Сегодня, когда за считанные часы можно переместиться из одной точки планеты в любую другую, сложно поверить, что в средние века на Руси путешествовал лишь небольшой круг лиц, в ограниченное время и на скромные по нынешним меркам расстояния. Ученые Государственного музея-заповедника «Куликово поле» рассказали tula.aif.ru кто, куда и на чём перемещался по Руси.
Когда?
Обильные снегопады парализуют движение на дорогах, трудно представить, что именно зима в средневековье была максимально благоприятным временем для путешествий. С наступлением зимы реки превращались в гладкие дороги. По ним ездили на санях и телегах. Верхом на лошадях совершались военные походы.
Весной путешествия посуху начинались не раньше апреля-мая и продолжались примерно до сентября. Ранняя весна и поздняя осень, когда дороги «исчезали», хоть и прекращали период путешествий, но одновременно становились самыми безопасными периодами в жизни обывателей.
«Весенняя и осенняя распутица останавливала набеги кочевников. Они охотно грабили зимой, передвигаясь по замерзшим рекам, или летом, когда достаточно корма для лошадей. Часто набеги планировали перед самой осенней распутицей, в период уборки урожая — чтобы добыча была богаче», — рассказывает заместитель директора по научной работе музея-заповедника «Куликово поле», кандидат исторических наук. Андрей Наумов.
На чём?
Долгое время реки выполняли роль современных крупных трасс. Как их использовали зимой, мы уже рассказали. А летом по водным артериям перемещались на различных плавсредствах. Пример одного из них - долблёный челн, - датированный XIV веком, благодаря радиоуглеродному анализу, можно увидеть в музее в Моховом. Современному человеку кажется невероятным перемещение на таком крошечном, опасном и неудобном транспорте.
«Представленный в музее челн — только один, самый скромный вид речного транспорта. Прочие были и много крупнее, и грузоподьемнее. Так, на своем «насаде» , судне, имевшем палубную надстройку, митрополит в 1389 г. доехал из Москвы в Константинополь по Москва-реке, Оку, Дону и Черному морю. Да не один — а с делегацией и грузом. На насаде было два как минимум якоря, весла, мачта с парусом и обслуживала его целая команда «корабельников».
Некоторые названия речного транспорта мы знаем из письменных источников. Тут и ладьи, насады, учаны, струги и др. Сейчас не очень понятно, чем они друг от друга отличались. Предположительно, они были похожи на челн, на основание которого набивались вертикальные шпангоуты, в свою очередь обшитые досками. Откуда это известно? В таможенных документах XIV века указано, как брать пошлину с груженых судов – брали именно с того количества досок, которые находились в воде, ниже ватерлинии. То есть осадка свидетельствовала о величине груза на судне», — разъясняет Александр Лавреньтев, научный сотрудник музея-заповедника «Куликово поле», кандидат исторических наук.
Лошади также были распространенным «транспортным средством», но, увы, дорогим и не особенно удобным. Животному нужен отдых и питание, что сильно регламентировала темп и продолжительность поездки.
«Тряска в седле – не слишком комфортна, особенно при передвижении на большие расстояния», – добавляет Лаврентьев.
Кто и куда?
Переезды были частью образа жизни русского православного духовенства.
«Оно, похоже, было самой путешествующей категорией населения. Разумеется, речь идет о высшем духовенстве. В XIV веке митрополит большую часть своего времени проводил в дороге. Митрополия той эпохи включала в себя огромную территорию не только в границах Северо-Восточной Руси, но и в западном направлении практически вплоть до Карпат – территории нынешней Украины, частично – Белоруссии. И первейшей обязанностью пастыря всех православных, митрополита, было регулярно посещать эти земли. Аналогично дело обстояло и с епископами. Епископий в Русском государстве XIV века было пять или шесть, и епископ тоже должен был почти постоянно находиться в путешествиях, окормляя приходы, посещая города и села».
Часто пускалась в путь княжеская и военная аристократия. Ею двигали политические, военные и экономические цели. Нужно было охранять рубежи, собирать дань, выезжать на переговоры.
«Можно добавить еще одну категорию путешествующих. Во времена ордынского ига, в XIII-XIV вв. великие и удельные князья регулярно ездили к ханам в Орду в низовья Волги. Такие поездки занимали по нескольку месяцев в оба конца. Иногда «гости» становились заложниками, и проводили не по своей воле, в Орде по нескольку лет», — поясняет Александр Лаврентьев.
Еще одна социальная группа, пускавшаяся в средние века в путь — торговые люди. Самые дерзкие и предприимчивые купцы в поисках новых товаров и связей, в том числе и международных, отправлялись в полные опасности путешествия. Пример такой незаурядной личности — Афанасий Никитин.
А что касается обывателей, то простой люд нередко проживал всю жизнь, не удаляясь от места где родился более чем на день-два пешего пути.
«Заботы крестьян ограничивались небольшим по географическим меркам ареалом: пашня на ближайшем поле, лес, где брали дрова. Сам образ жизни крестьян не предусматривали возможности куда-либо надолго уезжать: надо было присматривать за скотом, обрабатывать землю и убирать урожай». — рассказывает Лаврентьев.
Передвигался по хозяйственным нуждам простой человек летом пешком, на телегах, зимой — на лыжах, санях-розвальнях. Они в своем неизменном виде сохранились со средневековья почти до 50-60-х гг прошлого века.