Артист Александр Матвеев уверяет, что знает ответ на этот вопрос.
«Я как Лукашенко»
Глеб Герасимов, «АиФ в Туле»: - Александр, если набрать ваше имя в Интернете, то больше всего ссылок поисковик выдаст на клип «Тула - земля моя» с вашим участием и на фото, где вы в компании с известными артистами. Вы тусовщик?
Александр Матвеев: - Да нет… Это фото с различных столичных мероприятий, в которых я наравне с известными артистами принимаю участие. Я не какой-нибудь мальчик, бегающий за звёздами ради крутых фоток. Все эти артисты прежде всего - мои коллеги, и многие из них - мои лучшие друзья. Меня даже Алла Борисовна однажды по голове погладила… Я пришёл как-то на её концерт, за кулисами поздравил с удачным выступлением. А она благословила меня на творческий путь таким вот образом…
- А путь этот лежит через провинциальный ДК?
- Так получилось. Услышал слова губернатора о том, что нужно поднимать дома культуры и ставить перед собой амбициозные задачи, и поехал в Узловую, где родился, поднимать культуру. Был в полной уверенности, что найду понимание и поддержку в этом у местной власти. Ошибся. А ведь я, между прочим, даже имею грамоты районной администрации, в которой меня благодарят за вклад в развитие культуры города и района, многолетнее прославление нашего города на столичных подмостках. Куда бы ни приезжал, где бы ни выступал, всюду рассказываю, что я узловчанин. И перенимаю хороший опыт. Я в этом смысле как Лукашенко, который подмечает лучшее и перенимает опыт, применяя его потом в своей стране.
- А вы предупредили об этом, устраиваясь на работу?
- Я сразу сказал, что очень многое в работе местных домов культуры крайне устарело, нужно менять систему, модернизировать и я готов делиться своим опытом. На дворе уже XXI век! А в провинциальных ДК всё ещё хрущёвские времена. Культуре надлежит не просто идти в ногу со временем, но опережать его! Нужно иметь долгосрочные планы и цели, смотреть в будущее. А местная культура, подобно нищему калеке, тащится за прогрессом.
Свалился на головы
- Вы пришли и заявили - надо всех тут убирать, а меня ставить руководителем. Кто ж такое стерпит? Да и с чего вы взяли, что тут работают люди некомпетентные, а ваш опыт - самый необходимый ДК?
- Как гласит древняя истина, если хочешь сделать что-либо хорошо - сделай сам. Я много лет наблюдал за работой существующих руководителей. Время шло, но ничего не менялось. Здания ДК приходят в упадок, коллективы распадаются, уровень проводимых мероприятий настолько низкий, что смотреть больно. И с каждым годом эта тенденция набирает обороты. Вот и возникает вопрос: почему от работы этих руководителей нулевая эффективность? Где развитие? Где инициатива? Если они не могут ничего этого предложить, может, хватит разорять местный бюджет на содержание учреждения? Может, такому руководителю пенсионного возраста, засидевшемуся в культурном застое, стоит уступить место молодому инициативному специалисту с горящими глазами и жаждой поднять культурный уровень? Тем более что имеется подходящая кандидатура.
В итоге я стал худруком в ДК посёлка Брусянский.
У меня сложилось впечатление, что время там остановилось. В фойе Дома культуры висят фотографии 80-х годов, будто бы только вчерашний день иллюстрирующие. Работники ДК говорят мне: «Это наш известный баянист. Он умер в 1989 году». Возникает вопрос: а что у вас есть сейчас? Как так можно?
Творческие коллективы, как мне показалось, - это «мёртвые души», существующие порой только на бумаге. А набрать руководителей и новые коллективы мне не дали, как я ни просил. Думаю, отследить работу ДК как министерству культуры, так и местным жителям невозможно. Нет сайта и социальных страниц с анонсом мероприятий. Перед зданием ДК нет даже афишного стенда. А про творческую атмосферу я вообще молчу.
Зато в ДК открыта молельная комната, в которой проходят службы, совпадая с проводимыми концертами. Запах ладана разносится по всему зданию, солистам «жмёт» связки, им сложно петь. И вообще, культура и религия - это два различных института. Нельзя молиться и плясать одновременно!
Я хотел поставить всё на новые творческие рельсы. У нас много молодых талантов, и они востребованы! Но управленцы… Нужно ставить грамотных управленцев. Это должны быть творческие люди: с образованием, опытом, молодые, энергичные, амбициозные!
- А где сыскать деньги в бюджете микроскопического МО на их амбиции?
- Под амбициями я имею в виду прежде всего усердие и стремление к развитию. А деньги, уверен, найдутся, если постараться. Можно, например, сделать платные кружки. Жители посёлка прекрасно понимают, что это нужно, что это намного лучше, чем болтающиеся по улицам дети.
И вообще, в работе местных ДК надо расставить приоритеты. Если нет коллективов, если ДК не может провести мероприятия, то на него надо вешать амбарный замок, а не молиться на него: для этого есть церкви!
Кстати, я сейчас разрабатываю концепцию развития культуры в Тульской области. Она заключается в том, чтобы активизировать работу районных домов культуры. Необходимо повысить контроль за деятельностью ДК, ведь в настоящее время сфера культуры представляет собой некий бесконтрольный массив местных ДК, не имеющих чёткой отлаженной системы работы, кадровой политики, не несущих никакой пользы людям. Также необходима жёсткая кадровая политика. Это прежде всего - наличие обязательного профильного образования в сфере культуры абсолютно для всех работников данной сферы, от министра культуры области до руководителя коллектива ДК. Пусть каждый занимается своей работой: глава администрации - латанием труб, починкой канализации, наведением порядка в ЖКХ, а профессиональные работники культуры - собственно культурой.
- Что сделали вы, кроме того что всех раскритиковали и на всех пожаловались - строго по властной вертикали: на директора ДК, райадминистрацию, министра. Вроде бы добрались и до председателя регионального правительства…
- Возможно, возникновение множества проблем в сфере культуры является следствием того, что управленцы не прислушиваются к критике. Но я не просто раскритиковал работу местных ДК, я предложил новые методы работы, внёс свежие идеи, делился профессиональным видением и опытом. Пытаясь быть личным примером для работников и руководителей сферы культуры, организовывал профессиональные мероприятия, в которых сам принимал участие, привлекал профессиональных артистов. Но чем больше я старался, тем больше натыкался на стену непонимания и негодования. «Нам это не нужно», «Мы сами знаем, как надо», «У нас и так всё хорошо», - слышал я каждый раз в ответ. Только почему-то за их громкими словами не видно было никаких результатов. Впервые сталкиваюсь с таким неистовым нежеланием перенять опыт, идеи. А ларчик открывается просто: не нужны молодые грамотные кадры, нужны старые, проверенные. Только толку нет от пустой работы этих «проверенных». Культура и искусство - это великий труд. Все профессиональные деятели культуры это смогут подтвердить. Но местным культработникам и руководителям местной власти до понимания всей важности и ответственности данного вопроса, к сожалению, ещё очень и очень далеко.
- Откуда вы свалились на их головы?
- К уже говорил, я родился в Узловой. Учился у Виктора Ивановича Кашникова - человека, долгие годы возглавлявшего коллектив Дворца культуры машиностроителей в нашем городе. Он был заслуженным работником культуры РФ и почётным гражданином Узловой. 6 марта исполнилось восемь лет со дня его смерти. К этой дате на доме, где он жил, установлена мемориальная доска. Установить её предложил я.
Виктор Иванович был удивительным человеком. К нему за обменом опытом приезжали из Тулы, Новомосковска, Богородицка, Донского. И я тоже многому у него научился. Я даже посвятил Кашникову свою выпускную дипломную работу. Получил высшую оценку.
Мой принцип: век живи - век учись. Ещё и поэтому мне страшно смотреть на местных культработников, не желающих творчески расти и развиваться. Ведь древняя мудрость гласит: не нужно бояться совершенства, его всё равно не достичь.
Комментарий
Валентина Назарова, директор ДК пос. Брусянский