День святых Петра и Павла отмечается Русской Православной Церковью 12 июля по новому стилю. Он установлен в память об апостолах, проповедовавших христианство по всему миру. Начинали жизненный путь и служение Христу Пётр и Павел по-разному, но закончили оба в Риме — приняли мученическую смерть, собрав вокруг Его имени множество народов.
День памяти
Пётр, прежде чем стать учеником Христа, был рыбаком, как и его брат — в будущем апостол Андрей Первозванный. Иисус Христос предсказал, что Пётр трижды отречется от Него. Так и произошло, но ученик после распятия Спасителя искупил своё предательство — стал праведным проповедником Христовой веры, обращал в неё тысячи людей.
Павел был гонителем христиан. Господь призвал его к апостольскому служению через чудо, лишив зрения и вернув ему способность видеть через крещение, а также явил множество откровений. Претерпевая гонения и скорби на пути проповедничества, Павел совершил по воле Бога множество чудес.
Апостолы оставили 16 посланий, которые вошли в Новый Завет и дают нам первую богословскую трактовку христианского учения. Святому Петру принадлежат два, наследие святого Павла составляет 14. Церковь почитает их как первоверховных, столпов и идеалов проповеднического и пасторского служения.
«На Петров день солнышко играет», — так говорили туляки. Известный русский этнограф Иван Сахаров, изучавший обычаи региона в XIX веке, сохранил в книге «Сказания русского народа» и другие мудрости: «С Петрова дня красное лето, зелёный покос», «С Петрова дня зарница зарит хлеб», «С Петрова дня и барашка в лоб»… Этнографы музея-заповедника «Куликово поле» нашли подтверждения этих примет и традиций у старожилов памятного места. Мы рассмотрим каждую, чтобы увидеть, чем жили земледельцы в Тульской губернии в середине июля 100-200 лет назад, как поддерживаются традиционные формы землепользования сегодня.
Одна пора в году сено косить
Совсем недавно солнце повернуло на зиму. В день летнего солнцеворота — 21 июня — мы прожили самую короткую ночь в году. «Петр-Павел день убавил», — говорили в народе, наблюдая за небесным светилом. Была ещё одна поговорка, которой после дождливого июня мы поверим с радостью: «День убывает, жара прибывает».
Иван Купала и Петров день открывали сенокосы. Крестьяне говорили про этот период: «Доставай косы и серпы к Петрову дню». А вот живут ли сегодня в таком же графике современные аграрии, узнаем у начальника производственной базы Государственного музея-заповедника «Куликово поле» Елены Алпатовой. Мы разговаривали с ней в конце июня, помня, что по старому стилю Петров день приходился на 29-е.
«В предыдущие годы сенокосы музей-заповедник на своей территории начинал после 20 июня, а сегодня погода другая. Думаю, в этом году всё сдвинется на конец июля. Надеемся на Божью волю! Если скосим сейчас, сено сгниёт, мы его выкинем. И, конечно, помним наших крестьян, местный сенокосный период, выкашивание разнотравья были в июле».
«Трава должна поспеть, — рассказывает Елена Алпатова. — Техническую спелость мы определяем по кормовым видам. У нас сеется, в основном, костёр безостый. Он начинает зацветать, и мы понимаем, что пора выезжать косить траву».
В XIX веке, регион Куликова поля отличался недостатком сенокосов — 10% лугов против 80–88% распаханных плодородных чернозёмных почв. Сегодня музей скашивает около 50 гектаров разнотравья. Так поддерживаются в порядке отдельные площади, не отдаются во власть сорнякам, или же готовятся к мероприятиям, как заливной луг у деревни Татинки под полевой стан ратников на годовщины Куликовской битвы.
Современные технологии заготовки сена отличаются от древних только в замене ручного труда машинами. Сегодня техника скашивает травы, не косарь. Ворошится сено также несколько раз специальными граблями, которые цепляются за трактор. В прошлом крестьянское семейство выходило в поле с деревянным сельхозинвентарём — ручными граблями или вилами. Ими же собирали сено в копны. Сегодня в поле выходит пресс, чтобы скатать высушенные растения в рулоны и связать их шпагатом. Сроки для всех этапов этого процесса тоже определяет погода.
«Если лето жарит, дня три нужно, чтобы сено стало сухим-сухим, затрещало», — делится наблюдениями Елена.
Уборка сена считалась праздничной работой. До середины XX века в ряде населённых пунктов Куликова поля сохранялась традиция наряжаться на первый день покоса. В Моховом, Монастырщине, Починках женщины надевали юбки-понёвы и головные уборы — повойники.
Покос был не единственной заботой крестьянина в середине лета — начинали готовиться к озимому севу: «До Петрова вспахать, до Ильина заборонить, до Спаса посеять», — говорили в старину. Спросим у Елены Алпатовой, как дела обстоят на Куликовом поле в XXI веке.
«Озимые мы сеем по порам, эти площади у нас не заняты. В течение сезона, до сева, мы на этих территориях боремся с сорняками. Начинаем посев в конце августа — в начале сентября, опять же, как погода».
А в прошлом, лет 200 назад, на паровые клинья крестьянин выгонял оголодавшую за зиму скотину. Известный литератор, фольклорист и исследователь хозяйственной деятельности и быта туляков Василий Левшин писал об этом так: «Довольство таковое продолжается месяц, потому что с 10 июня начинают паровой клин пахать» .
Вода и проводы русалки
На Петры-Павлы, как и на Иванов день, на Куликовом поле было принято обливаться водой. Об этом рассказывали жители Донских Озерков, Ляпуновки, Малевки.
В других населенных пунктах сооружали чучело. В Прилипках «делали просто: руки, ноги, голова, кафтан... ставили на видном месте, потом сжигали на краю деревни». В Даниловке на Петров день чучело возили на телеге. В Березовке — ночью жгли солому. В Малиновке были «колядки». В Сабурове – ходили ряженые.
Все эти действа из воспоминаний жителей Куликова поля очень похожи на элементы масленичных гуляний, но героиня лета была другой. В Бахметьево рассказывали, что на Петров день «…русалку справляли. Хадили в Гагарино с гармошкой».
Проводы русалки действительно напоминали проводы масленицы. Вот как обряды описывал фольклорист Владимир Пропп. Русалкой выбирали девушку, или её роль играла соломенная кукла. С песнями и весельем героиню праздника народ выпроваживал в поле. Если русалка была живой, она всю дорогу пыталась кого-нибудь поймать и пощекотать, а остальные участники действа защищали «жертву». Начиналась шуточная свалка, из которой русалка выбиралась и убегала прятаться в колосьях. Тогда участники обряда возвещали, что проводили русалку и везде можно ходить смело, а затем отправлялись по домам.
Где-то проводы русалки проходили как похоронные обряды. Народная процессия также завершалась у ржаного поля. В хлеба люди выбрасывали куклу-русалку и детали носилок, на которых её «хоронили».
С русалками был связан и обычай сторожить солнце на Петров день. Изначально он поддерживался народом, чтобы прогнать этих существ от домов и предотвратить их шалости во ржах.
На Петров день солнышко играет
Этнограф Иван Сахаров рассказывает, что туляки гуляли на Петров день «на оружейной стороне» и само гулянье называли «облупою». «Там говорят: «Пойдем на облупу. Был ты на облупе?» — читаем в «Сказаниях русского народа». К празднику туляки окрашивали яйца в жёлтый цвет и продавали их на гуляньях. Использовали при этом «пупавки» — цветки пупавки красильной.
Иван Сахаров настаивает, что в XIX веке только в Тульской губернии сохранилась традиция караулить солнце под Петров день.
«Поселяне всех возрастов собираются на пригорки, раскладывают огонь и в ожидании солнца проводят ночь в играх и песнях. Едва начинает восходить солнце, все испускают радостные крики. Старики наблюдают, как солнышко играет по небу: оно то покажется, то спрячется; то взойдёт вверх, то опустится вниз; то заблещет разными цветами голубым, розовым и белым, то засияет ясно, что ничьи глаза не стерпят».
В деревне Красный холм это был единственный день в году, когда девушкам разрешалось гулять до утра. В Бахметьево вспоминали: «Вон идуть утром. Рана-рана, по два яйца, с тебе — два яйца, с тебе… Ну все падрушки. Каму 12, каму 13 лет. И сальца там. На скавараду нажарють. Сядим, паедим...»
Ходили с косами и «звонили», в разведённых кострах сжигали ненужное.
Анна Некрылова, составитель «Русского земледельческого календаря» отмечает, что сугубо петровских песен было мало. Девушки пели про любовь, берёзу, измену и тоску, про разлуку, про кукушку… В своём сборнике фольклорист приводит такую тульскую песню:
Уж вы ночи мои, ночи тёмные,
Вечера ли мои весёлые!
Всё я ноченьки просиживала,
Всё я думушки продумывала,
Как одна мне дума всё с ума нейдёт,
С ума нейдёт, с великого разума:
Тут проторил милый друг дороженьку
Мимо садику, мимо зелёного.
Я сама, девка, глупо сделана,
Своего дружка я прогневала,
Назвала я дружка горькой пьяницей.
Ночные гулянья сопровождались ритуальным хулиганством. Владимир Пропп уверенно заключает в «Русских аграрных праздниках», что шуточные бесчинства творились над мирно спящими крестьянами, преимущественно над теми, кого недолюбливали.
На Куликовом поле это действо называлось по-разному. «Городушки городить» было принято в почти двух десятках пройденных этнографами населённых пунктах, в том числе в Себино, Епифани, Шаховском, Орловке, Грибоедове и многих других. В Татинках, Березовке, Сабурове на Петров день — «чередя́ть», в Моховом — «рикоше́тят». В деревне Красный холм принято было «куроводить».
Среди проказ наиболее популярными были такие: унести посуду в другой двор, «стука́лочки» или перегородки, сооружение баррикад среди деревни. Привязывали двери, накрывали стеклом печную трубу, похищали повозки и телеги…
«Городушки» сооружали из ворованных вещей. Так в Ляпуновке рассказывали: «Там адин был парень… Бывало, сабирёть нас, и вот ат каждаво дома, што есть окол дома, унисём... Бывало, уносять из самаво дома — диван, стол, ну, там, чугуны... И вот ат загародки до загародки дарогу перигародим... И вот утром все идуть за сваими вещами...». По обычаю, ругаться на воровство было не принято.
Многие куликовцы в беседах с этнографами музея-заповедника в конце прошлого века сокрушались, что петровские проказы со временем больше стали походить на вредительство. Вспоминали сломанные загородки, перевёрнутые остановки, старые машины поперёк дороги…
Разговины на Петров день
День памяти Петра и Павла завершал Петровский пост. Он был сравним по сытости с Великим постом — никаких овощей, кроме зелени, на огороде ещё не выросло, оставшееся зерно шло на посев яровых. В разрешённые рыбные дни (четыре раза в неделю) можно было сварить ухи из выловленной в прудах и реках рыбы. Она и была единственным угощением. В народе пост называли «Петровки — голодовки» и ждали разговины на апостольский праздник. На Куликовом поле в празник начинали резать баранов.
Праздник сопровождали особые кушанья. В Монастырщине с этого дня было принято есть щи с бараниной. В деревне Прилипки варили гречневый кулеш. Татьяна Наумова в книге «Кухня Куликова поля, или Хлеб на стол» приводит рецепт сытной мясной каши.
Баранину нарезали крупными кусками и варили до полуготовности в чугунке на таганке. Гречку перебирали, промывали, ошпаривали кипятком и укладывали в мясной бульон. Лук мелко нарезали, обжаривали на сковороде на свином сале и добавляли в кулеш за 5–10 минут до готовности.
Материал создан на основе этнографических отчетов Государственного музея-заповедника «Куликово поле», публикаций православных сайтов специально для проекта «Поле. Русское поле» сетевого издания «Аргументы и факты в Туле» (tula.aif.ru), посвящённого 645 годовщине Куликовской битвы и 650-летию с момента сражения.
Также использованы источники:
- Круглый год. Русский земледельческий календарь/ Сост. Некрылова А.Ф. – М., 1991.
- Левшин В.А. Топографическое описание Тульской губернии. 1803 год. - Тула, 2006.
- Наумова Т.В. Кухня Куликова поля, или Хлеб на стол. — Тула, 2014.
- Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. — М., 2000.
- Сахаров И.П. Сказания русского народа. — Тула, 2000.