aif.ru counter
9481

Юбка вместо паспорта. О чём могла рассказать одежда крестьянки XIX века

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43. "АиФ-Тула" 26/10/2016
Поменять понёву на одежду из фабричной ткани было стыдно
Поменять понёву на одежду из фабричной ткани было стыдно © / Пресс-служба правительства Тульской области

В тульском центре народного творчества открылась выставка женского крестьянского костюма Тульской губернии конца XIX – начала XX веков. В основе экспозиции предметы трех частных коллекций: из собраний исследователей Глебушкина и Климова из Москвы, Бессоновой из Подольска. Важно то, что организаторам выставки удалось собрать костюмы именно в том виде, в каком их надевали женщины на праздник или в будний день в той или иной деревне. 

Мудрость предков

Обычно этнографам редко удается собрать аутентичный комплект, потому рубаха в витрине музея может быть одоевской, понёва - чернской, а занавеска, в лучшем случае, ефремовской. И подписывается все это «костюм крестьянки Тульской губернии». Наряды приходилось собирать по крупицам. Уникальные тканые конопляные рубахи и занавески, вышитые или отделанные ручным кружевом за ненадобностью со временем шли на тряпки, теплые понёвы — на подкладки для более современной одежды, или на портянки.

В девушках ценилась основательность, дородность, устойчивость. Нередко молодки поддевали много одежды, чтобы фигура казалась массивнее.

«Очевидно, что явление в фольклоре не может существовать по отдельности: сами по себе песни, обряды, костюм. Всё должно быть вкупе. Мы видим, что те, кто интересуются народным наследием, лишены возможности увидеть настоящий народный костюм. В экспозициях музеев они представлены скудно. Тулу вообще в этом плане исследовали мало, в основном собирали песни. Ну и попутно и начали заниматься костюмом», - рассказывает о выставке руководитель центра народного творчества Алексей Ченцов.

По его словам, на выставку попало не всё, примерно 40 % от имеющихся в наличии «запасов». Да и сама выставка — это лишь часть работы по изучению и популяризации традиционного русского костюма: «Мы будем делать раскладки традиционных выкроек, все наряды обмерим, сфотографируем и выложим на сайт. Делаем мы это и для того, чтобы наши фольклористы перестали выходить на сцену в безумных красных кокошниках и золотых сарафанах. Народный костюм на самом деле не такой, он интереснее, глубже, в нём много мудрости, философии, большой жизненный опыт», - вдохновенно повествует Алексей.

Крестьянки, вопреки расхожему убеждению, кокошников не носили Фото: Пресс-служба правительства Тульской области

Современные женщины, вечно помешанные на похудении, наверняка обратят внимание на то, что представленные одежды очень небольшие. По словам организаторов, манекены в выставочном зале - 44-46 размеров, и свободные рубахи на них сели неплохо. Единственное узкое место - это шея: ворот с трудом налезал на современные стандарты.

Традиционная одежда — это знак того, кто я есть, кто мои предки и куда я иду. Отказаться от него для многих значило отказаться и от прошлого, и от будущего.

«Пусть вас это не смущает, - поясняет директор центра. - Эти наряды преимущественно молодок, женщин до рождения первенца. То есть где-то около 14 лет. Что касается тогдашних мод, в девушках ценилась основательность, дородность, устойчивость. Нередко молодки поддевали много одежды, чтобы фигура казалась массивнее».

Игорь Климов, один из коллекционеров, представивших свое собрание одежд на выставку, ныне хоть и живет в Москве, но родом из Воловского района Тульской области. Говорит, что до революции в его родном селе проживало около 7000 человек (для сравнения, в Одоеве сегодня население — чуть больше 5 тысяч). Сегодня в селе и его окрестностях едва ли наберется 300 жителей.

Восстановить облик крестьянской женщины позволяют в том числе фотографии Фото: Пресс-служба правительства Тульской области

Не простое украшенье

«Традиционный костюм уходил постепенно. Первыми, как говорят исследователи, «потерялся» головной убор. Уже к середине XIX века его на крестьянке можно было увидеть по большому везению. Это произошло потому, что он был не функционален, а стоил порой немалых денег. Потом, когда мужчины стали уезжать в города на заработки и возвращались домой с фабричными тканями, они пеняли своим женам, одетым старомодно и чудно: «Что в понёвах все ходите, как бабки?», - рассказывает коллекционер Игорь Климов.

Пусть и косвенно, но на утерю традиционных нарядов повлияло развитие тульской пищевой промышленности. К примеру, крестьян вынуждали сажать сахарную свёклу для завода Бобринских, и места под посевы конопли оставалось все меньше. Не хватало и площадей для выпаса овец, главных поставщиков шерсти на клетчатые понёвы.

Игорь пересказывает истории своих старейших односельчанок, которые утверждали, что снять понёву и надеть на себя фабричное было стыдно.

«Традиционная одежда — это знак того, кто я есть, кто мои предки и куда я иду. Отказаться от него для многих значило отказаться и от прошлого, и от будущего. Посмотрите сегодня на нас! Возьмем группу людей европеоидной расы с улиц разных стран. И кто нас различит?» - завершает беседу Климов.

Выставка продлится до 30 ноября по адресу: Тула, улица 9 Мая, дом 1-г.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах