Похоже, следующие выборы в Тульскую областную думу пройдут только по одномандатным округам. Но избиратели вряд ли это даже заметят.
Останется губернатором
К исходу второго чтения проект федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ» претерпел некоторые изменения. Нет-нет, как в первоначальной редакции документа, уволить губернаторов и глав местных администраций теперь будет гораздо проще. Если пока для «утраты доверия» есть перечень оснований, то с окончательным принятием закона указывать причину этой самой утраты больше не понадобится. Как в известном анекдоте: «Ну, не нравишься ты мне, мужик!»
Впрочем, применительно к Тульской области представить подобное невозможно – во всяком случае, сейчас. Алексей Дюмин пользуется безграничным доверием Владимира Путина. А работа любого главы муниципалитета нашего региона в условиях конфликта с губернатором – это из разряда скверного анекдота или ненаучной фантастики. Да и ко второму чтению из законопроекта убрали требование унификации наименования высшего должностного лица субъекта Федерации.Условие лишь одно – только не «президент». Поэтому Дюмин, скорее всего, так и останется губернатором, а никаким не «главой» Тульской области. Снятие ограничений на количество губернаторских сроков тоже осталось, поэтому в 2026 году ничто не помешает Алексею Дюмину вновь баллотироваться в губернаторы.
В условиях перманентных перемен
А вот законодательную власть региона вновь могут ожидать перемены. Собственно, в таких условиях она трудится на благо жителей области практически все 28 лет своего существования. Впервые её избрали взамен разогнанного по указу Ельцина Тульского областного Совета народных депутатов в декабре 1993 года. Облдума тогда состояла из 29 депутатов – по количеству районов области, включая пять районов Тулы. Избирательные округа образовывали в границах района. Тем самым, в думе оказались одни депутаты представляли по 150 тысяч избирателей, а другие – по 15-20.
Ко второму созыву нарезали уже 48 одномандатных округов с примерно одинаковым количеством голосующих. Правда, те выборы в конце сентября 1996 года опять прошли на зыбкой правовой основе: как и в 1993 году закона об их проведении так и не появилось. Наш региональный парламент в то время законфликтовал с губернатором Николаем Севрюгиным и необходимый документ не принял. Проводили голосование по временному положению, утверждённому губернаторским постановлением. Третью облдуму осенью 2000 года избирали по той же схеме, но на основании закона. А дальше, с 2004 года, каждый новый созыв депутатского корпуса формировался по разным правилам. Во-первых, срок полномочий народных избранников увеличили до пяти лет. Во-вторых, половину депутатов стали избирать по спискам партий и избирательных блоков, другую половину – по 24-м мажоритарным округам. В 2009 году в первый и последний раз голосование прошло исключительно по пропорциональной системе. В 2014 году думу «кастрировали», сократив количество депутатов до 38-ми. Систему вновь, как и десятью годами ранее, сделали смешанной, но уже 19/19 думцев. Наконец, в 2019 году был сделан крен в сторону мажоритарной системы: по партспискам оставили лишь треть мандатов, а количество самих депутатов вновь подрезали до 36-ти – меньше просто не позволяло федеральное законодательство.
Зато с 2023 года оно позволит вообще уйти от партсписков и отправить кандидатов в одномандатные округа. Возможно, что из всех партий, кроме правящей, получат свои 1-2 мандата лишь те, кто сможет договорится с ней. И то не наверняка. А нерукопожатная оппозиция будет тихо отдыхать в сторонке.
Огласите весь список
И пропорциональная, и мажоритарная системы имеют свои преимущества и недостатки. При первой мандаты распределяются между партиями, преодолевшими заградительный барьер. И здесь первую скрипку играют идеологемы, программы и узнаваемые политические бренды. Выборы по партспискам менее затратны, они дают возможность получить большее представительство оппозиции, особенно небольшим «полупарламентским» партиям.
К тому же, депутаты-списочники, как правило, менее тесно связаны с избирателями, для них важнее хорошие связи с партийным руководством соответствующего уровня, чтобы на очередных выборах вновь оказаться на проходном месте. Отчасти от этого страхует система дробления партсписков на территориальные группы вплоть до полного отказа от головной части – чтобы «паровозов» не было.
Окружным путём
Мажоритарная система завязана уже не столько на партии, сколько на личности. Соответственно, депутаты-одномандатники теснее связаны с избирателями, а последние, в свою очередь, голосуют за конкретного человека, за личность, и цвет его партийного билета в этом случае играет второстепенное значение. Минусы этой системы в том, что теоретически все мандаты могут получить кандидаты от одной партии. Ведь для этого достаточно опередить любого из соперников просто на один голос. А при нынешних технологиях сделать это совсем не сложно.
И примеры тому, правда, пока в областных центрах, уже есть. Так, в 2020 году на выборах в Ульяновскую городскую думу по мажоритарной системе из 40 мандатов «партия власти» взяла 36. В Совете народных депутатов города Владимира в том же году они получили 25 мест из 25-ти возможных. И это при наличии в обоих городах традиционно сильной оппозиции, узнаваемых кандидатов и широких возможностях контроля. Кроме того, кандидат может выдвинуться на выборы как «независимый», а потом, уже избравшись, вступить в то или иное депутатское объединение. Так на выборах исключительно по мажоритарной системе в столичный законодательный орган в 2019 году одна из партий, вообще не выдвигавшая кандидатов, сформировала крупнейшую фракцию из победивших самовыдвиженцев. Где гарантия, что узнав заранее о подобных намерениях любимого кандидата, избиратель отдал бы за него голос?
При пропорциональной системе договариваться, решать вопросы нужно с партийными и фракционными лидерами соответствующего уровня. При мажоритарной – чуть ли ни с каждым депутатом в отдельности. Да, в условиях жёсткой властной вертикали это не выглядит проблемой. Но если кризис?
Мнения экспертов
Максим Артемьев, журналист, писатель, политолог:
«Последние 20 лет в России постоянно переписываются «правила игры» на выборах. То происходил полный отказ от одномандатных округов, то потом вернулись к смешанной – как на выборах в Государственную думу, так и региональные законодательные собрания. Потом на местах начали увеличивать мажоритарную часть в ущерб пропорциональной. Никаких объективных предпосылок к этим изменениям я не вижу. Скорее всего, речь идёт о том, что каждый раз побеждает та или иная группировка в администрации президента, которая сумела доказать, что на данном этапе именно эта система способна обеспечить нужный результат. Но его достичь можно при любой системе голосования, это дело вкуса. И вряд ли эти усилия на постоянное переписывание законодательства того стоят».
Владимир Тимаков, журналист, политик:
«Полный отказ от пропорциональной системы будет означать ещё больший перекос реальной воли избирателей в пользу «партии власти». Могу привести пример, как это выглядело на выборах в Тульскую городскую думу в 2019 году. Но эту схему можно проецировать и на выборы областные. Имея 37-процентный уровень поддержки избирателей, которые воспользовались правом голоса, единороссы получили 26 мест из 35-ти. Просто между партсписками распределялись всего 15 мандатов, а в мажоритарных округах – 20. Оппозиционные голоса в одномандатных округах были распылены между кандидатами от разных партий, за счёт чего в 19-ти округах победили единороссы. Даже имея не слишком высокую поддержку, они получали относительное большинство и выигрывали. А если выборы будут проходить только по мажоритарной системе, можно ожидать, что их будет уже не 19, а, скажем, 33 из 35-ти. Или даже все 35 – при реальном уровне поддержки менее 40%.У партий, которые так или иначе оппонируют «партии власти», шансы могут появиться только в случае, если они смогут договориться между собой и распределить одномандатные округа под единых кандидатов от оппозиции. Но, на мой взгляд, сделать это невозможно, поскольку партии преследуют совершенно разные цели, и они по-разному управляются. Скажем, одни достаточно независимы от администрации бывают чаще всего. А другие, наоборот, выступают в качестве структур, разжижающих оппозиционный электорат – не всегда и не везде, но часто, особенно на региональном уровне».