Аргументы и Факты
tula.aif.ru
Тула
Аргументы и Факты
tula.aif.ru
Тула
Примерное время чтения: 9 минут
514

Немного сумасшедшие. Частному театру «Лев Николаевич» исполнилось 10 лет

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 26. "АиФ-Тула" 25/06/2025
Евгений Овечкин / Из личного архивa

Вначале у этого тульского семейного театра помещения не было вообще — спектакли играли на выездах, декорации хранили в гараже, кочевали и т.д. Сегодня ситуация несколько другая... Подробнее — в материале tula.aif.ru.

Можете в носочках оставаться

Уже на входе в комнату, которая, собственно, и есть весь театр, начинаю понимать: придётся разуваться. Прямо от порога постелен ковролин, всё чисто, аккуратно... Да и сама пришедшая со мной хозяйка лёгким движением руки быстро сбрасывает с себя обувь и только потом заходит.

— Да, у нас так, — заметив моё секундное замешательство, поясняет Ольга Баурина — руководитель, директор, основатель — в общем, самый главный человек «Льва Николаевича».

— А как зрители на «разуться» реагируют?

— Родители заранее в соцсетях спрашивают: «Ой, а какая сменка?». Я пишу, что можете в носочках оставаться, и люди обычно чуть ли не с восторгом это воспринимают. Так и говорят: «Отлично!».

Помещение, переоборудованное «под театр», — арендуемое, небольшое. По своему первоначальному предназначению, обычная учебная аудитория (находится в здании ДОСААФ). Сейчас в нём организованы перегородки для «спрятаться» артистам перед спектаклем, антураж соответствующий, театральный, то есть территория полностью отгорожена от внешнего мира, без окон — они задрапированы. Но сцены как таковой нет, всё в одной плоскости, просто условно разграничено на пространства (громко сказано) для зрителей и выступающих.

Фото: Из личного архивa/ Вадим Данцигер

Так называемый зал рассчитан на приём человек 20-ти, не больше. Для них приготовлены стулья. Обстановка, действительно, домашняя — всё говорит о том, что с гостями здесь общаются с глазу на глаз в прямом смысле. Среди прочего замечаю подвешенное профессиональное световое оборудование. Конечно, не как в академических театрах, но тоже серьёзное. На площадке выставлены декорации, подготовлен реквизит. Театр ждёт зрителей на вечерний спектакль...

Чтобы в платьишко нарядить

Бум на частные театры возник в стране в перестроечное время, а в 90-е, понятное дело, усилился. Тогда для артистов и режиссёров это было, прежде всего, возможностью вырваться из-под надоевшего им репертуарного диктата государственных театров, тотального контроля «сверху», «бдительных» худсоветов и прочего идеологического перебора советских времён. Все уже просто устали от ситуаций, когда даже в самых безобидных творческих экспериментах усматривался некий «подкоп» (хотя сегодня на фоне некоторых далеко зашедших практик многие уже с ностальгией вспоминают о тех ежовых рукавицах). А ещё, популярной «бедой» в театральной среде всегда была и остаётся тема невостребованности, мол, не дают играть, ставить, зажимают, «не могут распознать во мне талант» и т.д.

Ответа где-то из той же оперы ожидал, в принципе, и от руководителя «Льва Николаевича», задавая вопрос о причинах и мотивах его появления. Но никаких страдальчески-мученических откровений на эту тему от актрисы Тульского академического театра драмы (основное место работы Ольги Бауриной) не услышал, а даже, напротив.

«Я бы не сказала, что были причины жаловаться на невостребованность, — говорит собеседница. — Занятость у меня хорошая, только, наверное, не всегда в том, в чём хотелось бы. Но это обычное дело для любого театра: все же не могут играть всё. Да и материал, который тебе может быть близок, не всегда попадает к режиссёру на стол. Так везде. И это ни какая-то из ряда вон выходящая ситуация. Это нормально».

И «Лев Николаевич», на самом деле, возник из истории вовсе не бунтарской, а такой, можно сказать, житейской, красивой и, как и сам этот театр, семейной.

«Когда родилась первая дочка, выяснилось, что у нас с совсем уж малышами и сходить, в общем-то, некуда, — поясняет актриса. — А очень хотелось бы. Нет, не просто выйти на улицу погулять, а так, чтобы своего восьмимесячного ребёнка в платьишко нарядить... Ну, чтобы был какой-то торжественный выход в свет, что ли. Так и появилась идея создания бэби-театра».

Без субсидий и дотаций

Начинала Ольга Баурина вдвоём с мужем, потом к ним постепенно стали присоединяться единомышленники — в основном штатные артисты Тульской драмы и ТЮЗа. Придумывать интерактивные представления для детей самого раннего возраста, то есть для тех, кому несколько даже не лет, а месяцев, оказалось уже само по себе занятием увлекательным. А уж когда почувствовали первую эмоциональную отдачу, поняли: маховик завертелся и его теперь вряд ли что-то остановит.

«Представления возымели невероятный успех, — признаётся Ольга. — Первым у нас был спектакль-концерт «Белая сказка». Мы его со скрипачами делали. А первый полноценный бэби-спектакль — это «Мамина любовь». Он до сих пор у нас в репертуаре.

Всего же в афише «львовниколаичей» на сегодняшний день уже 16 спектаклей, тринадцать из них — для детей, причём не только самых маленьких. По мере взросления своих детей, родители-артисты выпускали уже не только постановки «бэби», но и для более старшего зрителя, то есть росли и развивались вмести с ними. Пьесы писали сами, за исключением, конечно же, русского народного «Колобка». При этом категорически не стоит отождествлять творческие опыты «Льва Николаевича» с работой аниматоров, чей труд тоже уважаем, но здесь совсем другое, здесь — театр. И на некий супер-пупер коммерческий проект он совсем не тянет. Вообще, по большому счёту, театр никогда не был местом для зарабатывания денег. Там могут уживаться, прочно и надолго, только искренне преданные искусству люди или, как многие из них любят в шутку себя называть, «немного сумасшедшие».

Фото: Из личного архивa/ Евгений Овечкин

«Ни спонсоров, ни какой-то помощи — ничего этого у нас нет. Стараемся сами себе на всё зарабатывать, — говорит Ольга. — Конечно, за всё платим — за декорации, аренду помещения, коммуналку, художникам, авторские права...»

Концы с концами, по её словам, сводить удавалось не всегда. Были ситуации, когда и в долги вползали, и кредиты брали, и многие другие неудобства из-за отсутствия средств испытывали.

— А почему вдруг назвались «Львом Николаевичем»? Никак не могу понять, — не выдержав, наконец, спрашиваю.

— Не знаю. Но к Толстому никакого отношения это не имеет. Просто мы же как детский театр открывались и в качестве логотипа выбрали почему-то морду льва. А потом уважительно стали звать его Львом Николаевичем... Многие и сейчас думают, что это в честь великого писателя и говорят про нас, что мы «Театр Льва Толстого», но я всегда поправляю... Такой вот неожиданный креатив с нашим названием получился.

Время начала вечернего спектакля подошло. Премьера. Пьеса Ингмара Вилквиста «Ночь Гельвера». Постановка Вадима Данцигера — теперь уже бывшего худрука Тульской драмы. В ролях актёры того же театра: Ольга Баурина и Антон Балабаев. Пьеса — пронзительно сложная...

Фото: Из личного архивa/ Вадим Данцигер

«1938 год, Германия. В центре сюжета женщина по имени Карла и её приёмный сын Гельвер, которые пытаются выжить в мире, на который надвигается фашизм», говорится в аннотации к спектаклю.

Безусловно, это вызов: для детского семейного театра — в плане обращения к такому материалу (в принципе), а для создателей спектакля — в контексте извечно актуального для творческих людей поиска самореализации.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах