Представленная в Центре семейной истории экспозиция «Поленовские просторы» объединила более 60-ти уникальных снимков уникального фотохудожника.
Разобьётся, но сделает
Для себя Вячеслав Малахов определил, что выставка, помимо тематики заявленной, посвящена и его 85-летию, которое он отметил в апреле этого года. Но никаких подведений итогов! «Сяду на пенёк, съем пирожок» - это не для него. Даже на открытии выставки он игнорировал всякий церемониал вокруг своей персоны и продолжал как ни в чём не бывало заниматься привычным делом. Ему бы встать по стойке смирно рядом с модератором и внимать его красивым речам в свой адрес, а он, пока женщина рассказывала собравшимся, какой он хороший, сорвался с места и бегал с фотоаппаратом в поисках лучшего ракурса для съёмки гостей. Говорит, замечательные кадры должны получиться, мол, нельзя упускать момент...
Главное занятие Вячеслава Малахова неразрывно связано и с другой важностью его жизни - путешествиями. И тем, и другим болеет с малолетства. Со временем туризмом доувлекался до мастера спорта и заслуженного путешественника России. Сегодня на его счету более 70-ти больших походов, в том числе по Алтаю, Уралу, Центральному и Западному Кавказу, Хакасии, Карпатам, западным и восточным Саянам. Три раза бывал на Байкале. И всё это дела не только давно минувших лет. Ещё в прошлом году фотограф с друзьями сплавлялся на катамаране по реке Поньгома в Карелии и даже пережил что-то вроде природного катаклизма у берегов Белого моря. А всего с учётом служебных командировок побывал без малого в двухстах городах.Чуть не рухнул в воду, но даже внимание на это не обратил. Не отрываясь от фотоаппарата, он быстро сбалансировался и продолжал жадно снимать.
Принципу «остановись, мгновение» мастер следует всюду и несмотря ни на какие обстоятельства, что в контексте происходящего порою может показаться более чем странным и даже крайне неуместным, но только не с профессиональной точки зрения. Его давний друг, Сергей Киселёв, в течение 15 лет возглавлявший Федерацию спортивного туризма Тульской области, рассказал о показательном случае, имевшем место в их совместном с Малаховым походе 2001-го года по Туве и Алтаю близ границы с Монголией.
«На одном из участков мы наткнулись на местных ребят, которые на УАЗике попытались было переехать реку, но застряли. Вся наша группа тут же бросились помогать выталкивать эту машину на очень крутой берег, а Вячеслав Борисович отбежал и принялся снимать процесс. Пятился-пятился с фотоаппаратом в сторону, пока не поскользнулся и чуть сам не рухнул в воду, но даже внимание на это не обратил - не отрываясь от видоискателя и не глядя под ноги, он сбалансировался и продолжал жадно снимать», - вспоминает Сергей Киселёв.
Выставок много не бывает
Привезённые из различных поездок фотоэксклюзивы всегда охотно публиковали не только местные, но и центральные издания: газеты «Правда», «Известия», «Советский спорт», а также журналы «Турист» и «Советское фото». А выставок в его жизни было столько, что всех их он даже уже и не припомнит.
«Ой, много их было. Одних только призовых больше тридцати - где-то под сорок. Всякие они были - и всесоюзные, и международные, в том числе и на ВДНХ. А вот сегодня попасть на выставку не так-то просто, и организовать персональную - тоже. Проблем хватает, но главная из них - помещение. Найти его сложно. Молодым в этом плане вообще туго, да и у меня не всё получается. Вот сейчас подготовил выставку в сто с лишним работ. Шикарную. Есть уникальные портреты, в том числе известных артистов, которые родились в Туле и сейчас работают в Москве. Юлия Снигирь, например, и так далее. Выставку-то я подготовил, но она лежит дома. Добавить к сказанному нечего», - говорит Вячеслав Малахов.
По его словам, в запасе у него «полно редкостных снимков» и других знаменитостей, которые в разное время бывали в Туле. Так, есть фотографии с одного из концертов Клавдии Шульженко. Удалось запечатлеть и диктора Победы Юрия Левитана.
«Правда, вышло не очень - лицо у Левитана нефотогеничное, - расстроено произносит мастер, как будто бы фотографировал его минут пять назад. - И когда первый раз снимал Петросяна, чувствовал, что не то получается - чего-то важного для себя я в нём тогда не уловил. А вот Хазанова фотографировал ещё молодым - вышло отлично. И ему самому тоже понравилось, когда потом показывал фото. Он даже автограф там оставил. Богатый архив у меня и знаменитых тульских спортсменов, причём в различных обстановках, в том числе и бытовых».
Слишком уж критическое отношение Вячеслава Малахова к некоторым своим работам не разделяют его друзья, пришедшие на открытие выставки.
«Так как он снимает людей, не снимает никто. Они у него получаются всегда живые и добрые», - замечает тульский журналист Людмила Долгина.
Не щёлкать клавишей
«Поленовские просторы» стали частью его странствий по стране. Но объездив дали дальние и повидавший виды, Вячеслав Малахов считает находящийся под боком музей-заповедник В.Д. Поленова не иначе как подарком судьбы и рад возможности выставить созданные им в этой красоте работы - портреты, пейзажи, жанровые фото. Это снимки разных лет, самый ранний сделан в 1983 году в посёлке Страхово: в кадре Наталья Грамолина - на тот период просто сотрудник музея-заповедника В.Д. Поленова и в будущем многолетний его директор и главный хранитель. Рядом Фёдор Поленов - внук художника.
Некоторые снимки вызывают сомнения: а фотографии ли это вообще? Слишком уж живописные мазки на них, напоминающие скорее картины. Но, оказывается, это такой фирменный стиль Малахова, правда, появившийся поневоле.
«Изначально некоторые изображения получаются настолько пёстрыми, что мне приходится их обрабатывать на компьютере - подтягивать и увеличивать резкость, поэтому и такой эффект», - поясняет автор.
Но, пожалуй, на этом его дружба с компьютером и заканчивается. А создание всевозможных виртуальных галерей он вообще категорически не приемлет, считая их лишь жалкими пародиями на искусство.
«В компьютере щёлкаешь клавишей, картинки мелькают и всё, - размышляет Вячеслав Борисович. - Я вот когда в молодости ездил в Москву, каждый раз обязательно шёл в Третьяковку, чтобы видеть картины воочию и то, как они выполнены. Я стоял перед ними и изучал технику, видел все нюансы. А в компьютере впечатления не те и практически весь художественный смыл теряется. Он его не в состоянии передать в той мере, в какой он существует на самом деле».
Эмоции, которые пережил когда-то давно на одной из фотовыставок в столице при виде работы «Вечерний город», до сих пор меня будоражат. Как снято, какой колорит... Это не передать словами. А уж тем более через изображение в компьютере.
К тому же, реальная выставка - это ведь не только знакомство с экспозицией, но ещё и живое общение. Вот сегодня на открытие пришли мои друзья-туристы и они в восторге, они на моих глазах и вместе со мной пережили всё когда-то отснятое.