Длинные школьные каникулы - одновременно радость для детей и головная боль для их родителей. Короткий отпуск пролетает быстро, бабушки есть не у всех, отправить чадо в лагерь хочет или может не каждый. И вот к августу проблема досуга ребенка или подростка встает в полный рост...
Рассказывает Наталья Чуракова, мама троих детей:
«У нас никогда не было возможности отправить детей куда-то на все лето, да я и не думаю, что это хороший вариант. Хотелось, чтобы отдых был и полезным, и разнообразным, и не слишком дорогим. В любых путешествиях - и длинных, и совсем коротких - мы всегда ходили в музеи».
...Пока ребенок мал, многие мамы и папы мечтают о совместных походах по «очагам культуры» - со стороны это так мило смотрится... Но, столкнувшись с реальностью, семьи часто решают: что-то пошло так. Ну не может быть, чтобы каждый поход превращался в пытку и издевательство над детьми, мировой культурой, свободным временем и нервами родителей...
Не надо слишком много ждать
Реальная картина никогда не будет полностью соответствовать идеальной, считает психолог и педагог Татьяна Юркова.
В работе с детьми всегда важно не что, а как. Одно и то же дело: поход в музей, постановка домашнего спектакля, вечер развивающих игр - может быть и наградой, и наказанием.
«Не стоит надеяться только на экскурсоводов, талант работать с детьми есть не у всех. Но если в семье вы заранее говорили с ребенком об эпохе, ремесле или художнике, с которым собираетесь его познакомить, то шансов увлечь его будет значительно больше».
Татьяна Юрьевна считает, что если «культурная программа» войдет в норму в вашей семье, то и ребенок воспримет ее естественно.
Но и тут надо знать меру. В последние годы специалисты все чаще сталкиваются с подростками, которые уже не ничего не хотят - сколько себя помнят, родители возят их по разным странам, а дети уже плохо различают достопримечательности. Утыкаются в телефон и оживляются только в аквапарке.
«Любой человек - и большой и маленький - устает от постоянной смены впечатлений. Учитывайте темперамент вашего сына или дочери, круг его интересов. Не забывайте спрашивать, что он сам хотел бы посмотреть. Подростку можно предложить составить программу для всей семьи. Тогда вы сможете понять, сколько культуры он готов «употребить» за один раз... Пусть каникулы будут посвящены тому, на что в учебном году всем не хватало времени: рукоделие, кулинария, дачные дела. Может быть, ребенок захочет порисовать и тогда ему пригодятся и самоучители, и мастер-классы, и обучающие ролики в интернете».
Решающее значение, по мнению Татьяны Юрковой, имеют семейные традиции. Насколько содержательным бывает отдых мамы и папы? Они «зависают» в соцсетях и смотрят сериалы или читают книги, встречаются с друзьями, идут в новые интересные места? У многих взрослых большие проблемы со структурированием свободного времени, естественно, дети начинают копировать то, что видят у себя дома...
«В Европе я часто обращаю внимание на мамаш с маленькими детьми, даже грудничками, которые могут часами ходить по музейным залам и смотреть картины. Вряд ли это можно назвать музейной педагогикой в привычном нам смысле, но у детей формируется навык, они привыкают к такому досугу».
Пойдешь направо, профессию найдешь...
«Мой средний сын в этом году поступает в вуз, - продолжает рассказ Наталья Чуракова. - Этого момента мы ждали с волнением несколько лет. Очень долго мальчик не проявлял ни к чему серьезных склонностей, но легко увлекался самыми разными вещами: шахматы, атлетическая гимнастика, футбол, театр. Среди профессий, о которых он думал, дольше всех продержались футбольный тренер и театральный режиссер. Но и они довольно быстро забылись...»
Походы в музеи всегда присутствовали в семейном отдыхе. И в какой-то момент, считает Наталья, именно они позволили сыну заинтересоваться историей.
«Лет в пятнадцать, кажется, после путешествия по Крыму, интерес проснулся - уже более конкретный. Сын стал читать книги по истории, смотреть документальные фильмы на эту тему. Рассказывал нам о том, что узнал. Среди музеев выбирал исторические, заговорил о переходе в лицей, где есть такой профиль. Этот интерес мы поддержали, в лицее увлечение окрепло и сформировалось, так что в одиннадцатом классе сын уже знал, кем хочет быть: преподавателем истории или архивистом. Сейчас я практически уверена, что музеи сыграли в этом свою роль...»
Надо далеко ходить
Музеи бывают очень разные. Нынешние взрослые из своего детства помнят в основном витрины и строгих смотрителей, которые запрещали не только трогать предметы руками, но даже подходить к ним слишком близко. Иное дело сейчас...
Новый музейный комплекс «Куликово поле» находится далеко от Тулы, туда сложно добраться общественным транспортом, и даже путь на машине занимает много времени. Но оно того стоит. Наверное, это идеальное место для короткого, но познавательного и насыщенного отдыха семьи, которая хочет дать своим детям самое лучшее в привлекательной упаковке.
Рассказ экскурсовода менее всего похож на лекцию. Посетители постоянно что-то рассматривают, выбирают интересные темы, слушают аудиозаписи, смотрят видео или изучают 3D-объекты. В музее работает более пятидесяти мульмедийных установок, и каждая открывает новую грань средневековой истории.
Даже ребенок, который до этого не интересовался историей, не останется равнодушным. Специалисты постарались...
Рассказывает заведующий музейным комплексом «Куликово поле», доктор исторических наук, профессор Олег Вронский:
«Наша основная экспозиция и детский музей сочетают в себе традиционные музейные формы показа и самые современные интерактивные приемы, направленные на включение посетителей в процесс познания эпохи Донского побоища. Погружение в XIV век достигается и знакомством с артефактами Великой Битвы, и размышлениями над уникальными живописными полотнами, и решением заданий различной степени сложности, и игрой, интересной как для детей, так и для взрослых.
Ландшафтный дизайн комплекса сочетает в себе изящество и благородную простоту каждого уголка пространства в 47 гектаров, будь то дорожки, куртины, бережно сохраненные старые яблони и малинники, деревянные беседки, мостики, скамейки… Обширное и любовно обустроенное пространство музейного городка дает возможность дышать хрустально чистым воздухом, совершать пешие прогулки и велосипедные поездки как по самой «этнодеревне», так и по тропе в самое сердце Поля Битвы».
Наталья Новикова, методист музея «Куликово поле», участвовала в разработке многих занятий с детьми, рассчитанных на разные возраста:
«Экспозиция настолько насыщена, что просветительские возможности музея практические безграничны.
У нас есть тематические экскурсии, посвящённые средневековой женщине, оружию той эпохи, стратегии и тактике русских воинов и их противников, отражению Куликовской битве в культуре. В зале «Исторический ландшафт Куликова поля» проводится занятие для дошколят «Сказки Куликова поля», где малышам рассказывают о животных и растениях нашей местности. Для ребят постарше мы организуем квесты, чтобы они проявили и азарт, и знания, и быстроту ума».
...Многие учебные заведения привозят детей на Куликово поле, но поездка с родителями – не просто «культурное мероприятие». Общая радость узнавания, возможность потом продолжить разговор, начатый в музее, на прогулке или рыбалке, расширяет семейный горизонт и дает ребенку ощущение, что наука - отличное занятие и увлекательный досуг. С такими мыслями любому в школу захочется...