aif.ru counter
192

Выстрел «Авроры». В. Смехов – о том, как пробивали в печать «запрещённых»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15. "АиФ в Туле" 11/04/2018
Кирилл Романов / АиФ

Издание представляет собой сборник воспоминаний, выпущенный к 80-летнему юбилею со дня рождения Владимира Высоцкого – друга и соратника Вениамина Смехова. Название книги – первая строка из письма, написанного автору Высоцким летом 1968 года во время съёмок фильма «Хозяин тайги».

 

Фото: АиФ/ Кирилл Романов

О гастролях и тульской типографии

Вениамин Смехов в Туле бывал неоднократно. Его связывают с нашим городом не только дела давно минувших дней (выступление в составе труппы Театра на Таганке в 1966 году), недавнего прошлого (участие в тульских концертах памяти Владимира Семёновича и в фестивале «Улыбнись, Россия!»), но и актуальное настоящее (дружба с тульским клубом ценителей творчества Высоцкого «Горизонт», озвучка интерактивной экскурсии первого и единственного в стране музея истории станкостроения, который всё никак не откроется).

- Тула дорога мне ещё со времён Театра на Таганке, - рассказывает артист. – Крупных гастролей, правда, в вашем городе не было, но выезды случались, в том числе – вместе с Высоцким. Как мне рассказал мой друг Владимир Щербаков (руководитель клуба «Горизонт» - Авт.), главный высоцковед Тульской области, в память о нашем выступлении на здании Дома культуры недавно появилась мемориальная доска (ДК «Туламашзавода» – Авт.). Узнать об этом мне было приятно (к сожалению, неизвестно, знает ли Смехов об открытии именного избирательного участка «Владимир Высоцкий» и как он относится к этому - Авт.). Кстати, моя первая книга  - сборник рассказов «Один прекрасный день», выпущенный издательством «Советский писатель» в 1986 году – была напечатана именно в тульской типографии. До этого у меня были только журнальные публикации. 

 

Фото: АиФ

О «разрешённых» актёрах и латинице

Продолжая тему публицистики, Смехов остановился на показательной и непростой истории, связанной с его статьёй «Мои товарищи – артисты», которая была опубликована в журнале «Аврора» за 6 лет до сборника, отпечатанного в тульской типографии. И все за два месяца – до смерти Высоцкого в 1980 году.  

 - В редакции «Авроры» - очень честного издания, насколько это было возможным по тем временам – появилась мысль сделать серию публикаций, основанную на моих записках «Мои товарищи актёры»: о Табакове, Золотухине, Высоцком. Это была чудесная мысль. Однако когда я сообщил Володе как-то в гримёрке, что такое предприятие намечается, он ответил мне спокойно и уверенно: «Этого не будет. Спорим?». И мы заключили пари. После чего последовала долгая и запутанная история подготовки к печати. Сначала редактор у меня спросил: «Можем ли мы обойтись без Высоцкого? Ограничиться другими, «незапрещёнными» авторами?». На что я ответил категорическое «нет» – ведь мне не хотелось проигрывать спор. Потом процесс всё-таки пошёл, а дело дошло уже до вёрстки – но кто-то «оттуда» позвонил и сказал: «лучше не надо». В общем, из-за «запрещённого» Владимира Семёновича эта публикация откладывалась несколько лет. И всё-таки вышла в свет – буквально за два месяца до смерти Володи. Он успел увидеть этот сборник. И сказал: «Приятно почитать о себе что-то, написанное не латинским алфавитом». Вспоминается в этой связи фраза актёра Михаила Ульянова, сказанная на похоронах Высоцкого: «Ни одна его строчка при жизни не была разрешена, но при этом их знала вся страна». 

 

Фото: АиФ

О приоритетах и иерархиях

Об общей любви к Владимиру Высоцкому сказано уже столько, что повторяться хоть сколько-нибудь смысла не имеет. Он действительно был всенародно почитаемым артистом, не оставляя равнодушными ни заводских работяг, ни советскую номенклатуру, ни интеллигенцию. Поэтому вполне закономерно, что у артиста были (да и сейчас есть – Авт.) и продолжатели его творческого метода, и прямые подражатели. Вениамин Смехов рассказал в Ясной Поляне о том, как Высоцкий относился к такому явлению:

- Когда у него спрашивали об этом, он обычно отвечал: «Я не могу сказать, что плохо отношусь к подражателям – ведь людям же они нравятся». При этом Володя всегда подчёркивал: «Но я хотел бы, чтобы они знали: если положить на одну чашу весов всё, что я делаю в театре и кино, а на другую – работу над одной поэтической строчкой, то вторая чаша перевесит всё остальное». 

Дело в том, что довольно долго Высоцкого воспринимали прежде всего как актёра, который ещё и исполняет песни собственного сочинения. То есть, последовательность такая: театр/кино, выступление на сцене в качестве барда и написание каких-то текстов для своих песен. Для самого же Высоцкого выстраивалась абсолютно противоположная иерархия. Он считал себя прежде всего поэтом. Помню, как однажды после многочасового выступления Володя до пяти часов утра работал над написанием новой песни, потому что именно тогда у него случился какой-то творческий прорыв. Это было на квартире наших друзей. Мы сидели на кухне и бесконечно пили кофе (кстати, с тех пор я вообще перестал употреблять этот напиток – моя мама-врач мне сказала: «Очевидно, ты исчерпал тогда свой ресурс»). Володя сидел в другой комнате, пытался что-то подобрать, положить какие-то строки на музыку – и время от времени выходил к нам и показывал, что у него получалось. И этот процесс повторялся несколько раз. Было видно, насколько для автора он непрост. А мы, таким образом, невольно становились свидетелями «родовых мук» появления на свет нового произведения. С высокой долей вероятности - нетленного. 

Фото: АиФ/ Кирилл Романов

Досье
Вениамин Борисович Смехов – актёр театра и кино, режиссёр, драматург, публицист. В 1962 году пришёл в Московский театр драмы и комедии, на базе которого спустя два года Юрий Любимов создал Московский театр на Таганке. Большая часть театральной актёрской карьеры Вениамина Борисовича связана именно с этим местом, его до сих пор можно увидеть на сцене родного театра. Кинокарьера Смехова началась в 1968 года с роли Барона Краузе в фильме «Служили два товарища». Но настоящая слава пришла к актёру после роли Атоса в фильме «Д’Артаньян и три мушкетёра» (1979). Он также снимался в фильмах «В моей смерти прошу винить Клаву К.» (1979), «Семь криков в океане» (1986), «Ловушка для одинокого мужчины» (1990) «Мушкетёры двадцать лет спустя» (1992), «Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя» (1993), «Сокровища кардинала Мазарини, или Возвращение мушкетёров» (2009), телесериалах и телеспектаклях. Вениамин Смехов написал около 20 художественных и публицистических произведений: «Служенье муз не терпит суеты», «Скрипка мастера», «Таганка. Записки заключённого», «Живой и только (о Высоцком)», «Театр моей памяти», «Записки на кулисах». В 2015 году Смехов участвовал в проекте «Каренина. Живое издание» в качестве одного из чтецов романа. На территории музея-усадьбы «Ясная Поляна» есть дерево, посаженное актёром: в 2009 году он вошёл в число творческих деятелей, восстанавливавших яснополянские яблоневые сады.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах