О том, что львиная доля нашего общения происходит онлайн, говорят уже давно. Но сейчас общение переместилось в виртуальную среду почти полностью. Ученые утверждают, что опыт карантина не пройдет бесследно, и мы перенесем новые модели в обычную жизнь.
По данным исследования Global Digital за 2019 год, 3,5 миллиарда людей – активные пользователи социальных медиа.
Этикет в интернете нацелен на то, чтобы упорядочить коммуникацию. У него по сути одно правило – не усложни жизнь другому.
Онлайн мы намного чаще затрудняемся в общении, не видя собеседника. А этикет помогает избежать заминок и вероятности быть неправильно понятым.
Когда пишете кому-то, задавайте себе вопросы:
- Не доставляю ли я неудобств?
- Не подвергаю ли я опасности?
- Не отнимаю ли я время, внимание и трафик?
Чем удобны голосовые сообщения?
Голосовые сообщения стали в последнее время одним из главных камней преткновения в интернет-общении. Одних они раздражают, другие только ими и общаются.
Голосовые сообщения удобно и быстро записывать (особенно зимой, когда перспектива снять перчатки заставляет забыть о любом этикете) где угодно, не отвлекаясь от другого занятия.
Но вот для прослушивания чаще всего нужны условия: как минимум тишина, наушники. Кроме того, по текстовому сообщению можно быстро понять, говорит ли собеседник о чем-то важном. А вот аудио придется слушать целиком. Это считается дисбалансом власти: отправитель экономит время за счет времени получателя.
Да и все-таки мессенджеры заточены на текстовое общение, поэтому голосовое может задать врасплох.
Но у дилеммы отправлять голос или нет довольно простое решение: спросите «Тебе удобно, если я запишу голосовое сообщение?».
Отклонить звонок
То, что мы сейчас по привычке называем телефоном, уже, конечно, им не является. Функций у этого устройства в сотни раз больше, а звонки среди них – в конце списка. Вообще, чем моложе человек, тем больше он предпочитает сообщения звонкам, как считают исследоватлеи. Звонки все поколения после миллениалов ненавидят сильнее других поколений: они воспринимаются как нарушение личного пространства. Сообщения позволяют выбирать, в каком темпе и с кем общаться, и мы уже к этому привыкли. А телефонные звонки лишают нас такой возможности, поэтому неожиданный звонок называют «вмешательство голосом», и это не очень этично, если вы не договорились с человеком заранее или это не ваш приятель, с которым вы обсудили удобства такого вида связи.
Как писать?
Не пишите «Привет» отдельным сообщением. Особенно незнакомому человеку. В первом сообщении стоит представиться и сразу сообщить свою цель.
Избегайте чрезмерного использования эмодзи. Они помогают понять интонацию собеседника, шутит он или говорит абсолютно всерьёз. Но нагромождение эмодзи затрудняет чтение. В деловой переписке от них вообще стоит воздержаться.
Не дробите одно сообщение на несколько коротких. Это затрудняет восприятие, а уведомления могут раздражать собеседника.
Перечитайте сообщение, прежде чем отправить его. Обилие опечаток – неуважение к собеседнику.
Не пропускайте знаки препинания – они необходимы для понимания смысла. Если не можете ответить быстро, сообщите об этом. Вы заняты, не можете или не хотите сейчас говорить – просто предупредите, что ответите позже, не обязательно даже объяснять причину.
Правила деловой переписки:
- приветствовуйте в начале письма;
- ставьте подпись в конце письма;
- не допускайтеорфографические и пунктуационные ошибки;
- не отправляйте рабочие письма в нерабочее время;
- не прикрепляйте тяжелые файлы;
- не путайте кнопки «Ответить» и «Ответить всем»;
- указывайте тему сообщения в письмах.
Правила общения в группах в социальных сетях:
- помните о вежливости;
- обращайтесь к незнакомцам «на вы»;
- не используйте бранную лексику;
- не добавляйте людей в группы и диалоги без спросу;
- не флудите (то есть говорите только по заданной теме);
- не спамьте (то есть не публикуйте нежелательные рекламные сообщения);
- не переходите на личности в спорах и дискуссиях.