Примерное время чтения: 11 минут
670

Черепа и электроника. Научное открытие года на Куликовом поле

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. "АиФ-Тула" 12/10/2016
Экспозиция нового музейного комплекса
Экспозиция нового музейного комплекса / Роман Солопов / Пресс-служба Государственного музея-заповедника "Куликово поле"

Ещё месяц назад часть экспонатов стояли в целлофане и коробках, а многие мониторы и системы не работали. Казалось, что к сентябрю музейщикам никак не уложиться. Но нет - на минувшей неделе осмотреть постоянную экспозицию запустили первые группы. Высокой чести удостоились сотрудники музея - в том числе и бывшие, а также ученики местных школ.

Стабильная душа

Мария Винокурова - старшая и опытнейшая сотрудница. Ныне пенсионерка, она работала здесь с августа 1981 года, то есть с момента открытия музея в храме Сергия Радонежского, приуроченного к 600-летию Куликовской битвы. Сегодня водит по храму экскурсии. Пока она и ещё несколько бывших сотрудников сидят на лавочке в центре приёма гостей, Мария Григорьевна рассказывает:

- Работала я на разных должностях. И как младший научный сотрудник, и как заведующая, потом опять экскурсоводом. Очень большие перемены произошли за последние 40 лет. Мы начинали музей в 80-е. У государства появились деньги на поднятие духовной культуры граждан, людей стали насильно возить по музеям, городам...

- Насильно?!

Фото: Пресс-служба Государственного музея-заповедника "Куликово поле"/ Роман Солопов

- Ну да. Профсоюзы, профкомы закупали билеты, автобусы. Сначала люди не хотели ездить. Но после двух-трёх поездок появлялся вкус к постижению того, что есть в мире русской культуры, - Виноградова, похоже, не только не потеряла профессионализма за последние годы, но, наоборот, отточила его. Все слова сопровождаются лаконичными жестами и мхатовскими паузами. - В то время работали в основном районные бюро. У нас возле памятника на Красном холме, где была остановка, порой и в будни стояло по 10-15 автобусов. Мы работали с полной нагрузкой.

Сегодня мы имеем дело со средним классом, то есть людьми, у которых как минимум есть автомобиль и которые могут доехать до музея самостоятельно. Человек остаётся тот же самый, потому что душа его стабильна. Наложение информационного негатива 90-х годов постепенно смывается. Из darkage - тёмных времен, абсолютного упадка - мы с Божией помощью и по молитвам святых угодников, которые живут и поныне, выпрыгнули. И то, что у государства нашлись деньги на строительство этого музея, хорошо. Значение Куликовского события всегда актуально. Особенно когда мы попадаем в переделки истории и со всех сторон на нас наваливаются враги. В таких безвыходных ситуациях мы возвращаемся к битве и черпаем в мужестве предков силы бороться и преодолевать сложности и обстоятельства.

Не заслоняя поля

Когда впервые видишь - точнее, ищешь взглядом - и не находишь музейных зданий, возникает изумление и смешанные чувства. Что это? Неприметные холмы, покрытые дёрном, сверху какие-то трубы и арматура. Но быстро влюбляешься в эту современную эстетику, и всё начинает казаться очень умным и гармоничным.

- Заслуженный архитектор России Сергей Гнедовский, побывав здесь, решил, что главным в экспозиции будет само Поле. Заслонять его - кощунство. Поэтому здание, точнее здания, их тут два, - зарыты под землю. Копья, обрамляющие вход, и световые шахты, те самые трубы на крыше, придают динамику, драматизм, - рассказывает заведующий новым музейным комплексом Олег Вронский.

Белокаменные стены, словно врезающиеся друг в друга, символизируют столкновение двух огромных сил, Руси и Орды. Вблизи становится очевидным: архитектора вдохновляло и древнее зодчество Владимира и Суздаля. В основание строений заложены камни из заброшенных Епифанских шлюзов. Это дань уважения Петру I, единственной царственной особе, кроме Дмитрия Донского, побывавшего на Поле. Именно Пётр, инспектируя строительство шлюзов, повелел эту местность беречь, клеймить вековые деревья Зелёной Дубравы и карать за их вырубку.

Фото: Пресс-служба Государственного музея-заповедника "Куликово поле"/ Роман Солопов

В левом здании музея, том, что помассивнее и повыше, - детская и временная экспозиции. Они работают уже почти год, и даже в будни здесь есть посетители. Но сегодня посетителей ведут в здание правое: там и расположено самое сладкое - постоянная выставка.

К слову, строительство музея велось на федеральные деньги и, без учёта экспозиции, вылилось в символичную сумму 1,380 млрд. Темпы строительства в условиях «новой экономической реальности» кажутся ненормально быстрыми - быстрее только Суворовское училище в Туле построили. За два с небольшим года в чистом поле возникла мощная современная инфраструктура, с экопарковками, стоянкой для караванеров, гостиницей, двумя зданиями музея, которые начинили уникальными техническими решениями и сложной экспозицией.

Только подлинники

Режим показа экспозиции тестовый, и это заметно. Пусть все проекторы и электронные чудеса работают исправно, юные экскурсоводы немного смущаются и как будто побаиваются того роскошества, которое им теперь предстоит освещать.

Фото: Пресс-служба Государственного музея-заповедника "Куликово поле"/ Роман Солопов

Тем интереснее наблюдать за Марией Виноградовой, которая младших коллег не слушает, а бродит в одиночестве, пытаясь оценить и понять увиденное. Что-то у заслуженной научной сотрудницы вызывает видимое душевное неприятие - это, конечно, современная электроника, табло от пола до потолка и интерактивные системы. Всё то, что рассчитано на поколение, с пелёнок росшее на гаджетах. Витрины с артефактами, умело и искусно смонтированные и подсвеченные, удостаиваются у Марии Григорьевны одобрительного кивка. А живописные полотна Павла Рыженко вызывают у пожилой женщины откровенный восторг. Куликовский цикл живописца общепризнанно считается одним из самых сильных.

- Ну, конечно, от этой вашей электроники голова идёт кругом. А полотна? Подлинники? - интересуется Виноградова у Владимира Гриценко, директора музея-заповедника «Куликово поле». И получив утвердительный ответ, вдохновляется ещё больше:

- Рыженко большой мастер. Вы посмотрите на «Молитву Пересвета»! Какие глаза! - опытный экскурсовод обращает внимание случайных попутчиков на самое важное.

В центральном зале Мария Виноградова категорически одобряет копии миниатюр, рассказывающих о битве.

Фото: Пресс-служба Государственного музея-заповедника "Куликово поле"/ Роман Солопов

- Волки и птицы? Знаете, перед битвой Дмитрий Донской решил узнать, какие приметы сопутствуют событию. А Боброк Волынский был известный мастер по этому делу. Он припал к земле ухом и услышал, что к стану Мамая сбегаются волки и слетаются хищные птицы. Это было истолковано как доброе знамение. Средневековые художники очень мастерски, хоть и нарочито примитивно, это изобразили.

И всякие электронности

Конечно, в новом музее не пропало ничего из прежней экспозиции, это отметили и подтвердили старожилы. Но всё-таки гордость выставки - техническая начинка. Электронное оснащение музея на один квадратный метр зашкаливает. На входе почти машина времени: футуристического вида дуга, на которой написаны даты. Тыкаешь потными от волнения пальцами на цифры - и перед тобой при помощи системы проекторов разворачивается картина прошлого. Алиса Селезнёва из кинофильма «Гостья из будущего» со своим миелофоном нервно курит в углу.

Фото: Пресс-служба Государственного музея-заповедника "Куликово поле"/ Роман Солопов

В зале, рассказывающем о флоре и фауне Поля, Андрей Наумов, руководитель археологической экспедиции Тульских древностей, машет в воздухе руками, пытаясь поместить маленькую птичку в свойственную ей среду обитания. Невидимые датчики фиксируют его пассы и отражают результат на огромном мониторе. В результате жестов, за которые научного сотрудника в средние века сожгли бы на костре, пичуга отправляется жить в степь.

Прорыв в музейном деле - витрина с точными копиями костей и черепов людей, погибших в результате нашествия армий Батыя. До сего момента считалось неэтичным выставлять человеческие останки на всеобщее обозрение. Музейщики с волнением отслеживают реакцию первых посетителей. Впрочем, в обморок при виде черепов с отрубленными затылками и разрубленными берцовыми костями никто не падает. Максимум - некоторые дамы опасливо ёжатся, словно заново ощущая, каким мягким и уязвимым является человеческое тело.

Фото: Пресс-служба Государственного музея-заповедника "Куликово поле"/ Роман Солопов

Чтобы дети не скучали во время познавательного пиршества родителей, многие объекты комплекса разработаны специально для малышей. Например, гигантский планшет, на котором можно расписать фрагмент рисунка, тыкая пальцами в виртуальные краски, а затем водя по куполам, небу, лицам и шапкам русских воинов.

- Н-да, просторы здесь огромные... Мы-то в 80-е каждый квадратный сантиметр помещения использовали. Впрочем, здесь удобно водить большие группы. А маленькие? Может быть, и им хорошо будет. Почувствуют дух, пространство поля, - резюмирует Мария Виноградова.

Пожалуй, её оценке можно доверять: не зря на Поле ходят слухи о её личном знакомстве с Дмитрием Донским и Боброком Волынским…

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах