Примерное время чтения: 8 минут
202

«Провинциальная - значит самобытная». Режиссер из Питера о культуре Тулы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48. "АиФ-Тула" 01/12/2021
Кирилл Романов / АиФ

В тульском кукольном театре прошла премьера спектакля «Щелкунчик или тайна ореха Кракатук», который поставил руководитель театральной студией из Санкт-Петербурга Станислав Мозговой. Что гость из северной столицы думает о закрытии школы при колледже искусств и создании музыкального театра в городе оружейников – в нашем интервью.

Идеальное место для сказки

Олег Бондарь, «АиФ в Туле»: Вы перенесли известный балет на сцену театра кукол…

Станислав Мозговой: Ни в коем случае. Да, у нас звучит музыка Петра Ильича Чайковского, но на этом сходство с балетом «Щелкунчик» и заканчивается. К существующему либретто отношусь весьма скептически. Его автор - Мариус Петипа был человеком балетным, поэтому весь спектакль построил так, чтобы в нём было как можно больше разнообразных танцев, отчего драматическая линия, которую в музыке провёл Чайковский, а также изначальный сюжет сказки Гофмана несколько нивелировались.

Фото: АиФ/ Кирилл Романов

Сколько в детстве не смотрел этот балет, никогда не мог понять: кто же этот принц, кто его заколдовал и откуда он взялся? А второй акт там вообще практически дивертисмент из танцев: и таких, и сяких, и разных других. Во время же финального адажио вместо главных героев мы видим неких принца Коклюша и Фею Драже. Кто они такие - не понятно. При этом главная героиня Мари оказывается в развязке истории вообще ни при чём. От либретто отказался по причине его частичной непонятности. Саму сказку Гофмана внимательно изучил - там всё ясно и понятно, она и легла в основу инсценировки нашего спектакля, который, повторюсь, не балет, а полноценное музыкально-драматическое действие с текстом и внятным сюжетом. Театр кукол же с его возможностями считаю идеальным местом для сценического воплощения именно этой сказки.

Вообще делать музыкальные спектакли в театре кукол безумно интересно. Здесь происходит слияние разнообразных способов выражения: пластического, вокального, танцевального, кукольного. 

Досье
Станислав Мозговой. Родился 30 ноября 1965 года в Оренбурге. После школы стал студентом биологического факультета Ленинградского госуниверситета, но не доучившись, поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию им. Римского-Корсакова, по окончании которой получил диплом режиссёра музыкального театра. Профессиональную театральную карьеру начал в Санкт-Петербургском государственном театре музыкальной комедии в 1985 году, будучи ещё первокурсником, и до 2006-го прошёл путь от артиста хора до концертмейстера и режиссёра-постановщика. Почти 20 лет прослужил в театре «Петербургская оперетта». Преподавал театральные дисциплины в различных вузах Северной столицы. Руководит театральной студией в Санкт-Петербурге, ставит спектакли в театрах страны.

Нерентабельное искусство

- Как вы считаете, нужен ли городу ещё и музыкальный театр?

- Туле просто не потянуть музыкальный театр. И хотел бы сказать, что он нужен, но не могу. Неоднократно бывал здесь со спектаклями «Петербургской оперетты» и каждый раз наблюдал полные залы. С восстребованностью этого искусства всё нормально, но одного этого мало. Ведь музыкальный театр подразумевает наличие своих хора, оркестра и балета, а самое главное - основной труппы артистов с высшим музыкальным образованием. Но своей консерватории в области нет.

- Но рядом же Москва с несколькими соответствующими вузами...

- Не уверен, что этот фактор можно считать гарантией массового наплыва их выпускников в Тулу. А отдельное здание для театра? Ведь его придётся строить, причём со специальной акустикой, оркестровой ямой и так далее. Это сложно. Приспосабливать же под это дело один из дворцов культуры - несерьёзно. А если строить здание, то обязательно с большим залом, другой неприемлем. Но будет ли он регулярно заполняться при численности населения Тулы в полмиллиона человек?

Фото: АиФ/ Кирилл Романов

В этом случае, чтобы привлекать публику, репертуар придётся часто менять, а опера и балет требуют достаточно серьёзных вложений, связанных с изготовлением костюмов и декораций. Думаю, это обречено на постоянные немалые финансовые вливания, которые не будут оправдываться, и в результате театр не сможет существовать. Насколько мне известно, в Туле новое здание театра кукол не смогли потянуть, а тут целый музыкальный театр. Конечно, он не рентабелен.

А с заполнением в городе ниши мюзиклов, водевилей и музыкальных комедий прекрасно справляются и существующие театральные коллективы. В театре драмы много артистов, которые замечательно и поют, и танцуют. То же самое можно сказать и о ТЮЗе. Также и филармония выпускает интересные программы.

Зритель глотает не всё

- У нас часто выступают антрепризные группы. В их спектаклях больше искусства или халтуры?

- Оценивать в этом плане другие коллективы не хотелось бы, но откровенно позорные постановки видеть приходилось. Не трудно догадаться, что люди из разных театров собираются в такие антрепризы спонтанно, на скорую руку репетируют и с тремя занавесками вместо декораций отправляются по стране «рубить капусту». Как правило, это продолжается недолго, потому что слухи о «не очень» спектаклях быстро распространяются и люди просто перестают на них ходить. Так что утверждение, что зритель проглотит всё, актуально не всегда. Но при этом репутация и всех остальных гастрольных групп остаётся подмоченной, причём зачастую незаслуженно. Это издержки рынка, когда в погоне за рублём люди искусства забывают о качестве. При этом, чтобы привлечь внимание, в ход идут все средства, в том числе громкие названия и популярные имена, а в результате - мыльный пузырь.

Порой для привлечения внимания в ход идут все средства, в том числе громкие названия и популярные имена, а в результате - мыльный пузырь.

Но достойные антрепризы, в которые вкладываются серьёзные деньги, и коллективы, которые их честно отрабатывают, тоже есть. Это хорошая традиция, известная ещё с царских времён, когда в России было всего несколько государственных театров, а остальные содержались купцами. Некоторые из них наваривались, другие прогорали, а кое-кому удавалось создавать и настоящие шедевры искусства.

- В этом году большой резонанс в городе вызвала новость о том, что образовательную школу при колледже искусств хотят закрыть. На ваш взгляд, это правильно?

- Мне трудно быть категоричным, так как с этой проблемной ситуацией знаком не в полной мере. Лично я в музыкальной и общеобразовательной школах учился одновременно, но в каждой из них отдельно, и ничего плохого в связи с этим не произошло - ни там ни там отстающим не был. Думаю, в совмещённом обучении и тому и другому какой-то смысл есть, если одновременно с общим средним образованием школьник получает и среднее профессиональное, как это практикуется в десятилетке при Санкт-Петербургской консерватории, после чего может сразу же поступать в саму консерваторию. Выпускники же общеобразовательной школы при Тульском колледже искусств, насколько мне известно, среднего специального не получают, и для того, чтобы поступать в консерваторию, им нужно отучиться ещё и в самом колледже. Если так, то особого смысла в совмещённом образовании не вижу. Хотя это, наверное, и удобно в плане организационно-бытовом.

Фото: АиФ/ Кирилл Романов

Не культурное наследие

- Существует ли по отношению к культуре понятие «провинциальность»?

- Если разобраться, то вся наша страна - провинция. Ведь не всю же Россию один Санкт-Петербург занимает. Конечно, есть и провинциальная культура, и я её обожаю. Для меня «провинциальность» означает не отсталость, а самобытность. В этом её и прелесть. С театром объездил всю страну, и где бы ни был - везде интересно. Тула - далеко не исключение. 

- Что можете сказать о культурной жизни оружейной столицы?

- Театральная публика здесь живая и непосредственная, работать перед такой - одно удовольствие. А ещё в Туле потрясающие памятники культуры и музеи. Одна усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» чего стоит. Это же колоссальный центр притяжения: и литературный, и общественный. Что и говорить, у Тулы богатейшие культурные традиции и история. Вообще, очень люблю города в пределах Золотого кольца, во многих из которых побывал и получил незабываемые впечатления. А если этим местностям предать ещё и более божеский вид, в том числе в архитектурном плане, то будет и вовсе потрясающе. В этом смысле, кстати, ваш город выделяется. Он заметно похорошел. Импонирует, что приводится в порядок его историческая часть: что-то строится, что-то восстанавливается.

Но, справедливости ради, обращают на себя внимание и исторические здания, которые пребывают в неприглядном виде и находятся в центре города.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах