Тему фильма для защиты диплома режиссёра в Высшей школе кино и телевидения «Останкино» учитель из Тулы выбрал тяжёлую, но многоговорящую, в том числе и о нём самом. Наш гость сегодня – Денис Гастев.
Разносчики чужого горя
Олег Бондарь, «АиФ в Туле»: Денис Валерьевич, почему вдруг решили снять фильм о похоронке?
Денис Гастев: Меня поразило, как относились к почтальонам во время Великой Отечественной войны - как к людям, которые «несут дурные вести», ведь именно от них следовало ожидать похоронок. И если это подтверждалось, то им первыми и приходилось принимать на свои плечи весь негатив и истерику убитых горем людей. Почтальонов порою чуть ли не проклинали и кричали им вслед всякое. Даже обвиняли в том, что эту похоронку принесли, а не сожги где-нибудь.
По свидетельствам того времени, эмоции людей в подобные моменты были непредсказуемыми и неуправляемыми. Они даже могли пытаться что-либо сделать с собой. И чтобы быть готовыми к таким ситуациям, почтальонам приходилось становиться своего рода психологами. Они как могли успокаивали людей, а чтобы смягчить ситуацию, часто уверяли, мол, похоронка может ошибочной и так далее.
И фильм «Извещение по форме №4» по большому счёту и не о похоронке, а о том, как совсем ещё юной девушке в первый же свой день работы на почте выпало попасть в драматичную ситуацию - принести похоронку вдове и стать невольной «соучастницей» трагедии. Я попытался проследить, какие изменения произошли в связи с этим внутри девушки. Ведь совсем недавно она пыталась попасть на фронт, но вместо этого её направили на почту, и в начале фильма она относится к такой работе как к легкомысленной по сравнению с нахождением на передовой. Мол, там люди подвиги совершают, а у неё тут такая вот «рутинная жизнь». Но, став почтальоном, перед ней вдруг открылся некий второй фронт и она по сути тоже оказалась на поле боя. А бороться пришлось с горем людей, потерявших близких. И для этого порою даже лгать, что они живы. Все эти обстоятельства привели к определённой внутренней трансформации девушки, она что-то переосмыслила, стала глубже и взрослее.
Бездонный колодец
- Этот фильм стал для вас первый игровым...
- Да. И первым самостоятельным. До этого я снимал документальные фильмы в содружестве с писателем Валерием Ходулиным, на основе его произведений о знаменитых туляках. А началось всё после того, как он подарил мне две свои книги: «Идущие сквозь время» и «По призванию туляки». Тогда эти сборники очерков о людях, которые оставили заметный след в истории нашего края по-настоящему меня заинтересовали и мне захотелось об этом рассказывать. Так появились небольшие документальные картины об Алексее Хомякове, Василии Жуковском, Иване Тургеневе. Потом были сняты фильмы о Пушкине, Есенине, Бунине, а также о Герое Советского Союза Леониде Тихмянове.
- После такого погружения в краеведение какие-нибудь открытия сделать удалось?
- Ну, «открытия» - это громко сказано. Просто краеведение увлекает и порою сталкиваешься с вопросами, на которые находить ответы непросто, но очень хочется. Так, работая с художественном музеем над роликом о художнике Стеллецком, мы столкнулись с именем достаточно значимого для тульской земли искусствоведа - Юрия Александровича Олсуфьева. Он жил в своём имении в Богородицком районе. Известно, что именно Олсуфьев на свои деньги построил на Куликовом поле храм в честь Сергия Радонежского, а в 1938-м был репрессирован. И когда я стал интересоваться подробнее фигурой Олсуфьева, оказалось, что сведений о нём практически нет, даже у наших самых известных краеведов. И я загорелся идеей узнать об этом человеке как можно больше и снять о нём фильм. А так как я с детства учился в художественной школе, то интерес к этой теме у меня особый. Краеведение - это бездонный колодец, а людей, о которых мы незаслуженно мало знаем, очень много.
- А почему мы должны о них знать и помнить?
- Ну а как жить в городе и стране и не знать их прошлого? Ведь на нём и строится день сегодняшний. Изучая историю, мы познаём прежде всего самих себя.
И то, что раньше происходило с людьми, то как и о чём они думали, как поступали, формирует исторический опыт, который полезен и для ныне живущих. Мы можем жить и не знать о нём ничего, а он, оказывается, есть.
Всё загуглено
- Краеведение, история, родной край... Не скучно ли всё это молодым?
- Всё зависит от подачи. Когда в условном лектории собирается два-три человека, это, конечно, не дело. А, к примеру, в военно-историческом музее всегда многолюдно, потому что там постоянно проводят какие-то театрализованные мероприятия, приглашают гостей, выставки устраивают и так далее. Когда ребят таким образом заинтересовывают и они видят, что там что-то происходит, то отношение к предмету возникает совсем другое. И прогресс в этом направлении по сравнению с тем, что было ещё несколько лет назад, конечно же, есть. Показательным стала сама Тула с преображённым историческим центром города, где есть куда сходить и на что посмотреть. А когда это всё на «только словах», то интерес безусловно будет угасать.Надо учитывать, что нынешние молодые люди в большинстве своём визуалы. У них у всех уже с первого-второго класса есть смартфоны, у многих сформировано клиповое мышление. Когда говорю своим ребятам, что завтра идём, к примеру, в художественный музей, они тут же начинают искать в гаджетах, какие там картины и что они из себя представляют, потому что для восприятия информации им нужны яркие зрительные образы, и они всё должны загуглить. Не буду давать оценку, хорошо это или плохо, но так есть.
Да, на первый взгляд многим молодым краеведение может казаться скучным. Но интерес на самом деле есть, только они сами не всегда это осознают, и то, что им кажется унылым, если разобраться, оказывается не таким уж и скучным. А психологический разбор на эмоциональном уровне, как это происходит в литературе и кино, делает историю для них значимой. История становится понятней и ближе, когда её пропускаешь через себя. Одно дело услышать «сухой» рассказ о каком-нибудь писателе или герое, а другое дело - самому побывать в его шкуре.
- Сейчас много всевозможных киношкол и курсов. Что они дают?- Они дают профессию. А в моём случае с учёбой в Школе «Останкино» ещё и диплом государственного образца со всеми вытекающими из этого полномочиями.
Но молодым людям не стоит быть наивными и думать, что они сразу попадут, скажем, на телевидение и там всё будет усыпано цветами. Это смешно. Прежде всего, нужно чётко для себя сформулировать, чего именно ты хочешь, в каком жанре и направлении работать, а потом уже самому этого добиваться. Такое, чтобы сразу после учёбы сесть на поезд и приехать к кому-то на конкретное дело, вряд ли возможно.
Возможность начать работать, скажем, документалистом на каком-нибудь федеральном телеканале существует реальная. Но для этого нужно подготовить свой сценарий, который вписывался в существующую структуру и требования канала. Но это должно от работы не отпугивать, а настраивать на неё. Главное помнить, что всё возможно.