Буддийские общины существуют в России не только в Тыве, Бурятии и Калмыкии — есть они и в Санкт-Петербурге, и в Москве, и в других городах. В том числе в Туле. «АиФ в Туле» и узнал, что представляет из себя их повседневная и «духовная» жизнь и почему Новый год по тибетскому календарю можно отметить дважды.
В 2022 году буддисты действительно, смогли отметить это праздник два раза - вначале февраля и в начале марта. 2 февраля в соответствии с тибетской календарной системой Цурпху, начался Новый год, Лосар. Однако те, кто придерживается более широко распространенного календаря, Пхугпа, отметили его 3 марта. Обычно, впрочем, календари совпадают. Примечательно, что в официальных комментариях о дате празднования буддийское духовенство не «обязывает» отмечать Новый год в один строго определенный день. Обе даты называются корректными. Это наглядно показывает принципы буддизма: не жесткий регламент и запреты, а рекомендации и пожелания. Воспользоваться ими или нет — каждый решает сам. «Не верьте ничему, даже если это сказал я, все проверяйте на собственном опыте», — этими словами Будды руководствуются его последователи и по сей день.
20 лет на пути к Просветлению
В Тульской области представлено множество конфессий. Буддисты среди них, пожалуй, самые малочисленные. В нашем регионе есть как этнические буддисты (например, буряты), так и те, кто пришел к буддийской практике «не по рождению», а в зрелом возрасте, осознанно и самостоятельно.
Первые группы буддистов появились в Туле еще в 90-е гг. Это были последователи различных школ: Дзен, Дзогчен, Карма Кагью. Представителей последних в Тульской области всего 15-20 человек.
Карма Кагью — одна из четырех крупнейших тибетских школ буддизма, ориентированная в основном на практику. Центры Алмазного пути традиции Карма Кагью находятся под духовным руководством Ламы Оле Нидала. Он — один из немногих европейцев, имеющий квалификацию ламы и учителя медитаций. Свои знания и право передавать поучения он получил напрямую от главы линии Карма Кагью — Кармапы XVI, «короля йогинов Тибета».
Сейчас главой линии является Его Святейшество Кармапа XVII Тринле Тхае Дордже. За последние 20 лет кагьюпинцы организовывали публичные просветительские лекции для всех желающих, показы тематических фильмов, а в 2003 году в тульском Выставочном зале прошла экспозиция «Восток — Запад. Алмазный путь», где были представлены аутентичные буддийские статуи, ритуальные барабаны, старинные тханки (изображения Будд на ткани) и другие предметы, связанные с духовной культурой стран гималайского региона. Выставка была приурочена к приезду в Тулу Ламы Оле Нидала. Всего Оле Нидал был в Туле дважды: в 2003 и 2010 гг. Оба раза он проводил публичные лекции, на которых все интересующиеся буддизмом могли задать вопросы и получить благословение.
«Инструкция к применению» мира
Ценности буддизма и буддийский «взгляд» привлекают людей разных возрастов и профессий. Среди них предприниматели и служащие, работники интеллектуального и физического труда, студенты и пенсионеры.
Елена Терновенко, руководитель отдела копирайтинга в агентстве, заинтересовалась буддийской философией около 5 лет назад.
«В буддизме, независимо от школы, есть такое понятие — «Прибежище». Это определенные ценности, которые мы считаем для себя важными и на которые опираемся. У меня в разные периоды жизни прибежище, условно, было в разном: в отношениях с другими людьми, в семье, в работе. Но все эти ценности могут быть непостоянными и даже подводить. Жизнь противоречива, и непонятно, как все же достичь не зависящей от обстоятельств гармонии для себя и своих близких — и даже не только близких. Я знакомилась с различными философскими системами, они предлагали свои «инструкции к применению» этого мира, но все было скорее умозрительно, не меняло жизнь на качественном уровне. А буддизм очень логично и недирективно объясняет, каким все является и почему, показывает недогматичный путь, дает ответы даже на самые непростые вопросы, которые и побуждает задавать, и обозначает вневременные ценности».
Вадим Чибисов, ведущий BI-аналитик в строительной компании, практикует буддийские методы уже более 15 лет.
«Для меня буддизм - это, в первую очередь, образ жизни. Учение о том, каким образом человек может лучше функционировать в мире, быть более полезным не только для себя, но и для других. В нем очень много уровней, и поэтому он на самом деле подходит большинству людей, которые ищут глубокие методы, позволяющие лучше понимать себя и мир вокруг. Здесь нет каких-то запретов или обязательств, никто не потребует от вас обязательно присутствовать на медитации раз в неделю, или посещать лекции раз в месяц».
Сейчас, на волне интереса к духовности и саморазвитию, учение Будды, как и в 60-х гг прошлого века, вновь стало очень популярным. Разумеется, это не значит, что философия подходит каждому. Природа ума, согласно буддизму, у всех существ одна, но раскрыть ее и стать по-настоящему счастливым разным людям помогают разные методы. Главное — хорошо осознавать, чему, как и зачем ты следуешь.
Из истории вопросы
Буддизм возник в середине I тысячелетия до н.э. и считается самой древней мировой религией. Внутри России первая буддийская область появилась в Калмыкии, с XVII века тибетский буддизм распространился в Бурятии, в 1741 году Указом императрицы Елизаветы Петровны был признан одной из официальных российских религий, а третья республика, в которой исторически практикуется тибетский буддизм, — Тыва — вошла в состав СССР в ХХ веке.
Елизавета не единственная правительница, обратившая высокий взор на буддизм. В 1764 году Екатерина II учредила пост Пандита-хамбо-ламы — главы буддистов Восточной Сибири и Забайкалья. Верующие оценили этот жест как знак дальновидной мудрости и назвали императрицу Белой Тарой, женским воплощением Бодхисаттвы, дарующим умиротворение и сочувствие.
В 30-е годы, в «пятилетку безбожия», гонениям подверглись и буддисты, и к началу 1941 года в стране не сохранилось ни одного действующего монастыря (дацана), а большая часть духовенства была репрессирована.
Сегодня в Российской Федерации буддизм является одной из четырех традиционных религий, наряду с православием, исламом и иудаизмом. Общая численность последователей учения Будды в России, по разным источникам, составляет до 2 миллионов человек.