Примерное время чтения: 8 минут
319

Брак с Демидовой, дружба с Поленовым. Как князь Абамелек связан с Тулой

Князь Семен Семенович Абамелек-Лазарев был самым богатым человеком России к началу Первой Мировой войны. Он внес огромный вклад в развитие русской культуры и всячески способствовал улучшению жизни населения страны. Благодаря его археологический деятельности на Востоке найдена плита с надписями на арамейском, которая сыграла большую роль в исследовании этого языка.

О том, что связывает Абамелек-Лазарева с Тульской областью, как он породнился с родом Демидовых и за что критиковал Поленова, читайте в материале tula.aif.ru.

Князь и Мария Демидова

Семен Семенович был человеком занятым: много времени уделял государственной службе, промышленной и археологической деятельности – понятно, что князю некогда было устраивать личную жизнь.

«Все изменилось в Рождество 1896 года, когда Абамелек-Лазареву было около 40 лет: его сестра, графиня Елизавета Олсуфьева, неожиданно навестила его в петербургском особняке, приехав пригласить брата в театр на выступление известной актрисы Элеоноры Джулии Амалии Дузе», – рассказывает потомок Павла Павловича Демидова, князя Сан-Донато Александр Тиссо-Демидов.

Мария Павловна Демидова.
Мария Павловна Демидова. Фото: Commons.wikimedia.org

Согласие посетить представление стало судьбоносным для князя: в антракте сестра познакомила его с будущей супругой Марией Павловной Демидовой, бывшей тогда в сопровождении своего жениха графа Василия Олсуфьева – по совместительству родственником Елизаветы по линии мужа. Мария была прямым потомком известного тульского кузнеца Никиты Демидова и, хоть сама плохо говорила по-русски, интересовалась рукописями и письмами предков, коллекционировала их и переводила на другие языки. Князь влюбился в Марию с первого взгляда, и даже возраст не оказался помехой любви: «Да, я вдвое старше, но еще полон сил».

Семен Семенович с тех пор стал чаще посещал театр, чтобы видеть Марию, которая обычно сидела в ложе снизу. Вскоре девушке пришлось уехать из России в Финляндию – но поскольку и помолвка с Олсуфьевым сходила на нет из-за неспешки графа Василия жениться, то Абамелек-Лазарев решился на немедленные действия и отправился в Хельсинки к Авроре Демидовой-Карамзиной, у которой гостила Мария. В один из таких визитов он попросил руки девушки, на что Мария ответила согласием, и спустя месяц 30 апреля 1897 года они сыграли свадьбу.

Пара сразу отправилась в Италию на виллу Демидовых.

«Я очень счастлива и молю Бога, чтобы это спокойное счастье длилось вечно», – так отзывалась Мария о том времени. К сожалению, скоро им пришлось уехать в Германию для прохождения Марией курса лечения из-за неудачной беременности, которая не прошла бесследно – у пары так и не получилось завести детей.

После скоропостижной смерти князя из-за инфаркта миокарда во время его поездки в Кисловодск весной 1917 года Мария окончательно обосновалась в Италии, где основала Национальный инвалидный дом имени С.С. Абамелек-Лазарева в одной из родовых вилл.

«Эта добрая и несколько оригинальная дама была единственной обитательницей большого дома в течение последних 40 лет. В течение 5 лет она жила как затворница, отказываясь видеться с кем-либо и никогда не выходя из спальни даже для поглощения пищи», – приводит воспоминания современников Александр Тиссо-Демидов. Мария так и не вышла замуж после смерти Семена Семеновича Абамелек-Лазарева.

Доброе и полезное

Для Тульской губернии Абамелек-Лазарев был известным благотворителем. Специалист музея Демидовых Галина Касатикова рассказывает: «Их род владел землями Большой и Малой Крапивны, где и располагалось их имение. К сожалению, усадьба не сохранилась ­– остался только храм в с. Голощапово».

Известно, что в своем завещании от 1904 года князь выражает особое желание сделать доброе и полезное дело для населения Тульской губернии, где он «провел лучшие годы своей жизни и где проживали его предки». Он выделял проценты с 200 000 рублей (огромных по тем временам денег) на образование детей – преимущественно сирот потомственных дворян Крапивенского уезда. Кроме того, он отчислял проценты от всех своих заграничных капиталов на создание земских частных больниц и врачебных пунктов в Тульской губернии.

«На Тульской земле продолжается история изучения этого рода. Недавно, например, была выставка «Путь на Восток – невеста пустыни», посвященная князю. Такие проекты позволяют прослеживать связь прошлого с настоящим», – рассказывает Галина Касатикова.

Известно также, что князь многое из найденного в ходе своей археологической и исследовательской деятельности передавал Тульской палате древностей, и на выставке в конференц-зале Тульского кремля представлены некоторые его дары – исторические книжные издания с автографами автора.

Путешествие с Василием Поленовым

Семен Семенович Абамелек-Лазарев дружил с художником Василием Дмитриевичем Поленовым. Научный сотрудник музея Поленова Юлия Богачева приводит воспоминания художника о князе: «Это был мой спутник по первым путешествиям в Египет и Палестину в 1881-1882 г. Тогда он был еще молодым человеком, очень образованным и способным; память у него была замечательная. Он не получил еще тогда колоссального наследства, которое, по его словам, сделало его самым богатым человеком в России, сожалевшего, что он не был самым богатым человеком в мире».

Та поездка на Восток оказалась очень удачной для них. В то время Поленов работал над картиной «Христос и грешница», и ему было интересно посетить места, изображенные в его творении. Но такая поездка в то время была затруднительна – в первую очередь из-за небезопасности, поэтому он решил совершить путешествие с уже знакомыми ему людьми – князем Семеном Абамелек-Лазаревым и историком Адрианом Праховым.

«За время путешествия они посетили Константинополь, Каир, Александрию, Иерусалим, поднялись вверх по Нилу и вернулись обратно. Затем князь вместе с Праховым отправились в Александрию, где на раскопках Пальмиры и была найдена известная плита с надписью на арамейском языке», – рассказывает Юлия Богачева и отмечает, что в фондах музея Поленова находятся книга С.С. Абамелек-Лазарева «Пальмира», посвященная его находке, где на страницах можно увидеть его подпись: «Василию Дмитриевичу Поленову в память приятных странствий вместе по Востоку от автора».

Во время путешествия Поленов все время работал над этюдами к своей картине, за которыми внимательно наблюдал князь. Известно, что, увидев картину в итоговом варианте, Абамелек-Лазарев высказал художнику следующее: «Радуюсь за Вас и за русское искусство в Ваших картинах, но не стану хвалить ее, так как мои похвалы не могут иметь никакой цены для вас. Но зная меня как человека нетвердых православных убеждений, Вы можете поинтересоваться моим взглядом на Ваш тип Христа: я мало его понимаю и глубоко сожалею, что Вы, умышленно удалившись от традиционного типа, сильно изменили реальность впечатлений картины и придали ей полемический характер, ничем не объяснимый, так как в выбранном Вами эпизоде нет ничего сверхъестественного. И непростительно: так как без всякой нужды Вы оскорбляете религиозные чувства громадного количества людей. Если я позволил высказать свой взгляд, то только потому, что всегда ценил объективность Вашего мышления».

Василий Поленов «Христос и грешница» (1887)
Василий Поленов «Христос и грешница» (1887) Фото: Commons.wikimedia.org

Такой отзыв нисколько не задел художника и действительно оказался важным для него – Поленов ответил князю: «Меня очень интересует Ваше мнение – с давних пор я интересуюсь о том, как изображать Христа, и все, что мог собрать об этом предмете, я собрал». Как известно, полотно впоследствии приобрел император Александр III, а с вырученных денег Поленов построил усадьбу в Тульской губернии.

Князь часто навещал Поленова в его имении и очень любил окружающую природу. «Он всегда ходил на реку и горевал, что у него нет такого вида. Поленов предлагал ему построить дачку на этом месте, но он отвечал: «Нет, это очень дорого», – на такой интригующей ноте завершает свой доклад Юлия Богачева.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах