Седьмой раз в стране проводится конкурс юных чтецов «Живая классика». Каждый год в нём участвуют больше 2,5 млн школьников. Ребята выбирают фрагмент из прозаического произведения, не входящего в школьную программу, и читают его со сцены. Финалисты конкурса выступают на Красной площади, где их оценивает жюри, в состав которого входят Олег Табаков, Иван Охлобыстин, Сергей Гармаш и другие известные люди. Но это финал, а до того ребята должны пройти через школьный, районный и региональный этапы.
О том, как в Туле готовятся к чтению вслух на большой сцене, рассказывает президент фонда «Живая классика» Марина Смирнова, участвовавшая в работе семинара в тульской детской библиотеке.
Сеть для детей
Дмитрий Борисов, «АиФ-Тула»: Марина, как зародилась идея конкурса? И зачем он нужен?
Марина Смирнова: В Германии проводят аналогичные состязания уже как минимум полвека. Подобный конкурс есть и в Бельгии. В 2011 году мы решили сделать что-то похожее на российской почве - и, как показала практика, конкурс оказался более чем востребованным.
Начинали с 20 тысяч участников. К сегодняшнему дню число конкурсантов выросло в сотню раз.
В отличие от немецких коллег, мы допускаем к участию учащихся с 5-го по 11 класс. В Германии - только шестиклассников. Конкурс же существует для того, чтобы привить любовь к чтению, объединить ребят, дать возможность им общаться, обмениваться мнениями, дружить. Это такая большая сеть, объединяющая читающих детей. В рамках подготовки к региональному этапу состязания наши кураторы, которые есть в каждом регионе, проводят семинары и консультации со школьными учителями и сотрудниками библиотек. Все вместе мы работаем над тем, чтобы лучше подготовить ребят к конкурсу. Путешествую таким образом и я - бываю в том числе и в отдалённых регионах. В прошлом году - в Челябинске, Тюменской области, Пскове. В этом году - в Татарстане, а Тула - второй пункт назначения.
Насильно мил не будешь
- Почему дети для выразительного чтения вслух должны выбирать произведение, не входящее в школьную программу?
- Как бы это парадоксально ни звучало, чтение - не то, за что в школе ребёнка обычно хвалят. Да, есть школьная программа по литературе, но она может восприниматься как «обязаловка» и вызывать мало интереса, в отличие от действительно увлекающих ребят книг, о которых, возможно, им даже бывает поговорить не с кем.
Ещё довольно часто так получается, что читающими оказываются дети, не слишком хорошо проявляющие себя в учёбе. А вовсе не те усидчивые, которые каждый день старательно делают домашнее задание и стремятся получить «пятёрки». Только не подумайте, что мы пытаемся выстроить здесь оппозицию «хорошие необязательные книги - обязательные плохие». Нет! Но мы считаем, что вкус к литературе должен формироваться естественным образом. Это даёт возможность ребёнку, во-первых, сформировать своё собственное мнение, во-вторых, научиться его высказывать, в-третьих, учит школьника критически мыслить.
Взрослые в свою очередь должны обратить внимание на литературные вкусы подростка, даже если с их позиции это не самый лучший выбор. А не говорить что-то вроде: «Вот тебе проверенная классика, которую всем нужно читать, - сегодня это будет, скажем, Чехов, он точно должен тебе понравиться». Разумеется, Антон Павлович тут ни при чём, но он вряд ли обрадовался бы тому, что его произведения навязывают молодёжи.
Чтение для очень многих может выполнять функцию автотерапии - через ассоциацию с похожим на себя персонажем подростку может быть легче реализоваться, выговориться. Давайте всё-таки попытаемся разобраться, что нашим детям действительно нравится, вместо того чтобы говорить, что они читают «не те» книги.
Кто в «топе»?
- А какие книги для подростков «те»? И зависит ли этот выбор от региона, в котором они живут?
- В Перми очень популярен местный автор Андрей Зеленин. Он пишет военную прозу, рассчитывая прежде всего на детскую и подростковую аудиторию. Довольно часто для участия в конкурсе выбираются такие авторы, как Михаил Зощенко, Чингиз Айтматов, Виктор Голявкин. Рассказы Антона Чехова, кстати говоря, тоже часто звучат. Популярны книги Ричарда Баха и Джерома Сэлинджера, нарасхват Тамара Крюкова с её мегапопулярным «Дневником кото-сапиенса».
- Почему для выразительного чтения с большой сцены читать нужно именно прозу?
- Мы считаем, что подросток должен погрузиться на какое-то время в произведение, проникнуться им. Всё-таки стихотворение, на мой взгляд, из-за небольшого объёма не даёт такого эффекта. Конечно, речь о поэмах не идёт. Но всё-таки проза в этом отношении, как мне кажется, играет незаменимую роль. Причём лучше всего, когда ребёнок выбирает отрывок из большого произведения, чем отдаёт предпочтение малой прозе - рассказу или эссе.
- Дети, которые участвуют в конкурсе, планируют в дальнейшем пойти по гуманитарной стезе?
- Каждый выбирает свой жизненный путь самостоятельно, но конкурс уж точно не существует для того, чтобы все его участники дружно поступали на филфак или в театральный. Было бы странно напоминать, но читающие люди - это не только гуманитарии, а все, кто претендует на то, чтобы называться образованным человеком.
Только не точка!
- Современные дети меньше читают?
- Современные дети воспринимают текстовую информацию в объёмах, в разы превышающих то, сколько читало предыдущее поколение. Почти все ведут публичные дневники в социальных сетях. Читают и комментируют друг друга.
С текстом современный ребёнок или подросток имеет дело постоянно. И вряд ли так называемый «сетеяз» отобьёт у молодых способность к грамотному изложению собственных мыслей. В таком языке есть свои законы и правила, которым также надо следовать. А чтобы его понимать, нужно знать ещё и контекст - на «сетеязе» же зачастую говорят прямыми цитатами из фильмов или компьютерных игр.
Да, отношение к слову, к букве, к знаку меняется. Например, возрастные психологи говорят, что у современных детей вызывает раздражение точка, завершающая интернет-сообщение. В банальном «пока» с этим знаком препинания им может видеться намёк на обиду или завершение дружбы, например. При этом в другой ситуации - читая книгу или учебник - точка воспринимается совершенно спокойно. Поэтому остаётся открытым вопрос: способствует ли интернет-жаргон более легкомысленному отношению к орфографии, пунктуации и орфоэпии или, наоборот, обогащает язык новыми функциональными единицами? Язык - это живая вещь. Он развивается. И это нормально.
Возрастные психологи говорят, что у современных детей вызывает раздражение точка, завершающая интернет-сообщение. В банальном «пока» с этим знаком препинания им может видеться намёк на обиду или завершение дружбы.
Лёгкое пёрышко
- А нынешняя популярность написания фанфиков (вольных продолжений книг любимых авторов), прежде всего среди подростков, - это хорошо или плохо?
- Это замечательно. Когда ребёнок обращается к литературному творчеству, это всегда один из способов саморефлексии. Подросток учится излагать свои мысли на бумаге, приобретает опыт структурного мышления.
В Тульской областной детской библиотеке реализуется региональный проект «Лёгкое пёрышко». Тульская детская писательница Екатерина Тихоновна Коюрова учит ребят работать со словом, помогает детям писать стихи, эссе, рассказы. Это крайне важно.
К слову, наш фонд ведёт параллельный проект «Всероссийская школьная летопись». Его суть в том, что дети всех школ всех регионов работают над созданием общей школьной книги. Они пишут друг о друге, делятся своими мыслями о своём месте в этом мире, в городе, в классе. Школьники сами разрабатывают дизайн проекта с помощью специальной программы. А потом, когда книга будет готова, один её экземпляр остаётся в школьной библиотеке, другой - в Российской государственной детской библиотеке, третий - в Российской книжной палате. И эти издания будут храниться вечно. Пройдёт полвека, кто-то захочет показать своим детям или даже внукам эти фолианты - и получит такую возможность.