Примерное время чтения: 6 минут
27135

Яйцо, уксус и вареное масло. Секреты русских икон

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. "АиФ-Тула" 17/11/2021
По преданиям, первый деревянный храм в Монастырщино возник сразу после Куликовской битвы.
По преданиям, первый деревянный храм в Монастырщино возник сразу после Куликовской битвы. Пресс-служба Государственного музея-заповедника "Куликово поле"

Тульский иконописец Юрий Земцов пишет образы русских православных святых почти 30 лет. Сейчас у Юрия и его супруги особый заказ. Иконописцы воссоздают утраченные иконы алтарного придела для храма в селе Монастырщино.

«Некоторые краски лежат буквально у нас под ногами. Глина, которая дает разные оттенки охры, от желтого до красно-коричневого. Железная руда-гематит. А есть что-то редкое и дорогое, например, полудрагоценные камни: малахит, лазурит», — рассказывает о составе своих красок тульский иконописец Юрий Земцов. О том, как продвигается работа по восстановлению храма - в материале «АиФ-Тула».

При создании красок иконописец использует средневековые технологии. Фото: Пресс-служба Государственного музея-заповедника "Куликово поле"

По средневековым технологиям

Составы краски и олифы, подготовка досок, образы святых — все это определяют идущие из средневековья технологии и традиции.

Тульские художники сами растирают пигменты для красок, готовят яичную эмульсию из желтка и яблочного уксуса. Написанные иконы покрывают олифой из сваренного по особой технологии льяного масла. Но, конечно, самое главное — соблюдают канон, неизменный образ, в котором принято изображать святого. 

Главное - соблюдать канон. Фото: Пресс-служба Государственного музея-заповедника "Куликово поле"

На царских вратах будет изображена Донская Божья Матерь. Когда-то ее образ создал сам Феофан Грек. По преданию, именно эту икону преподнесли князю Дмитрию в московском Благовещенском соборе перед Куликовской битвой. С тех пор и по сей день, повторяя образ Донской Богоматери,  иконописцы придерживаются особенностей композиции и цветовой гаммы первообраза. Перед тульскими художниками стояла задача повышенной сложности: доска для Донской  была по сравнению с оригиналом слишком вытянута по вертикали. Но иконописцы справились. И канон соблюли, и в формат, продиктованный алтарной преградой, вписались.

Легендарное Монастырщино

По преданиям, первый деревянный храм в Монастырщино возник сразу после Куликовской битвы. Он был основан неподалеку от места братского захоронения павших воинов. Необходимую утварь для служения из своей походной церкви отдал Дмитрий Донской. Царские врата пожертвовал преподобный Сергий Радонежский.

Сохранились фото и описания древнего алтаря. Фото: Пресс-служба Государственного музея-заповедника "Куликово поле"

Однако, до наших дней дошел лишь новый каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы 1865-1884 годов постройки. И царские врата с образами XVI века. Они представляют собой две распашные двери, которые встраивались в алтарную преграду.

В результате сложных исторических перипетий, врата оказались в Государственном историческом музее. Придел был утерян. Но сохранились его фото, рисунок и описание, сделанные членом императорского общества любителей древней письменности, архитектором-искусствоведом Султановым в конце XIX века. 

Убранство храма восстанавливают несколько лет. Фото: Пресс-служба Государственного музея-заповедника "Куликово поле"

Всем миром

Уже несколько лет государственный музей-заповедник «Куликово поле» восстанавливает убранство храма в Монастырщино. Сбор средств на восстановление придела был объявлен в 2017 году. Пожертвования вносили служители и прихожане тульских и московских храмов, посетители музея-заповедника. В 2019-м году все средства от самого массового события Куликова поля, фестиваля бардовской песни, были перечислены на восстановление православной святыни.

Алтарная преграда с копией царских врат XVI века была установлена в храме Монастырщино летом 2021 года. 

Ее воссоздали специалисты центра «Софрино». Они изучили экспонат ГИМа и фотографии иконостаса. На деревянной алтарной преграде в Монастырщино использовалась сложная резьба, имитирующая басму — так назывался один из видов техники тиснения рельефных рисунков с помощью специальных матриц, басманных досок. Резьба по дереву была чрезвычайно тонкой и покрывалась белым и желтым сусальным золотом. Реставраторы насчитали на царских вратах 12 различных орнаментов, и воссоздали их заново.

В наши дни элементы декора алтарной преграды и царских врат изготовили на станках с программным управлением. Их вырезали из благородного твердого бука.

Крылья архангела

Теперь дело за иконописцами. Им предстоит создать 24 образа, от довольно крупных, 31 на 62 см, до миниатюрных, менее 9 сантиметров в длину и ширину. Они украсят восстановленную алтарную преграду. 

Русская иконописная традиция жива. Что традиция эта — не мертвое достояние истории, в живое и действенное дело.

Сегодня Юрий Земцов работает над образом покровителя русских воинов, архистратига Михаила. На доске уже сияет золотой нимб, распростерты крылья, глаза архангела строги и суровы.

«История с иконостасом для Монастырщино показывает, что русская иконописная традиция жива. Что традиция эта — не мертвое достояние истории, в живое и действенное дело», - не отрываясь от сосредоточенной работы, рассказывает о самом важном в своей работе Юрий Земцов.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах