Роман «Анна Каренина» сразу стал одним из самых обсуждаемых текстов и до сих пор является материалом для многочисленных художественных высказываний. В 1911 вышла первая экранизация. Картину снимал приглашенный в Россию французский режиссер Морис Метр. К сожалению, эта экранизация считается утерянной. Но уже в 1912 году во Франции вышла вторая, а следом еще и еще.
Почему же срез современности XIX века так популярен до сих пор? Об этом tula.aif.ru поговорил с куратором Литературного клуба культурного центра «Типография» Ириной Быковой.
Чем популярен роман?
Екатерина Дементьева, tula.aif.ru: Сегодня снято уже более 30 экранизаций романа. Восемь из них созданы в начале XX века. Текст переводят и адаптируют в театрах до сих пор. Почему роман так популярен?
Ирина Быкова: Я думаю, популярность романа в сюжете. С одной стороны, в «Анне Карениной» затронута тема личных отношений. Это привлекает публику к экранам во все времена, а в начале прошлого века такую картину технически было проще поставить. С другой стороны, для публики более глубокойпривлекательно обилие философских вопросов о личности, счастье, душевных терзаниях, выборе правильного пути, если таковой существует.
- Какие экранизации вы считаете самыми удачными?
- Экранизаций «Анны Карениной», действительно, много. Не думаю, что я вправе говорить об удачных и неудачных экранизациях, так как все-таки я не кинокритик. Наверно, симпатии у зрителя всегда связаны с его личными, известными только ему причинами. Меня, например, очень впечатлила сцена на вокзале в фильме Бернарда Роуза 1997 года с Софи Марсо в главной роли. Было что-то особенно безысходное в ее взгляде, а Анну режиссер выхватывает из толпы крупным планом.
Из последних, наверное, все-таки мои предпочтения останутся на сторонефильма Джо Райта 2012 года с Кирой Найтли в главной роли. Мне просто интересно наблюдать за актрисой, котораясыграла уже не одну героиню русской классики, да и Кира Найтли, на мой взгляд, по характеру и типажу слишком далека от Анны Карениной, тем интереснее ее игра.
- Федор Достоевский писал, что «Анна Каренина» есть совершенство как художественное произведение, с которым ничто подобного из европейских литератур в настоящую эпоху не может сравниться». Не слишком ли претенциозно?
- О романе «Анна Каренина» не все и не всегда писали так безапелляционно-восторженно, как Федор Михайлович. На мой взгляд, высказывание слишком субъективное и, действительно, претенциозное. Достоевский увидел в «Анне Карениной» вопрос, который давно поднят европейской литературой: виновность и невиновность, и в чем причина виновности. Сам Федор Михайлович пытается по-своему ответить на этот вопросв своем романе «Преступление и наказание», но в нем виноват человек, в романе Льва Толстого – общество. Но Лев Николаевич гениален не поиском ответа на всем известный вопрос, а тем, что первый доказал, что русским философия тоже не чужда.
- В «Анне Карениной» семья - это путь нравственного исправления и самоотречения. Насколько это верный путь в принципе, без привязки к эпохе?
- К сожалению, без привязки к эпохе судить трудно. Каждая эпоха диктует свои правила и идеалы, и боюсь, что в этом вопросе я мыслю категориями своей эпохи. Толстой утверждает о «пути нравственного исправления и самоотречения». Действительно, семья – это, прежде всего, работа над собой, над принятием других такими, какими они есть без возможности их исправления и совершенствования. Понимание этого неизбежно приводит к успокоению, нравственному исправлению и самоотречению, потому что любовь к семье порою требует личных жертв и отказа от своего блага в обмен на счастье других. И человек, создавший семью, должен это понимать. Это вневременный образ человека семейного.
Новый типаж
- Анна Каренина стала женским архетипом?
- Думаю, да, стала. До Толстого подобного литературного типажа в русской литературе не было. Это образ женщины, страдающей от собственных страстей, раздирающих ее, предавшей семью во имя любви. Образ сильный и очень неоднозначный.
- Если бы Каренина жила сейчас, кем бы она была? Чем бы интересовалась, с кем общалась, как бы повернулась ее жизнь?
- Думаю, у современной Анны Карениной не было бы таких ярких терзаний по поводу совершенного. Она была бы счастливой матерью и любимой женщиной. Не могу сказать, чем бы она занималась, но вряд ли закончила свою жизнь под поездом.
- А если бы сейчас жил Толстой, как бы он написал этот роман?
- Если бы Толстой писал роман сейчас, то получилось бы «Одиночество в сети». А если серьезно, то, учитывая задачу «показать мысль семейную» в романе, доказать, что семья – это та духовная опора, которая является жизненным якорем и спасительным маяком, современная Анна не бросилась бы под поезд и не шагнула с крыши. Весь роман она должна была бы идти к мысли о том, что семья для нее, как для женщины, первостепенная необходимость, а не любовь, карьера, положение в обществе. Это был бы совершенно другой роман. И символом в конце должны были бы стать покой, тишина и отсутствие скорости и спешки.