Примерное время чтения: 5 минут
3811

Поэт и карьерист. Как Жуковскому удавалось совмещать политику и творчество

И. Реймерс. Портрет Василия Андреевича Жуковского. Серия «Портреты воспитателей будущего императора Александра II», 1837, Государственный Эрмитаж / Commons.wikimedia.org

Девятое февраля – день рождения уроженца Тульской губернии Василия Жуковского, известного всем со школы поэта, переводчика, друга Пушкина, наставника императора. 

Его фамилия в первую очередь ассоциируется с балладами и переводами, с литературными журналами и поэтическими обществами, но незаконнорожденный дворянин сумел построить карьеру и стать авторитетом при императорском дворе, к которому прислушивались и уважали. Как Василию Андреевичу удавалось соблюдать баланс, разбирался TULA.AIF.RU.

Начало карьеры

В 14 лет Жуковский поступил в Московский университетский благородный пансион, где учились видные государственные деятели того времени. Среди друзей Жуковского были будущий министр юстиции Дмитрий Дашков, историк Александр Тургенев и брат Александра Андрей. 

В 1816 году начинается карьера Жуквоского при императорском дворе. Он становится чтецом при императрице Марии Фёдоровне, затем учит русскому языку принцессу Шарлотту, впоследствии ставшую женой Николая I. К новой должности Жуковский отнесся с воодушевлением. Изначально он не отделял преподавание языка от занятий словесностью и писательства.

«Работа же по должности будет в связи с моими прочими занятиями и вместо того, чтобы им препятствовать, может им способствовать. Иметь в таком занятии (и в любимом занятии) товарищем образованную женщину должно быть наслаждением, а не неволею», - писал Василий Андреевич.

В 1825 году поэт становится воспитателем будущего императора Александра II. Биографы сходятся на том, что именно Жуковский во многом повлиял на взгляды царя-освободителя. 

Авторитет Жуковского при дворе был огромным, и он этим успешно пользовался – Василий Андреевич несколько раз выручал попавшего в опалу Пушкина, выкупил из крепостных поэта и живописца Тараса Шевченко, вызволил из ссылки Герцена и спас от петли декабристов, заменив смертную казнь поселением в Сибири.

Жуковский и декабристы

1808—1815 годы — время подъема общественной активности Жуковского. При этом в годы создания первых тайных обществ и подготовки декабрьского восстания, поэт останется в стороне от общественной жизни.

В 1808—1811 годах Жуковский принимает активное участие в журнальной деятельности. Но  Жуковский рассматривает этические проблемы оторвано от их социально-политической основы. Его мировоззрение остается либеральным и гуманным, но замкнутым в пределах «чистой морали». Жуковский, по словам Белинского, «действовал на нравственную сторону общества посредством искусства; искусство было для него как бы средством к воспитанию общества».

В 1817 году Жуковский выступил на одном из «арзамасских» заседаний с осуждением программы декабриста Орлова, предлагавшего реформировать деятельность «Арзамаса» и включить в орбиту его интересов общественно-политические вопросы. В 1819 году Жуковский отверг предложение С. П. Трубецкого войти в тайное общество (однако, в течение всех последующих лет зная о существовании тайного общества в России, он сохранил доверенную ему тайну).

Отношение поэта к восстанию декабристов было сложным, о чем свидетельствует его письмо к Андрею Тургеневу от 16 декабря 1825, где он осуждает мятежников. Однако, пользуясь своей близостью к императору и двору, Жуковский помогает декабристам – ссыльным Баратынскому и Глинке, Пушкину, Герцену, принимает участие в судьбах Кольцова, Лермонтова, Шевченко.

Жуковский никогда не скрывал своего сочувствия к судьбе декабристов, хотя и не разделял их взглядов. Он собственноручно переписал прошение жены Якушкина о разрешении отправиться к мужу в Сибирь; пытался использовать свое положение для смягчения участи ссыльных; с удивительным упорством не прекращал своих ходатайств, хотя это постоянно навлекало на него гнев царя. Жуковский в письмах к самому Николаю, к его жене, к наследнику упрямо возвращался все к тому же вопросу, пытался воздействовать на своего воспитанника. 

По ходатайству Жуковского был переведен во Владимир из вятской ссылки Герцен, и Николай впоследствии говорил, что этого Жуковскому он «никогда не забудет».

Жуковский пытался смягчить участь опального архитектора Витберга, друга Герцена; заступался за Киреевского, когда был запрещен по наущению Бенкендорфа журнал «Европеец». Он говорил царю, что «ручается» за Киреевского; недовольный Николай ответил известной фразой: «А за тебя кто поручится?»

Много энергии Жуковский употребил в борьбе за освобождение Шевченко. Написанный знаменитым живописцем Брюлловым портрет Жуковского по просьбе поэта разыгрывался в лотерею; за полученные 2500 рублей Шевченко был выкуплен из крепостной неволи. 

Оставшись чужд декабризму, Жуковский и в 1830-х и в 1840-х годах оторван от общественного движения. Но по-прежнему ревностно он исполнял свою роль «просветителя» при наследнике и защитника тех, кто гоним или неправедно унижен.

Жуковский говорил царю, что «ручается» за Киреевского; недовольный Николай ответил известной фразой: «А за тебя кто поручится?»

«Дворцовый романтизм»

Жуковский стремился облагородить и смягчить дикие формы русского самодержавия; в особенности серьезно он начинает рассматривать свою миссию с 1826 года, когда его назначают наставником наследника престола. Положение «придворного» все больше отрывало поэта от живой жизни общества, от его реальных запросов; он замыкался в узком кругу дружеских личных отношений с членами царской фамилии, с фрейлинами и т. д. 

Петр Вяземский писал Жуковскому: «Страшусь за твою царедворскую мечтательность. В наши дни союз с царями разорван: они сами потоптали его... мне больно видеть воображение твое, зараженное каким-то дворцовым романтизмом... в атмосфере, тебя окружающей, не можешь ты ясно видеть предметы, и многие чувства в тебе усыплены...»

В этих условиях было естественно, что декабристская критика, оформившаяся в начале 1820-х годов, отнеслась к поэзии Жуковского настороженно и, более того, враждебно. 

В суждениях декабристов было много справедливого, но была и своя односторонность. Объективную оценку творчества Жуковского дал Пушкин, ставший на путь синтеза всего лучшего, что наметилось в современной ему поэзии.

При всем том, Пушкин осуждал «дворцовый романтизм» Жуковского. Но он никогда не подозревал Жуковского в сервилизме, в утрате общественной совести.

В 1841 году, в связи с окончанием обучения наследника, а также женитьбой на Елизавете Рейтерн (дочери немецкого художника), Жуковский вышел в отставку.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах