На Масленицу принято широко гулять, что, по сути, отголоски язычества, традиция, которая прижилась ещё до православия на Руси и жила даже в советское время. Но много ли мы знаем об этом празднике? Ну, кроме того, что нужно всю неделю печь блины. А ведь сразу после этого веселья начинается Великий пост. Как правильно придерживаться традиций?
Без мяса, но ещё с весельем
Масленицей, или Сырной седмицей, называется последняя неделя перед Великим постом. Готовясь к нему, христиане уже не употребляют мясной пищи, зато вкушают молочную, в том числе в среду и пятницу. В среду и пятницу не совершается Божественная литургия, а в богослужениях добавляются особые покаянные молитвы.
С одной стороны, это праздник наступающей весны, хорошее время, чтобы сходить в гости, встретиться с друзьями и родными, повеселиться. С другой стороны, Масленица нередко приобретает элементы языческого разгула. А ведь это не повод объесться до предела, так чтобы до Пасхи потом не хотелось.
Особый смысл Масленицы в совсем ещё недавние времена, когда не было ни телефонов, ни электронной почты, был в том, чтобы люди в течение недели, предшествующей Прощёному воскресенью и Великому посту, успели съездить и сходить к своим знакомым и родным, попросить друг у друга прощения. А примирившись, испросив прощения, как не сесть за пир?
На Сырной седмице, конечно, можно проводить культурные мероприятия православного содержания, если речь идёт о том, чтобы уйти от грубых развлечений и увеселений и постепенно через душевное прийти к духовному. Если Церковь в лице духовенства и активных мирян не начнёт заниматься тематикой народных обычаев и традиций, то это сделают какие-нибудь неоязычники или другие проповедникипустозвоны. Мы живём в эпоху невероятных возможностей и большой ответственности. Сегодня мы можем сделать празднование Масленицы действительно христианским или, наоборот, окончательно потерять возможность сделать это.
Время покаяния
Великий пост - время обновления, покаяния. Он должен восприниматься как время умной войны за личное бессмертие во Христе, как время воздержания в хлебе и обильного питания «всяким глаголом, исходящим из уст Божиих».
Пост - школа воздержания и умеренности во всём. Мы должны за время Четыредесятницы и других постов научиться подчинять стремления своей плоти духу, контролировать желания и хотения, чтобы, освоив эту науку, соблюдать разумную меру и воздержание от греха и в повседневной жизни. А если мы после поста даём себе полную свободу, отпускаем вожжи - разговляемся без меры, а потом так же неумеренно заговляемся перед новым постом, значит, мы так ничему и не научились за время пощения.
Наше тело убивается не ограничениями в еде и других удовольствиях, а излишеством в них. А кроме того, даже если мы не причиняем вред другим и не нарушаем заповедь о любви к ближнему, нужно ещё любить Бога. Отсюда и происходят некоторые ограничения в удовольствиях, поскольку любовь, когда она есть, проявляется в действии, в наших поступках.
Есть люди, которые имеют навык поста: им легко, они с радостью вступают в Великий пост. А есть те, кто только начинает воцерковляться: им трудно, и Церковь их очень ласково и нежно ведёт. Нельзя воспринимать Великий пост как только ограничения, запреты. Это, с одной стороны, аскеза, ограничивающая нашу телесность, а с другой - особый характер богослужения, которое возвышает душу. И одно дополняет другое.
Пост - это не направление в больницу! Надо поститься настолько строго, насколько это реально по силам. Часто верующие начинают поститься чрезмерно: ревность не по разуму, на мой взгляд, связана с утратой традиций. Ведь вопросы поста, на самом деле, должен решать не столько священник, сколько традиции семьи.
Великий пост ни в коем случае нельзя воспринимать как форму диеты. Такое вычурное мнение часто встречается, но оно абсолютно противоположно духу Великого поста. Не желудка ради Церковь установила Четыредесятницу, но в ожидании ограничения властвующих над нами греховных привычек и страстей. Какая диета ставит перед собой те же цели?