Чем быстрее росла цифровизация, тем громче были слышны голоса, предрекавшие отмирание традиционных школ. Вполне естественно, что копьютеризация заставила задуматься над этим вопросом учёных. И они тоже приходили к похожим выводам.
Так, например, в Высшей школе экономики в 2017 году ректор Ярослав Кузьминов заявил, что в течение пяти лет традиционные занятия заменят онлайн-курсами. Причина этому – низкая посещаемость лекций (15–17), а вовлечённость ещё ниже. Преподаватели тогда недоумевали – они считали, что студенты сами не смогут осваивать материал. Но исследование, проводившееся в трёх российских вузах, показало, что формат обучения на результаты и оценки не повлиял. Но вот что важно: студенты, занимавшиеся онлайн, были менее удовлетворены курсом.
Дистанционное обучение – это для детей, которые на самоконтроле.
Это не учение
Примерно то же самое мы можем наблюдать и сейчас, за немаловажным исключением – для нас дистанционное обучение – вынуждено и повсеместно. К нему не был готов никто: ни образовательные учреждения, ни дети, ни родители. Самый большой удар пришёлся на школы. Студенты уже сами могут организовывать своё время, к тому же у большинства из них навык самообучения в том числе и онлайн, уже выработан просмотрами многочисленных лекций вне университета. Школьники ещё этого не умеют, а ведь у многих из них на носу экзамены.
«В сложившейся ситуации выхора другого нет, - рассказывает учительница русского языка и литературы Елена Новосёлова. - Мы должны довести детей до конца года. Готовы, конечно, были к этому слабо. Каждый выходит из положения, как может. Помогают электронные платформы – подсуетилось управление образования. Но тут много зависит от ребёнка – ему это захочется открывать? Будет ли у него контроль со стороны родителей? Дистанционное обучение – это всё-таки для детей, которые на самоконтроле, занимаются на 4 и 5. А их очень мало. Учителя, конечно, оказались в очень тяжёлом положении. Сначала был шок, никто не знал, что делать. Я для себя нашла вариант – работа по скайпу. Делю классы на группы, чтобы всех видеть и отрабатываем всё, что нужно. Рабочий день из-за этого теперь длится с 10.00 до 19.00. Нагрузка увеличилась и на учителя, и на ребёнка.Некоторые темы разбирать в таком формате – гибель. Придётся корректировать программу и переносить это на следующий год. И так каждому из учителей.
При этом большое руководство хочет помочь – предлагает семинары, вебинары. Но как помочь, если у ребёнка нет компьютера? У нас был такой в школе. Потом, правда, как-то достали ему.
Как учителю основного предмета мне ещё очень жаль детей, которые сидят сутками, чтобы выполнить ОБЖ, физкультуру. Я живу в частном доме, вчера соседский третьеклассник прыгал на участке в длину, а мама измеряла прыжки, всё это снимали на камеру – так физкультуру сдавали в его лицее. Наша школа в этом отношении правильная – мы все на самоконтроле, детей щадим. Я, понимая ребят, даю минимальное домашнее задание. Дети тоже стараются, мои уже привыкают к скайпу, не стесняются отвечать. Но вся эта ситуация дала нам возможность понять - никакое дистанционное обучение не заменит живое общение учителя и ученика.
Никакое дистанционное обучение не заменит живое общение учителя и ученика.
В общем, все мы понимаем, что это не учение, а выход из ситуации. Но выбора нет, надо работать».
Непомерная нагрузка
9-классница Лада Пешкичева одна из тех, кто уже успел соскучиться по школе.
«Насколько я знаю, у нас в школе реализуют один из лучших вариантов дистанционки, - говорит Лада. – Учителя сами выбирают формат и время занятий, конечно, соблюдая нужное количество часов. Но всё равно это оказалось сложнее, чем мы все думали. Сначала это выглядело как внеплановые каникулы. Казалось, что и поспать можно подольше, и время на дорогу до школы и обратно теперь свободно. Но потом оказалось - на то, чтобы разобраться с электронными системами и привыкнуть к ним, нужно сил побольше, чем дойти до школы. А ещё я очень скучаю по учителям. Всё-таки живой урок гораздо интереснее и веселее».
Родители теперь и учителя, и директора, и методисты, и психологи – выполняют все функции школы. А ведь они всё ещё остаются родителями и работниками.
«Мой день сейчас начинается с уроков сына, - говорит Ольга Николаева. - Надо зайти в электронный дневник, на все порталы, где проходит обучение, открыть презентации, вложения, загрузить, переслать, распечатать, объяснить сыну, как со всем эти разобраться. Тестовые системы периодически слетают, сын злится и расстраивается, когда из-за этого не может выполнить задания. Все на нервах. А заканчивается мой день своей работой. Которую никто не отменял. Заканчивается и с ней же плавно переходит в ночь. Именно ночью и приходится делать всё то, что следовало бы делать днём вместо уроков. Я понимаю, что другого выхода у нас нет и учиться надо. Но сейчас переход на такую систему для нас стресс. Надеюсь, что со временем всё станет организовано получше и мы сами привыкнем».
Так как же привыкать?
Психолог Евгения Кротова считает, что несмотря на все очевидные минусы этой системы, нам нужно не углубляться в них, а научиться с этим работать, потому что неизвестно ещё, когда мы вернёмся к привычному режиму.
«Мои советы обо всём в самоизоляции как всегда начинаются с подготовки окружающей среды к рабочему формату. Для онлайн-занятий не подходит домашняя одежда. Она создаёт когнитивный диссонанс и мешает настроиться на обучение. Ещё нужно подготовить аккуратное рабочее место.
Рядом с ним повесьте расписание занятий. Так ребёнку будет легче настроиться на учебный. Иногда маленьким детям нужно присутствие родителей на уроке. В этом нет ничего страшного. Со временем ребёнок будет больше погружаться в предмет, разбираться в нём и ваше присутствие уже не будет необходимо. Во время дистанционного урока уберите телефон и отключите уведомления из социальных сетей, чтобы ребёнок не отвлекался. В общем, старайтесь воссоздать атмосферу максимально похожую на школьную. А тот факт, что в перерыве ребёнок может полежать на диване или сходить на кухню и съесть что-то вкусное станет приятым поощрением, которого у него не было в школе. Поддерживайте ребёнка. Объясните ему, что то, что он не справляется с новыми электронными системами – абсолютно нормально: ему просто нужно привыкнуть, да и они не всегда идеальны, так что это не его вина».