В Новомосковском музыкальном колледже им. Михаила Глинки выступили «птенцы гнезда Турчаниновой» - юные скрипачи. Вместе с симфоническим оркестром учебного заведения. Чем примечательно это событие? Тем, что воспитанники Галины Степановны, как правило, становятся впоследствии звездами первой величины, а сама она является одним из ведущих педагогов по классу скрипки в мире.
Чем раньше, тем лучше
Андрей Лифке «АиФ в Туле»: Галина Степановна, вот вы в своих интервью утверждаете, что учить музыке, особенно игре на скрипке ребенка надо начинать учить в пятилетнем возрасте. Таким образом вы не оставляете никакой надежды на «звездное будущее» тем, кто взял скрипку в руки позже?
Галина Турчанинова: В особых случаях, то есть при особой одаренности можно начинать и в четыре с половиной года. Здесь, как и в спорте, например, и в балете, - чем раньше – тем лучше. На Западе всерьез начинают учить игре на скрипке в 10, а то и в 12 лет. И нет, конечно, можно начинать и в таком возрасте. Тут ведь дело вот в чем – как учить. Если сразу профессионально, с первого же урока, то и возраст уже не имеет такого значения. Но очень трудно переучить ребенка, если два-три года его уже учили дилетантски. Переучить всегда очень сложно. Если вообще возможно.
- Скажите, интерес к скрипке в наше стремительное время не ослабевает? И не снижается ли количество желающих заниматься скрипкой и вообще серьезной музыкой на профессиональном уровне роста популярности, так сказать, более лёгких жанров?
- Нет, не снижается. Я работаю много лет и имею право это утверждать. И количество по-настоящему одаренных детей остается на прежнем уровне, а их всегда было в нашей стране много, и желающих посвятить себя музыке, в том числе скрипичной, не становится меньше.
Если у ребенка нет дара, то, как его не заставляй, - толку не будет все равно.
Другое дело, что последнее время условия для успешной учебы несколько изменились. От родителей требуется очень много. Хорошо, если мама имеет возможность не работать и постоянно контролировать процесс. Когда оба родителя работают, да еще так интенсивно, как требует нынешняя жизнь, то следить надлежащим образом за успехами сына или дочери не остается ни времени, ни сил. Правда, у меня хорошо работают бабушки. Но, увы, они есть не у всех.
- Помнится, в советские времена в разных изданиях нередко встречались карикатуры на излишнюю активность родителей в обучении детей музыке. Вроде того, что унылый мальчик сидит, прикованный цепью к роялю, в то время как за окном его сверстники гоняют мяч…
- Такой подход, разумеется, неприемлем. Во-первых, если у ребенка нет дара, то, как его не заставляй, - толку не будет все равно. Что тут можно посоветовать? Если родители чувствуют, что ребенок одарен и так же считают преподаватели, то необходимо его ненавязчиво заинтересовать музыкой по-настоящему. Посещать с ним концерты, например. Как выступления его сверстников в музыкальных школах, так и больших музыкантов. Не ускать такой возможности.
И еще раз подчеркну. Если у ребенка есть музыкальный слух и способности, а также желание заниматься, ни в коем случае нельзя доверять его случайному любителю помузицировать, необходимо сразу отдавать в руки профессионального педагога. В таком случае даже не очень способный ребенок, если он увлечен, добьется успеха. Особенно если дело касается скрипки. Приходилось за годы работы видеть много талантливых людей, уже фактически, если хотите, покалеченных наставниками-дилетантами.
Хочу обратиться к родителям вот еще с каким замечанием. Ни в коем случае нельзя относиться к занятию ребенка музыкой так: ладно пусть поиграет годик-другой, а там посмотрим… Это заведомо провальный вариант. Но и перегибать палку тоже нельзя. Это к вопросу о цепи, которой приковывают к инструменту. Интерес к музыке таким способом можно очень быстро отбить.
- Если вспомнить ваше начало музыкальной судьбы, - родители не давили?
- Папа отвел меня в Ленинграде в Дом художественного воспитания детей, где я занялась рисованием, а вовсе не музыкой. Но, услышав там скрипку, сама напросилась. И меня взяли. Потом поступила в Ленинградскую центральную музыкальную школу. Родители музыкантами не были. Музыкантом был дедушка. Он учился в Придворной певческой капелле. Потом работал в оркестре виолончелистом, опять же при дворе.
- Вы родились и росли в Ленинграде. Пришлось пережить блокаду?
- Блокаду пережили мои родители. Я была в эвакуации в Ташкенте, с консерваторией и с музыкальной школой.
Публика любит
- Ваши приезды в Новомосковск и выступления воспитанников с симфоническим оркестром чем обусловлены?
- Многим. Для скрипача и вообще солиста очень важно поработать с большим профессиональным коллективом, каковым, безусловно, является оркестр под управлением Александра Валентиновича Скуднова. Не то что важно – просто необходимо для профессионального становления. К тому же мы давние друзья, между нами полное взаимопонимание. И что еще очень ценно – новомосковская публика нас очень любит. Зал всегда полон, и не обходится без оваций. Для юных музыкантов это не только приятно, сами понимаете, - имеет огромное значение.
- Сейчас молодежь повально увлечена новомодными, я бы сказал, околомузыкальными течениями. Рэп, к примеру. Имена исполнителей такие, что иные неловко и вслух произносить. Как вы ко всему этому относитесь?
- Никак не отношусь. Мне это не интересно, да и не может быть интересно, поскольку к музыке не имеет ни малейшего отношения.
К сказанному Галиной Степановной в адрес родителей юных музыкантов и молодых преподавателей можно добавить, что недавно вышла из печати ее книжка «Юный скрипач», с картинками и методическими статьями. Книжка учит правильному подбору репертуара, рациональному распределению учебной нагрузки и содержит практические советы.