При слове «мошенник» многие сразу представляют плутоватого вида продавца «чудодейственных мазей, исцеляющих от всех болезней», который бессовестно «впаривает» пенсионерам за огромные деньги бесполезные тюбики, изготовленные кустарным способом в каком-нибудь подвале. Ещё один устоявшийся образ - «напёрсточник» или распорядитель «беспроигрышной лотереи», ловко выуживающий деньги из карманов доверчивых граждан.
Мошенничество - это действительно лотерея, только здесь победитель всегда известен заранее.
Благодаря развитию информационных технологий преступники научились наживаться на своих жертвах, не выходя из дома. Компьютер с интернетом, телефон, банковский счёт, немного актёрского мастерства и солидный запас наглости - с помощью этого нехитрого набора мошенники умудряются проворачивать целые преступные схемы, которые приносят им десятки и сотни тысяч рублей. О том, как уберечь себя и своих близких от виртуальных «джентльменов удачи», рассказал начальник полиции УМВД по г. Туле полковник Олег Скубаренко.
«Один из самых популярных способов обмана - рассылка sms-сообщений или электронных писем, в которых сообщается о выигрыше получателем автомобиля либо других ценных призов. Сюда же относятся и телефонные звонки, совершённые якобы случайным образом, «для определения победителей». Для получения презента злоумышленники обычно просят перевести на электронные счета определённую сумму денег - якобы нужно оплатить транспортные расходы и налоговые пошлины. Разговор выглядит настолько убедительным, что у жертвы мошенничества не возникает даже желания узнать, откуда «доброжелатели» получили номер её телефона и подтверждается ли факт выигрыша какими-то документами. На такие уловки попадаются и молодёжь, и люди старшего поколения».
Одной из жертв преступников стала 18-летняя жительница посёлка Брусянский Узловского района - пару недель назад ей позвонил неизвестный и сообщил, что она выиграла подарочный сертификат на крупную сумму. Правда, для его получения нужно заплатить комиссию - 15 тысяч рублей. Доверчивая девушка перевела требуемую сумму с помощью одного из онлайн-сервисов. Разумеется, никакого сертификата она не получила. Мечты о «горшочке с золотом, стоящем в конце радуги» разбились о жестокую действительность, а «счастливица» была признана потерпевшей по уголовному делу.
Ещё один похожий сценарий - рассылка «нигерийских писем». Жертва получает на свою почту сообщение о том, что в далёкой африканской стране ей досталось многомиллионное наследство. Затем мошенники просят «помочь» в оформлении необходимых документов, открытии счетов и конвертации валют. Разумеется, всё это оплачивает «наследник», надеясь, что полученная выгода покроет издержки. Опытные злоумышленники могут держать жертву «на крючке» месяцами, выкачивая из неё крупные суммы. История про «тётушку из Бразилии, где много-много диких обезьян».
Мошенники тонко играют на человеческой психологии, убеждая жертву расстаться с маленькой, по их мнению, суммой, чтобы потом получить гораздо больше. Эта старая схема применялась ещё во времена финансовых пирамид вроде «МММ», но преступникам удалось адаптировать её под современные реалии. В таких случаях лучшие помощники - логика, холодная голова и трезвый расчёт.
«Получив сообщение о выигрыше, не спешите радоваться, - советует Олег Скубаренко. - Будьте благоразумны. Вспомните, принимали ли вы участие в розыгрыше призов? Знакома ли вам организация, сообщившая о «выигрыше»? Откуда организаторам известны ваши контактные данные? Если вы не можете ответить хотя бы на один из этих вопросов - это первый признак того, что на вас хотят нажиться преступники. Если вдруг вы действительно участвовали в розыгрыше денег или призов, помните: добросовестные организаторы таких мероприятий никогда не будут требовать деньги с получателя приза. Все налоговые отчисления производятся уже после вручения выигрыша, при непосредственном участии победителя».
Ещё один способ мошенничества связан с многочисленными сайтами объявлений, где размещаются сообщения о продаже и покупке транспортных средств, электронных гаджетов, бытовой техники. Причём здесь мошенники работают «в обе стороны» - под удар могут попасть и продавец, и покупатель.
«Недавно в полицию обратилась жительница областного центра, - рассказывает Олег Скубаренко. - Она решила приобрести микроавтобус Volkswagen. Нашла объявление с привлекательной ценой, связалась с продавцом. Тот сообщил ей, что машиной уже заинтересовались другие люди, готовые буквально через несколько часов выкупить транспортное средство. Мошенник предложил женщине перевести предоплату - в этом случае автомобиль останется «за ней». Тулячка поверила и перечислила злоумышленнику больше 30 тысяч рублей, после этого он перестал выходить на связь».
Если жертва не покупает, а продаёт товар, мошенник, представляясь покупателем, пытается получить данные банковской карты, на которую якобы хочет перевести предоплату
Если жертва не покупает, а продаёт товар, мошенник, представляясь покупателем, пытается получить данные банковской карты, на которую якобы хочет перевести предоплату. Это номер, указанный на лицевой стороне карточки, срок её действия, фамилия и имя владельца, а также трёхзначный код, расположенный на противоположной стороне. Если банковская карта привязана к номеру телефона, злоумышленник под предлогом подтверждения платежа может попросить продиктовать код, который банк пришлёт в СМС-сообщении. Всё это делается для того, чтобы получить доступ к счёту и похитить деньги.
«Ваша карта заблокирована…»
Аналогичные цели преследуют преступники, которые действуют от имени сотрудников банков. Совсем недавно подобный звонок поступил на телефон одному из жителей Алексина. Злоумышленник, представившись сотрудником безопасности банка, попросил его назвать данные карты. Потерпевший пошёл на поводу у мошенника и лишился 13 тысяч рублей.
Ещё один вариант - рассылка сообщений о том, что банковская карта заблокирована. Для разблокировки пользователя просят «позвонить в банк», а на другом конце провода злоумышленник обрабатывает незадачливого клиента и получает нужную информацию.
«Важно помнить, что данные банковской карты - это конфиденциальные сведения, предназначенные исключительно для владельца карты, - комментирует Олег Скубаренко. - Даже сотрудники банков не имеют права запрашивать у клиентов трёхзначный код безопасности, а в присылаемых для подтверждения операций СМС-сообщениях всегда говорится, что полученные цифры запрещается передавать кому-либо. Если же вы продаёте какую-то вещь и хотите получить от покупателя предоплату, учтите, что для перевода денег достаточно знать номер карты, никаких других данных не требуется. С помощью номера, не имея других сведений, невозможно списать средства, лежащие на счёте».
Ещё один способ мошенничества, связанный с онлайн-покупками, - создание «подставных» интернет-магазинов. Злоумышленники формируют страницу во Всемирной паутине, начинают «продавать» дорогие товары (как правило, смартфоны и планшеты известных марок) по низким ценам, набирают несколько десятков заказов, получают предоплату и исчезают. Продавать мошенники могут всё, что угодно, - от книг и электроники до авиабилетов и туристических путёвок.
Полицейские рекомендуют основательнее подходить к выбору сервисов онлайн-покупок и не пользоваться непроверенными сайтами, и уж тем более - не переводить деньги незнакомым лицам.
«Создать страницу в Интернете можно за один-два часа, а на установление и задержание мошенников могут уйти недели, - утверждает Олег Скубаренко. - Не позволяйте себя обмануть, обращайте внимание на цены: качественный товар, который в крупных сетевых магазинах стоит 50 тысяч рублей, не может продаваться за 5. И, разумеется, не переводите деньги, не получив покупку. Добросовестные интернет-продавцы соблюдают потребительское законодательство и, как правило, предоставляют возможность проверки покупки, выдают чеки, гарантийные талоны и другие документы, которые помогут вернуть некачественный товар в магазин».
Благие намерения и неземная любовь
Самые изворотливые мошенники выманивают у своих жертв деньги, играя на человеческих чувствах - милосердии и сострадании. Социальные сети пестрят просьбами перевести деньги на лечение тяжелобольных детей. Правоохранители советуют относиться к таким сообщениям с осторожностью.
«Если вы решили помочь людям справиться с бедой, не отказывайтесь от благих намерений, но не забывайте о безопасности, - говорит Олег Скубаренко. - Прежде чем переводить деньги, запросите у организаторов сбора документы, подтверждающие диагноз. Не лишним будет узнать контакты родителей или опекунов ребёнка, созвониться с ними и убедиться, что ваша помощь действительно необходима».
То же самое относится к звонкам и сообщениям из серии «я устроил ДТП и сбил человека, срочно нужны деньги», которые мошенники рассылают от имени родственников жертв. Никогда не действуйте сгоряча - не вступайте в диалог со звонившими, которые могут представляться сотрудниками силовых ведомств, не позволяйте им давить на вас, навязывать свою волю. Перезвоните своим близким и, убедившись, что с ними всё в порядке, не идите на поводу у злоумышленников.
Распространённая схема, рассчитанная на одиноко проживающих пенсионеров, - предложения о получении дополнительных социальных выплат, покупке различных «датчиков для предотвращения утечки газа» или электросчётчиков. Часто мошенники настаивают на покупке, утверждая, что из-за нововведений в законодательстве установка таких приборов обязательна, а за неисполнение требований закона грозит крупный штраф.
«Пенсионеры - люди дисциплинированные и законопослушные, - комментирует Олег Скубаренко. - Поэтому они охотно соглашаются на требования мошенников, не пытаясь проверить достоверность информации. Часто они впускают злоумышленников в квартиры, не проверив у них документы. Здесь есть риск стать ещё и жертвой кражи: узнав, где жильцы хранят свои сбережения, преступники забирают деньги и стремительно ретируются. Мы советуем не открывать двери людям, которые представляются газовщиками, коммунальщиками, соцработниками, сотрудниками Пенсионного фонда. Свяжитесь с учреждением, из которого пришёл незваный гость, попросите его назвать фамилию, имя и должность. Уточните, есть ли такой сотрудник и имеет ли он право совершать обход граждан по месту жительства. У каждого специалиста при себе должно быть служебное удостоверение - смело требуйте предъявить его. Как правило, поняв, что разговор идёт «не по плану», мошенники сразу пытаются уйти».
Ещё одно «поле деятельности» мошенников - сайты знакомств. Преступники выбирают жертву - как правило, одинокого состоятельного мужчину либо женщину средних лет. Затем аферист втирается в доверие к «объекту» - заводит знакомство, активно интересуется жизнью, интересами и увлечениями собеседника, не скупится на комплименты. Идёт самая настоящая психологическая обработка - преступники не стесняются давить на жалость, создавая себе романтический образ, сетуют на проблемы с работой и здоровьем, семейные неурядицы.
Многие потенциальные жертвы сами предлагают помощь и перечисляют «хорошему человеку» деньги. Более сложный путь - новый знакомый признаётся, что жаждет личного общения, но у него нет возможности купить билет или оформить визу, и предлагает собеседнику взять все расходы на себя, обещая компенсировать «при встрече». Разумеется, эта встреча никогда не состоится - получив деньги, мошенник сразу «обрубит все концы» и перестанет выходить на связь.