Примерное время чтения: 9 минут
430

«Люди там добрые». Владимир Аленичев о Дагестане, народной музыке и банкетах

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 24. "АиФ-Тула" 12/06/2024

Беседа tula.aif.ru с худруком оркестра русских народных инструментов «Тула» Владимиром Аленичевым о недавнем туре по южным регионам России, включая Дагестан, вылилась в обсуждение пресловутого национального вопроса.

Лезгинка под балалайку

Олег Бондарь, tula.aif.ru: Владимир Витальевич, по каким городам проходило турне?

Владимир Аленичев: Начали с Орла, далее были Волгоград, Махачкала и Дербент. И это всего за неделю. Так что поездка получилась компактной и достаточно сложной, ведь помимо самих концертов и подготовки к ним много времени уходило на переезды и было мало отдыха.

В Орле работали на открытой площадке в Детском парке. К слову, все концерты проходили в формате совместного выступления с местными исполнителями и самый грандиозный получился в Волгограде, где на сцене филармонии мы выступали совместно с оркестром русских народных инструментов имени Калинина и на сцене находились одновременно около 80-ти музыкантов.

В Махачкале работали на базе Государственного ансамбля песни и танца «Дагестан». Там наши номера чередовались с зажигательными кавказскими танцами. Это очень красиво и впечатляло не только зрителей, но и нас самих. А концерт в Дербенте получился самым сложным. Он проходил, конечно, на набережной великолепной, но в сильную жару. Единственное, что радовало — ветерок с моря дул, ну и разумеется, радовало то, как нас принимали зрители.

Тульский коллектив представлял программу «В содружестве культур — единство нации».
Тульский коллектив представлял программу «В содружестве культур — единство нации». Фото: Тульская областная филармония

— Как лично вы понимаете название программы «В содружестве культур — единство нации»?

— Идея в том, чтобы знакомить другие регионы с музыкальными традициями, сформированными в разных географических частях нашей страны в сочетании с местной культурой. Скажу честно, у публики это вызывает интерес. Реальный. Но очень трудно смешать, скажем, культуру Тульской и Орловской областей, потому что это соседние регионы и преломление не так сильно заметно. Но чем регион более дальний, тем различия начинают проявляться отчётливей. И когда в одном концерте сочетаются ветви различных культур нашей многонациональной России, получается очень интересно. Так, например, специально для концертов в Дагестане мы стилизовали несколько русских народных наигрышей под лезгинку. У зрителей это вызвало восторг. После концерта многие подходили и благодарили, в том числе люди из Москвы, Азербайджана... А один мужчина всё протягивал мне свой телефон, оказывается, он был на видеосвязи со своим товарищем из батальона «Ахмат» и хотел, чтобы лично я передал ему привет. Я так и сделал.

Досье
Владимир Аленичев. Родился 31 августа 1970 года в Туле. Окончил музыкальное училище им. А.С. Даргомыжского и Московский государственный университет культуры. Работал в ансамбле народных инструментов «Тульский сувенир» и муниципальном оркестре «Ясная Поляна». Художественный руководитель и главный дирижёр Оркестра русских народных инструментов «Тула» областной филармонии. Ведёт активную педагогическую деятельность. Инициатор Областного фестиваля «Ступеньки мастерства» и всероссийского - «Серебряные струны». Лауреат Общероссийского конкурса «Молодые дарования России» в номинации «Лучший преподаватель».Женат. Есть взрослый сын.

А где оркестр ужинать будет

— А со знаменитым кавказским гостеприимством вплотную удалось познакомиться? Ну, там банкеты и тому подобное...

— После концерта в Махачкале ко мне подошёл руководитель ансамбля «Дагестан» Дабай Дабаев и спросил: «Где будет ужинать оркестр?». А когда я ответил, что самостоятельно — кто где, он сказал: «Нет, так нельзя», и пригласил всех в один из элитных ресторанов Каспийска. У нас был очень шикарный ужин с блюдами национальной кухни, некоторые из которых мы пробовали впервые. Угощали нас очень щедро. Весь ужин сопровождали дагестанские танцы. А на следующий день перед отъездом нас опять пригласили в тот же ресторан и всё было с таким же размахом. Причём участвовали в этом празднике не только наши коллективы, но и обычные посетители.

— Друзья, наверное, у вас там появились... О чём разговаривали во время неформального общения? Неужели о музыкальных тонкостях?

— Друзья, действительно, появились. Все приглашали нас на гастроли вновь, а ещё — просто в гости на отдых. Обсуждали мы как старые приятели абсолютно всё, и профессиональные тонкости, на самом деле, тоже: рассказывали друг другу о поездках, гастролях, выступлениях... А ещё дагестанцы много говорили о том, какой у нас красивый коллектив и женщины в частности. И мы не могли не сказать об их ансамбле того же, потому что это, действительно, так. Общение было крайне радушным.

— А кроме как в ресторане ещё где-нибудь убеждаться в радушии приходилось?

— Когда оформляли сцену перед концертом в Дербенте, у меня появилось минут десять свободного времени и я зашёл в одну пекарню. Там две немолодые женщины готовили национальные лепёшки (есть там такой пирог чуду, с различными начинками — мясом, зеленью и т.д.). Спрашиваю, сколько стоит, они отвечают, и я, пользуясь случаем, приглашаю их на концерт, мол, сейчас здесь на набережной мы будем выступать, приходите. Они: «Да-да-да, мы знаем, обязательно придём, а вы вот угощайтесь, покушайте». Ну, то есть они готовят чуду, продают, при этом любезно приглашают меня за стол просто так. Я, конечно, сначала отказывался, но внутренне это делать было трудно, потому что очень уж вкусно всё это выглядело. В итоге я поел, а они спокойно так: «Вы берите-берите ещё». Потом салфеточку дали, предложили руки помыть. Поучилось так, как будто бы зашёл к своим хорошим знакомым. Впечатление осталось очень приятное. И такое дружелюбие повсюду. Люди там добрые.

И мёд когда-то слаще был

— А мы сегодня дружнее или нет, чем были, скажем, в советское время?

— Трудно сказать. Говорят, что раньше все мы были дружнее. Но, наверное, это из разряда того, что «раньше всё было лучше»: и мёд был когда-то слаще, и т.д. Кавказские народы всегда отличались гостеприимством. Но, живя в советское время, я не особо выезжал в те регионы, поэтому сам судить не берусь. Однако по отзывам более возрастных друзей и родственников, могу сказать, что так было. Сейчас я вижу, что так есть, но с уверенностью говорю о тех республиках, которые в составе России. К примеру, два года назад был в Грозном и сталкивался исключительно с гостеприимством. Никакой агрессии и негатива не наблюдал и не наблюдаю.

И вот ведь в чём дело: нам есть, чем дружить и есть, чем с друг другом делиться. У нас есть много общего, что необходимо для того, чтобы сосуществовать, тем более, когда в мире возникают разные ситуации, цель которых одна — всех нас разделить.

И взаимопроникновение национальных культур тоже существует, и что важно — не формально. В том числе и это позволяет нам быть вместе. Есть генетический код, генетическая память. Вот такой пример: чего греха таить, большинству из молодёжи не очень нравится народная музыка, многие считают её архаизмом. Но где бы мы не исполняли, скажем, «Серебряные свадьбы», везде люди подпевают, причём независимо от принадлежности к тому или иному поколению. То же самое и с другой песней советского периода — «Я люблю тебя, Россия». Невольно на генетическом уровне вспоминаются и слова, и мотив. Это в нас проникает и живёт в нас. В такие моменты, наверное и возникает осознание того, что мы одно целое. Так же и в межнациональных отношениях: у всех нас много общего и нет причины для того, чтобы не быть вместе.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах