство, последствия заварухи могли бы быть более разрушительными.
С момента создание отряда более 120 его сотрудников были удостоены государственной награды, из них более десятка – кавалеры Ордена Мужества. Но, увы, некоторых героев награда находит уже посмертно. Как, например, тульского омоновца Дмитрия Горшкова, Героя России.
Он родился в феврале 1971-го года в Туле, окончил электромеханический техникум им. Рогова, был призван в армию в 1990-м году. В 1993-м году начал работать в милиции. А уже в октябре 1995-го он был назначен на должность милиционера-бойца оперативного взвода отряда милиции особого назначения при УВД Тульской области. В феврале 1996-го года Дмитрий Горшков был назначен на должность инженера по связи и специальной технике ОМОНа.
В августе 1999-го года он отправился в служебную командировку в Дагестан. 10 сентября при зачистке населённого пункта Чабан-Махи Буйнакского района, 17-й отряд специального назначения встретил ожесточённое сопротивление боевиков-ваххабитов в районе укреплённого сооружения у подножия мечети. В первые же минуты завязавшегося боя были ранены двое сотрудников ОМОНа и военнослужащий внутренних войск МВД.
Рискуя собственной жизнью, старший лейтенант милиции Дмитрий Горшков, под огнём противника, бросился на помощь раненым товарищам. Горшков на протяжении 50 метров, под непрекращающимся огнём выносил на себе сослуживцев. Он сам был смертельно ранен и, уже теряя последние силы, успел передать ещё одного подстрелянного бойца подоспевшим товарищам. Дмитрий Горшков до последнего не покидал поле боя. Ещё какое-то время он обеспечивал огневое прикрытие при эвакуации других бойцов. Спасая своих товарищей, герой умер от полученных ран.
Всю жизнь вместе с музыкой
Концерт, посвящённый 22-й годовщине ОМОНа и СОБРа, отличался жанровым разнообразием. К примеру, танцевальные номера показали детские коллективы. Тульские бойцы часто приходят в школы, общаются с ребятами, рассказывают о своей работе. И теперь дети, в знак благодарности, приготовили для них танцевально-песенные поздравления.
И для самих бойцов вовсе не чужда творческая жилка. Например, сотрудник тульского ОМОНа Михаил Гришаев. Он лауреат проходившего в феврале этого года фестиваля в Старом Осколе, посвящённого солдатской и военно-патриотической песни. Он пишет песни, а гитару впервые в руки взял в 9 лет. С тех пор не расстаётся с инструментом.
«Слушаю самую разную музыку, - рассказывает он. – И авторскую песню люблю, и Iron Maiden могу послушать. А из русских групп больше всего нравится “Калинов мост”».
Эхо войны не прозвучало
2 декабря прошлого года начальник инженерно-технического отделения тульского ОМОНа Михаил Ширманов совершил подвиг. Хотя сам он утверждает, что «это всего лишь работа». Скромничает.
В первый зимний месяц поступило сообщение о том, что в селе Липово Щёкинского района при проведении наружной реставрации храма святителя Тихона Задонского, рабочими под самой маковкой был обнаружен 105-миллиметровый снаряд артиллерийского орудия ВОВ. Боеприпас, видимо, каким-то чудом застрял в конструкции и сохранился.
«Если разорвать снаряд на месте, разрушился бы храм, пострадали бы и находящиеся поблизости дома, - рассказывает Михаил Ширманов. – К тому же, пришлось бы в кратчайшие сроки отселять половину жителей села. Нужно было действовать иначе»…
Для того чтобы обезвредить снаряд, руководством областного МВД была направлена на место специальная группа во главе с заместителем начальника тульской полиции Владимиром Давыдовым. В эту группу вошли опытнейшие сапёры полицейского спецназа.
Работать им пришлось в мороз, на высоте. Условия были по-настоящему экстремальные. Ширманову помогал сапёр-альпинист Артём Домов, руководил группой и страховал командир ОМОНа Константин Обушев.
Снаряд по миллиметру, очень осторожно высверливали. Выдалбливались камни, сжимающие его. Когда начинали неметь руки и ослаблялась чувствительность пальцев, сапёры сменяли друг друга. Любое неосторожное и резкое движение могло привести к взрыву.
Через час болванка начала проседать. Ещё полчаса потребовалось на то, чтобы полностью освободить снаряд. После этого Михаил Ширманов принял на руки его 30-килограммовое «тело». Потом сапёры обвязали опасный груз, переложили в заранее подготовленный контейнер и очень медленно спустили его на верёвке…
Как сказала проживающая в этом селе бабушка (её слова приводит газета тульской полиции «Лицом к лицу»), «стены церковные всегда служили защитой и духовной опорой людям православным. Вы, защитники, не дав разорваться снаряду, не только жизни наши спасли, но душу нашу сохранили, не разрушили…».