Когда-то диковинное домашнее обучение для туляков с годами становится обыденным явлением. Что такое надомное обучение и когда оно действительно необходимо?
«Моя начальная школа полностью прошла дома. Причина - мама хотела вырастить из меня выдающуюся пианистку, - рассказывает выпускница МКГ им. Чайковского Анастасия Чичелова. - Чтобы я не отвлекалась на школьных друзей и общение с ними, лишние предметы (все, кроме русского, математики и литературы), меня обучали дома. После переезда в Москву и поступления в школу при консерватории, я столкнулась с самым сложным - адаптацией. Мне были чужды долгие уроки, объёмы домашней работы и также общение со сверстниками. Сейчас понимаю, что практиковаться в музыке могла бы, учась и в обычной школе, но я благодарна маме, которая довела меня до нашей общей мечты.
Семейное обучение – осознанный выбор, а надомное – вынужденная мера.
«Домашние» виды
Существует три вида обучения на дому: семейное, надомное и дистанционное.
«Семейное обучение – это получение образования вне образовательной организации (школы). Это всегда должно быть осознанное и взвешенное решение родителей, - рассказывает учитель физической культуры Ольга Серегина, - Зачастую детей переводят на семейное обучение из-за конфликтов в школе (с другими учениками или учителями), если ребёнок спортсмен или музыкант, у которого мало свободного времени. После перевода организация учебного процесса возлагается на плечи родителей. Такие дети ежегодно сдают итоговую аттестацию (возможно окончание обучения экстерном). А вот надомная учёба - вынужденная мера для детей с инвалидностью. Путают семейное и надомное обучение, потому что в обоих случаях ребёнок находится дома. Дистанционный подход к получению знаний применяют некоторые родители, которые перевели ребёнка на семейное обучение, а также в связи с нынешней нестабильной эпидемиологической обстановкой. По сути «дистанционка» - те же уроки, только по видеосвязи».
«Выбили» из школы
Когда перевод на домашнее обучение – осознанное решение это одно, совсем иное, когда это происходит из-за необходимости.
Лена (имя изменено по просьбе девушки) была прилежной ученицей, пока в старшей школе не стала жертвой насмешек. Ей было 14, она любила компьютерные игры и аниме, одноклассникам это не нравилось. Вернее, им не нравилось в ней всё – одежда, фигура, речь.
«Меня могли ударить, толкнуть, мои вещи пачкали мусором, слюной, разбрасывали их по всему кабинету. Но больше всего они любили меня оскорблять. В день, когда я не выдержала и разрыдалась в своей комнате, родители поняли, что мне нужна помощь и перевели меня на домашнее обучение. Я была запугана, и в другой школе вряд ли мне стало бы лучше. Благодаря этому я смогла снова жить нормальной жизнью, учиться, уделять время своим хобби, видеться с друзьями».
Вынуждены обучаться дома и дети с особенностями развития.
Кирилл Лавринов – инвалид детства. Он плохо понимает речь и поэтому находится всегда рядом с мамой. Мальчик занимается по специальной программе.
«Физически он выглядит на 17 лет, но психологически это маленький ребёнок – рассказывает мама Валентина Лавринова. - Кирилл мог ходить в специальную школу, но я не водила его туда, потому что переживала за него. Моему сыну страшно находиться среди незнакомых людей одному, потому что он, увы, так и останется маленьким ребёнком, которому не по себе без родителей».
При этом Кирилл общается с родственниками, детьми на даче, друзьями семьи. И с ними ему комфортно.
Как считает учитель информатики Ангелина Давыдова надомное обучение, конечно, помогает детям с особенностями получить базовые знания, пригодные для повседневной жизни, но такая методика преподавания не идеальна.
«У меня есть «надомники», с которыми я занимаюсь, они замечательные, но им не хватает социализации. Они вынуждены запираться в своём панцире и просто не знают, как вести себя в обществе. И дело не том, что они не могут приспособиться, а в том, что их не принимают и отталкивают другие ребята».
«Надомникам» не хватает социализации.