Слово стоит во главе не только литературного творчества, но и семьи. Именно слова, произнесённые вслух, образуют ту невидимую нить, которая помогает людям понимать друг друга, жить в согласии и развивать свои отношения, считает Елена Хафизова.
Родом из детства
Олег Бондарь, «АиФ в Туле»: Как появилась идея создания аудиокниг?
Елена Хафизова: Сразу же, узнав о существовании литературы в такой форме, я посчитала её настоящей панацеей для людей, чья работа связана с большой зрительной нагрузкой. Это большая помощь и облегчение, когда даешь отдых глазам, но при этом не отсекаешь себя от интересующей тебя информации. Вопрос только в том, чтобы декламаторы аудиосайтов верно ставили логические ударения, не делали явных ошибок в русской орфоэпии, имели приятные голоса.
Слушая первые аудиокниги, я уже отчего-то знала, что когда-нибудь тоже начну их записывать. Традиция семейного прослушивания радиоспектаклей всегда была у нас в доме, в отличие от просмотра кинофильмов.
Мечта о деятельности декламатора сбылась с неожиданностью, когда Олег посчитал мой голос достаточно звучным, чтобы записать его историческую прозу. На сегодняшний день мною записано 35 аудиокниг, в их числе 10 книг Олега Хафизова. Все обложки для презентации на сайтах я тоже оформляю самостоятельно. У нас появилась постоянная аудитория, побуждающая к продолжению этой деятельности.
Я тщательно готовлюсь к каждой сессии звукозаписи, выверяю по словарю ударения, продумываю интонации. И, как правило, декламация получается удачной с первого раза.
- Вы берёте известные сюжеты, пишете на их основе стихотворные произведения и делаете их своими. Почему так происходит?
- Это выражение моего благоговения перед классикой. Я так люблю эти сюжеты, что мне хочется сделать их более совершенными, придав им стихотворную форму. Когда я перечитываю для дочки знакомые с детства сказки, рифмы возникают сами собой.
Иногда я меняю в сказочных поэмах нюансы, устраняю некую нелогичность. Например, объясняю, как мать Якоба из сказки «Карлик Нос» могла отпустить сына со старухой, явной ведьмой. В моей версии это действие гипнотических чар колдуньи. Или меняю поведение знатного юноши Саида из другой сказки Гауфа – ведь он не мог покинуть Багдад, не побывав у спасенного им Гаруна аль-Рашида. Такие алогизмы, при сочинении поэмы, вначале ставят в тупик, а по их преодолении снова открывают путь свободному течению сказки.
Негуманным показался мне и финал «Маленького Мука». Здесь я устроила так, что наказанным остается только обидевший Мука султан, а его жене и дочерям возвращается прекрасный облик.
Делай, что должно
- Предыстория вашего знакомства с будущем мужем - писателем Олегом Хафизовым уже сама по себе напоминает сюжет увлекательного романа. Неужели так бывает?
- Ничего придуманного. Всё так и было. Мы с Олегом учились в одной школе, правда в разное время, жили в одном дворе, общались с одними и теми же людьми, а друг друга не знали, и даже не встречались ни разу. И это удивительно. Конечно, я знала, что в Туле есть журналист Олег Хафизов, читала его статьи о театре, которые мне нравились, но что он живёт совсем рядом со мной, даже не догадывалась. Потом уже мы прошли от его дома к моему и выяснили, что нас отделяли 220 шагов. А познакомились мы на выступлении музыкально-литературной студии «Вега».
- Как воспитываете дочь? Какие вкусы прививаете?
- Тот поток мультиков, который сегодня предлагают детям, нам приходится фильтровать, и некоторые из них отсеивать, чтобы оградить ребёнка от нежелательного, на наш взгляд, воздействия. Не нравится, что сегодня много новодела, связанного с магией и чертовщиной. Одновременно понимаю, что сказки Гримм, Гауфа, Перро могут казаться детям похожими, так же насыщенными сверхъестественным. Но пусть это остаётся там, пусть будет культурой и классикой.
Существует неисчерпаемый эпический фонд, знакомящий детей с персонажами низшей и высшей мифологии всех стран мира. Знать его необходимо культурному человеку. Но так же необходимо проводить границу между искусством и культурой, с одной стороны, и православным благочестием, с другой. Отрицательные персонажи, которые в новоявленных сюжетах мультипликации действуют заодно с детьми, в чём-то им помогают, вызывают у меня протест.
Я люблю романтическую литературу, мне нравятся Гофман, Отфрид Пройслер, Клайв Льюис – но я не могу назвать в излюбленных ими жанрах ни одного вызывающего у меня уважения современного имени.
Взамен массовой культуры я предлагаю дочери общение с классическими романтическими персонажами, пытаясь сделать акцент на православии, на то, что помощи нужно ждать от Бога и святых, а не от колдунов и магов.
А ещё сейчас делаю для себя вывод, что родители должны наставлять детей не зависимо от того, видят они непосредственно, тут же, отклик или нет. Конечно, ребёнок сразу может ответить отрицанием, но не стоит идти у него на поводу. Я тоже в детстве часто противоречила родителям, но потом с годами понимала, что была не права. А те нравоучения, которые тогда казались скучными, сейчас уже воспринимаются по-другому. Сами становясь родителями, мы приходим к отрицаемым в юности родительским наставлениям. При этом ещё возникает и чувство вины за собственные упрямство, непослушание и дерзость. А с уходом родителей из жизни эти переживания только усиливаются. Дети всё чувствуют, всё запоминают, поэтому нужно делать настойчиво своё родительское дело и не ждать сиюминутного результата.
А современная мультиндустрия дарит зрителям и вполне положительные образцы. Например, серии «Ивана-Царевича» и «Трех богатырей» мы смотрим в сотый раз с удовольствием. Среди же любимых сказочных героев дочери - прежде всего Щелкунчик, затем солдат из «Огнива»... Есть даже любимый исторический персонаж - Пётр I.
- Что нужно для счастливой и интересной семейной жизни?
- Я думаю, что объединяющего начала лишается семья, где почти не читают вслух. Дома обязательно должно звучать чтение старших. Как можно чаще, при любой возможности. Это то, о чём потом можно подумать, поговорить. Совместный просмотр кинофильма никогда не даст такого эффекта - именно звучащее слово. Надо помнить, что Слово - это Бог. Так и должно быть. Стихи должны обязательно звучать дома, как и музыка. У нас о её присутствии всегда заботится Олег, у него целая фонотека. Я же забочусь о стихах. Завершая очередную часть любого своего произведения, Олег всегда прочитывает его вслух и обязательно что-то при этом поправляет.
Такое отношение к слову применимо не только с семьям, занимающимся литературой профессионально, но и ко всем вообще. Когда не пишешь своего, то еще больше нуждаешься в том, что создают другие. Искусство, литература – это второй мир, существующий параллельно с реальным. Прибежище наших чувств, противовес быту и дисгармонии окружающего мира. Слово уравновешивает отношения в семье и укрепляет гармонию.