Похоже, январский негативный опыт никому не пошёл впрок – ни ГИБДД, ни дорожникам, ни водителям. В Тульской области вновь произошла серия ДТП на федеральной автотрассе.
«Маятник» качнулся
«Никогда такого не было, и вот опять!», - наверняка воскликнул бы незабвенный Виктор Степанович Черномырдин, если имел бы возможность прокомментировать очередную «серийную аварию» в нашем регионе. Ведь ровно месяц назад в регионе уже случалось массовое дорожно-транспортное происшествие.
На сей раз «день жестянщика» наступил в Заокском районе на 125-м и 126-м километрах федеральной автодороги М-2 «Крым» по направлению в Москву. В пятницу вечером и субботу до обеда дорогие москвичи вырываются из своих каменных джунглей понюхать кислорода в деревни и на дачи. И Алексинский, Заокский, Ясногорский районы для них – тоже «Подмосковье», только несколько более дальнее. Во второй половине дня воскресенья – обратная «маятниковая» миграция транспортных средств из этих мест, не столь отдалённых, обратно в первопрестольную.
После того, как снегопады, казалось бы, остались позади, а дороги, наконец, расчистили до асфальта, который даже успел высохнуть, многие водители подрасслабились. При наличии знака ограничения скорости 110 км/ч и с учётом нештрафуемого порога в 20 км/ч, многие неслись все 130. Дело было к вечеру, в сумерках, когда вновь повалил снег. Собственно, нападало ещё с утра, но немного, а вот во второй половине дня, когда самый поток на Москву, небесная канцелярия напомнила, что «ещё не вечер», в смысле, не весна.
Торопиться не стоило
После 17.00 с разницей буквально в считанные минуты начались столкновения машин. Это произошло на коротком участке недалеко от деревень Болотово и Русятино Заокского района. Сначала местная ЕДДС сообщила о 30-ти машинах, которые попали в аварию. Потом в ГИБДД уточнили: в общей сложности произошло три ДТП, в которых участвовали 14 единиц транспорта, пострадали четыре ребёнка и шесть взрослых.
«Не установлено влияние дорожных условий на возникновение аварий».
Нормативы и реальность
Между тем, в нормативных документах установлено, что на федеральных автодорогах не допускается образование слоя рыхлого снега на проезжей части выше 2 см – даже во время снегопада. Это значит, что техника уже должна работать на дороге уже в период выпадения осадков. Но, видимо, для подрядной организации законы не писаны, либо чистить не успевали, либо…
Причины ДТП устанавливают ГИБДД и прокуратура. По неофициальной информации, к моменту аварии слой снега на проезжей части в пять раз превышал допустимый и составлял порядка 10 см. Если бы уборочная техника в это время шла по трассе, вряд ли такое было бы. Да и водителей снегоочистители дисциплинируют, особенно, когда двигаются по всей ширине дороги, и, хочешь-не хочешь, а скорость сбавишь.
Не виноватые мы…
Но у дорожников своя «правда». Как нам сообщил заместитель начальника управления федеральной автодороги Москва-Харьков Андрей Турчанинов, участок трассы М-2 «Крым», на котором произошла серия ДТП, содержат подрядная организация ООО «СФ «СТРОЙСЕРВИС» и субподрядная – АО «ДЭП №89». А вот от прямого ответа на вопрос, когда на дорогу вышла снегоуборочная техника (суб)подрядчиков, в управлении уклонились. Но сообщили, что «центры оперативного управления производством как ФКУ «Упрдор Москва-Харьков», так и подрядных организаций, ведут непрерывный мониторинг состояния проезда по автодорогам». А мониторинг метеообстановки осуществляется с помощью постов видео- и метеоконтроля.
Подрядная организация, отвечающая за содержание участка автодороги М-2 «Крым» в Тульской области, накануне снегопада, начавшегося 6 февраля, была предупреждена и приведена в режим готовности, уверяет Андрей Турчанинов. Ссылаясь на данные навигационной системы ГЛОНАСС, которой оборудована дорожная техника, он утверждает, что «обработка дорожного покрытия велась оперативно в соответствии с погодными условиями».
По словам директора субподрядной организации Романа Ерофеева, интенсивность движения на этом участке составляет в среднем 40 тысяч автомобилей в сутки, но в отдельные дни, особенно, летом, бывает и выше. Он также утверждает, что техника в этот день работала на трассе, но ситуация усугублялась сильными зарядами снега. Дорога обрабатывалась несколько раз, говорит Ерофеев. Он считает, что причиной ДТП стал неправильный выбор водителями скоростного режима в сложных погодных условиях. Зачастую водители неадекватно воспринимают появление на дороге снегоуборочной техники, моргают фарами, требуют уступить, подрезают комплексные дорожные машины, создают аварийные ситуации.
Район другой, трасса – та же
Кстати, утром того же дня, когда произошло серийное ДТП в Заокском районе, на другом конце области, но на той же дороге, под Чернью, произошла авария со смертельным исходом. На 279 км трассы М-2 «Крым» 6 февраля в 7.50 на 279-ом километре автодороги М-2 «Крым» мужчина 1997 года рождения, управляя автомобилем «Opel Astra», столкнулся с движущимся во встречном направлении автомобилем «Daf FX 105» под управлением водителя 1975 года рождения. Получив удар, «Opel Astra» врезался в попутный грузовой «Volvo», где за рулём был мужчина 1988 года рождения. В результате ДТП пострадали водитель и два пассажира в «Opel Astra»: мужчины 1998 года рождения. Они получили различные травмы и были госпитализированы. Третий пассажир автомобиля «Opel Astra», мужчина 1990 года рождения, от полученных травм скончался.
К тому времени, по информации Орловского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды к 6.00 утра 6 февраля с начала суток выпало уже 5 мм осадков. Судя по фото ГИБДД, дорога там была почищена и посыпана песком. Только непонятно – до аварии или всё-таки после.
Печальная статистика
Статистика за 11 месяцев 2021 года гласит: на 200-километровом участке трассы «Крым» в Тульской области, включая северный и южный подходы к Туле, произошло 160 ДТП, в которых погибло 22 человека и ранено 255.
За этот период сформировалось четыре места концентрации ДТП, где произошло 19 аварий, в них два человека погибли, 25 получили травмы. Это 169-170 км (Богучаровский поворот, пять ДТП, все – столкновения), 182 км (обход Тулы, поворот на Барсуки, три ДТП, все – столкновения), 185 км (обход Тулы, южнее поворота на Маслово, пять ДТП, из них четыре столкновения и один наезд на пешехода), а также 204 км (обход Тулы у поселка Первомайский, шесть ДТП, из них три столкновения, два наезда на стоящее ТС и один наезд на пешехода). На последний очаг аварийности приходится обе жертвы всех мест концентрации ДТП за 11 месяцев прошлого года.Как наказали?
Прокуратура Венёвского района провела проверку исполнения филиалом «Богородицкий» АО «МОСТОТРЕСТ-СЕРВИС» законодательства о безопасности дорожного движения. Поводом к проведению проверки послужили массовые дорожно-транспортные происшествия, произошедшие 5 января 2022 года на автодороге М-4 «Дон» в Венёвском районе. В частности, там случилась авария с участием рейсового автобуса и еще шести автомобилей. В результате ДТП малолетнему пассажиру причинены телесные повреждения, являющиеся тяжким вредом здоровью. Возбуждено уголовное дело.
Всего в Венёвском районе в тот день произошло 13 ДТП с участием 48 автомобилей, в которых пострадали три человека, из них двое несовершеннолетних.
В нарушение действующих нормативов установлено наличие скользкости дорожного покрытия и снежного покрова высотой более 10 см, что явилось одной из причин, способствовавших возникновению аварий, сообщили в прокуратуре.
Напомним, всего 5 января на трассе Дон» в Венёвском, Киреевском и Ефремовском районах Тульской области произошло 41 ДТП с участием 131 автомобиля. Пострадали 20 человек. Обошлось без погибших.