Три года назад в голову к руководителю тульского театра «Мюсли» Людмиле Кацеро «забралась» Мама Шамана – героиня, связывающая сказки современной писательницы Яны Мори. Да так там и осталась. В этом году она окрепла и выбралась наружу, вернее, на сцену городского концертного зала.
«Я ставлю то, что полюбила и пропустила через себя. Может быть, это мой способ «присвоить» произведение и поделиться им с другими. Поэтому, когда три года назад я, как и многие пользователи Интернета, открыла для себя и полюбила сказки про Маму Шамана, я почти сразу решила, что хочу их перенести на сцену», - рассказывает режиссёр спектакля Людмила Кацеро.
Уникальность тульской постановки – не только удивительные костюмы, запахи, витающие в зале и не покидающие на протяжении всего спектакля, но и то, что это первая постановка по сказкам Яны Мори, на которую сама автор дала согласие, когда Людмила к ней обратилась.
«Честно сказать, я не удивилась. Это была уже третья просьба о постановке, и поскольку первые два проекта канули в пустоту, я не возлагала никаких надежд и на этот, - признаётся Яна и рассказывает о том, как появился этот необычный образ: – Просто однажды, много лет назад, она поселилась у меня в голове, сидя на камне под дождём и отстукивая ритм левой пяткой. Сказки – это просто кусочек отколовшегося от меня мира. В такой вот форме он получился. В таких цветах и такого размера».
Кулинарная книга на сцене
После «благословения» автора, команда, состоящая из юных актёров, декораторов костюмеров во главе с бессменным руководителем театра принялась за дело.
«Про хороших режиссёров говорят: «Может поставить даже телефонный справочник». Мы с командой пошли ещё дальше и инсценировали кулинарную книгу: для спектакля мы брали сказки из трёх книг Яны Мори, в том числе и из «Поваренной книги Мамы Шамана». Вселенная «Мамы Шамана» очень сложная, многогранная, поэтому сценарий и внешнее оформление долго «дозревали», - делится Людмила.
Вкус и запах спектакля зритель начинает чувствовать буквально сразу – с прочтения афиши, которая переносит в мир зелий, колдовства и самых невероятных историй.
«Мы решили в спектакле задействовать все органы чувств, поэтому там есть и запахи, и прикосновения, и вкус – некоторых зрителей мы поим травяным чаем. Есть ещё идея угощать свежевыпеченным хлебом, но её мы сможем реализовать, когда пройдёт пандемия – сейчас с таким угощением невозможно соблюсти все противовирусные меры», - говорит режиссёр.
В спектакле представлены 35 сказок, часть из которых рассказывает своему Хранителю девочка-Сказочница. Её играет самая юная актриса театра – шестилетняя Малисса Абрамова. Другие сказки звучат в записи и одновременно оживают на сцене, сыгранные актёрами, куклами, театром теней или мультипликацией. Всего в спектакле задействоано 30 человек – практически вся труппа театра от 6 до 30 лет.
«Для меня было важно, чтобы в спектакле звучал не только русский язык, и у зрителей создавалось впечатление некоей нездешности, чувство, что истории рассказывает старая сказительница где-то далеко отсюда, поэтому те сказки, которые звучат в фонограмме, записаны на двух языках – на казахском и на русском, «бесстрастным голосом переводчицы.
На роли назначаю я сама. Но поскольку это не психологическая драма, а сказка, и довольно экспериментальная, где ты играешь без текста, только пластикой, или только куклой, или твоё лицо скрыто маской – у актёров было достаточно много пространства для того, чтобы добавить персонажу своих красок и своего видения. Многое в ролях создано лично ими. Никто ведь точно не знает, как движется и ведёт себя Дух Болотных Огоньков или Дух Речного Ила, так что актёры могли придумать это самостоятельно, а я уже принимала или корректировала то, что придумалось».
В главной роли - мир
Главными персонажами становятся духи, животные, стихии – весь мир, который создаёт Мама Шамана и который вертится вокруг неё.
В нём есть место всему – её многочисленным детям (она же Мама, даже Праматерь), и тотемным животным, каждое из которых покровительствует какому-то одному ребёнку, и сыну Шаману – сначала маленькому, а потом взрослому, и духам, ведь Мама Шамана встречает в своём доме очень разных существ… И самой Смерти, она тоже гость Мамы Шамана и в каком-то смысле очень близкое ей существо.
«И, конечно, зрители, - отмечает Людмила. - Они тоже герои спектакля и у них есть возможность подумать о себе и вписать себя в картину мира, которую мы рисуем на сцене».
Комментарии
Анастасия Максимова, художник-оформитель спектакля: Часть костюмов делалась со своеобразным стартом - были маски, от которых надо было оттолкнуться. Они очень помогли, на самом деле: как первые слова безумной истории, которую тебе надо рассказать. Хотелось, чтоб каждый костюм стал сам себе историей, чтоб человеку в костюме стало интересно быть тем, кто он есть. Маски же пустили ассоциации в нужные стороны, настроили на нужный лад.
За материалами, конечно, обращалась к этническим мотивам, к шаманским традициям. Интересней же, когда придумываешь такой костюм Маме Шамана, который она сама сочла бы функциональным. Значительно помогли по материалам ещё знания из курса истории искусств, потому что частично там нашлась подоплёка и теоретическая основа: из первобыта... Но, если честно, в большинстве случаев просто доверялась тому, куда несёт. Потому что не уносить от этих сказок не может! Думаю, каждый видит их немного по-своему, и, если заглянуть в голову к каждому, кто их читает, составится такая разношёрстная версия одного и того же героя, что не узнать. Надеюсь, что моё видение смогло передать характер героев и в целом «большой характер сказки», что благодаря такой визуализации люди в зале хоть немного больше поверили в то, что видят не актёра, а настоящего лесного духа.
Дарья Лапикова, исполнительница роли Мамы Шамана: Мой персонаж – это сама Мама Шамана, мудрая женщина, которая вмещает в себя целый мир, все его загадки, она смеясь может приоткрыть окно в другой мир и помочь Смерти в её тяжёлом деле. Таких, как она, называют свободными. Этого персонажа нельзя объяснить, можно только прочувствовать, присоединиться к её вечному скитанию по вселенной. Именно это я попыталась сделать, когда начала работать над этой ролью. Близка ли мне она? Сказать сложно, наверное, отголоски этого персонажа есть в каждом из нас, просто это осознается в разные этапы жизни. Вначале работы над ролью Мама казалась мне далёкой, какой-то неземной и чудаковатой, теперь же, выходя на сцену, я чувствую себя единым целым с ней.
Так как никто не видел лица Мамы Шамана, то и в спектакле она была обезличена, что, конечно же, делало работу над персонажем интереснее и сложнее. Одно дело – передать эмоции взглядом, мимикой, а другое – вложить всё в пластику, движениями оживить персонаж, в танце сделать так, чтобы все могли довериться Маме Шамана и погрузиться вместе с ней в её мир. Работа над ролью заставила попутешествовать по внутреннему миру и многое переосмыслить, поэтому работа была достаточно тяжёлой, но магической и какой-то волшебной.
Татьяна Феоктистова, исполнительница роли Смерти: Мой персонаж в спектакле – Смерть, но она не является отрицательным персонажем или олицетворением зла. Здесь смерть показана как часть жизни. В каком-то смысле она отражение Мамы Шамана, вечная, мудрая, способная чувствовать чужую боль.
В спектакле мы впервые работали с планшетными куклами, и Смерть – одна из них. Это оказалось интересно и непросто, пришлось осваивать новые техники и по-другому существовать на сцене. И особенно важно, что эта роль стала упражнением «на доверие» – куклой мы управляем вдвоём с партнёром, и в условиях полной темноты я должна доверять ему на сто процентов.