В марте этого года многие регионы России в связи с карантином, вызванным коронавирусом, перешли на дистанционную форму взаимодействия. Школы и университеты были вынуждены работать онлайн.
Первоначальные сложности
Во многих учебных заведениях давно используются собственные платформы: электронные дневники и личные кабинеты. Однако они не были рассчитаны на такой большой наплыв пользователей, из-за чего серверы «падали», и работа усложнялась. Некоторые сервисы образовательных учреждений осуществляли свою деятельность через «госуслуги», которые и без школьников и студентов были перегружены.
«Мы все не ожидали, что попадем в такую ситуацию, и нам придётся испытывать подобный формат на себе. Хорошо, что вуз предоставил свою систему, в рамках которой мы работали, - делится Татьяна Богатырёва, преподаватель литературы ТулГУ. - То, что она не совершенна — закономерно, учитывая, что мы столкнулись с подобным в первый раз».
Университет в качестве «посредника» использовал Личный Кабинет (ЛК) для студентов и преподавателей вуза. Эта платформа существовала до начала дистанционного обучения и служила «дневником». В ЛК можно было посмотреть оценки текущей аттестации, новости университета, а также записаться на дисциплины по выбору.
Также преподаватель литературы пользовалась сторонними платформами, которые служили помощниками системе, предложенной вузом.
В отличие от Татьяны, работа Личного Кабинета непонятна Валерии Грызловой, преподавателю кафедры журналистики ТулГУ. Она считает, что требуется проделать массу различных действий в разных закладках, чтобы получить результат. Из-за понимания, что все зависит от ЛК, во время сессии «включается» лояльность, а это, по мнению преподавателя, уже не проверка знаний, а профанация. Ведь все разработки и методики рассчитаны на очное обучение.
Эффективно или дефективно?
После новостей о переходе на дистанционное обучение, первое, о чем подумала Валерия Грызлова: «Придется полностью перестраивать работу и адаптировать занятия под предложенный формат». Однако сможет ли этот новый формат в полной мере заменить офлайн-пары?
Вопрос о пользе дистанционного обучения сейчас стоит очень остро. Татьяна Богатырева считает, что сложно говорить об успеваемости студентов, должно пройти время. Однако преподаватель признается, что некоторые студенты сильно удивили ее своим добросовестным подходом к заданиям: «Они выполняли их не просто, чтобы получить баллы, а с большой заинтересованностью, с душой. Делали все очень неформально, и было видно, что им интересно. Может быть, из-за дистанционного обучения успеваемость некоторых студентов даже повысилась».
Сложно представить, что гуманитарные предметы возможно преподавать онлайн. По мнению Татьяны, обязательно нужна живая дискуссия, но какие-то инструменты онлайн-образования она с радостью бы использовала в дальнейшем.
А что же студенты?
Несмотря на все трудности, Валерия Грызлова признается, что больше всего скучает не по стандартной работе, а по самим студентам: «Силы и эмоции отдавать нужно не ЛК, а конкретному человеку. Даже, если эти студенты порой балбесы или хотят казаться ими».
Силы и эмоции отдавать нужно не личному кабинету, а конкретному человеку.
Главные участники всего этого «дистанционного хаоса» разделяют мнение преподавателей. Яна Замчалова, студентка кафедры журналистики ТулГУ говорит, что иногда ее расстраивало отсутствие возможности подойти к преподавателю и спросить все, что непонятно. Все приходилось осуществлять через мессенджеры. А вот Личный Кабинет – это то, что действительно раздражало девушку в удаленной работе. Как и многие, она ощущала, что действительно учится, когда физически посещала университет. Однако в онлайн-обучении, по мнению студентки, тоже были плюсы: «Во-первых, мне, иногородней, больше не нужно было каждые выходные ездить из Тулы домой, и наоборот. Во-вторых, я наконец-то стала высыпаться, а это на самом деле очень ценно».
Своя платформа
«Дистанционная форма способствует «отупению» людей. Сидеть целыми днями за компьютерами — просто невозможно. Мотивации к учебе никакой, постоянные технические проблемы» - говорит Анастасия Егорова, студентка второго курса факультета истории и права.
У тульского педагогического университета, кстати, также имеется собственная платформа для удаленного обучения —Moodle. Она используется уже больше 15 лет как дополнительный учебный ресурс. Когда все ушли на карантин, занятия проходили следующим образом: материалы лекций в виде презентаций и файла с текстом, ссылки на видео-лекции. Однако университетская платформа, как и Личный Кабинет ТулГУ, работал не самым лучшим образом.
«За» или «против»
Анастасия Лебедко, студентка факультета иностранных языков ТГПУ, более лояльно отнеслась к сложившейся ситуации. Девушка оправдывает сложность работы с Moodle неподготовленностью сайта. При одновременном использовании платформы малым количеством людей, его работа осуществлялась прекрасно, но с увеличением вошедших, снижалась работоспособность.
«Дистанционка» — ужаснейшая форма обучения.
Во время обучения также использовались Google Classroom и YouTube, поэтому дистанционная работа и сдача сессии затруднений у Анастасии не вызвала. Однако, как и многие другие, студентка против дистанционного обучения: «Так как я изучаю иностранные языки, основное для меня — живая коммуникация, а не картинка в телефоне. Поэтому, я бы выбрала офлайн-обучение, несмотря на увеличение свободного времени, вызванное отсутствием надобности пути до университета и обратно».
По словам Анастасии Егоровой, офлайн-образование лучше. Ведь живое общение с преподавателями, активная студенческая жизнь — это важная часть обучения: ««Дистанционка» — ужаснейшая форма обучения, уверена, что уровень образования в этом году значительно снизился».
Несмотря на мнение Анастасии, по словам преподавателей вуза оценки сессии, ожидаемо улучшились. Ведь студенты могли воспользоваться интернетом в любой момент, так как контролировать это во время дистанционной работы сложно. Преподаватели из ТГПУ считают, что удаленная форма не может в полной мере заменить лабораторного практикума, где у студентов формируются практические навыки и различные умения по изучаемым дисциплинам. Поэтому они прибегают к сторонним источникам во время экзаменов и зачетов.