Может ли купец разделить трапезу с художником? Как по кокошнику узнать наличие детей у купчихи? Сколько жертвовали купцы на благотворительность? История купечества в картинах и предметах быта представлена на выставке «Купеческий портрет XVIII – начала XX века». Она открылась в тульском филиале Государственного исторического музея.
![](https://static1-repo.aif.ru/1/4b/2199492/c/44f1431c12db65248489021255db5837.jpg)
Не себе, а Родине
Статус экспозиции подчеркнули присутствующие на открытии министр культуры РФ Ольга Любимова, директор ГИМа Алексей Левыкин, председатель правительства Тульской области Вячеслав Федорищев и митрополит Тульский и Ефремовский Алексий.
«Перед организацией каждой выставки в Туле у нас проходит совещание, на котором обсуждается всё до мельчайших подробностей будущей экспозиции, – подчеркнул Алексей Левыкин. – Тульский филиал можно смело назвать продолжением ГИМа».
Уникальность экспозиции в Туле отметила и Ольга Любимова: «Выставка будет интересна как людям, погружённым в тему, так и подросткам, и даже маленьким детям. Сюда можно приходить семьями, здесь можно проводить уроки истории и литературы. На полотнах ведь запечатлена история нашей страны и меценатства в ней».
![](https://static1-repo.aif.ru/1/53/2199500/c/a6548dab45b70633dba4cd45eb06158e.jpg)
О возрождении меценатства в России сказал и Вячеслав Федорищев: «В организации мероприятий в филиале ГИМа принимает активное участие тульская промышленность. Региональные предприятия оборонной и химической отрасли поддерживают развитие культуры в нашей области. Надеюсь, так будет и впредь».
Государственный исторический музей привёз в Тулу 48 живописных полотен и 266 памятников эпохи вместе с музейным предметным рядом. Купечество – торговое сословие. Особо крупные его представители не просто продавали, они производили свои товары, развивали промышленность по разным направлениям: текстильная, сталелитейная, хлебопекарная, кондитерская, сахарорафинадная и другим.
![Купеческая семья за чаепитием.](https://static1-repo.aif.ru/1/c9/2199558/c/fd346e1edf8de347ef06c238136b1d33.jpg)
Образовалось это сословие, в основном, из крепостных крестьян, которые сами выкупали себя из зависимости от помещиков, а потом умом и трудом вставали на ноги и развивали собственное дело. Яркий пример такого человека – купец Пётр Губонин. Работая простым каменщиком, он участвовал в строительстве Исаакиевского собора. За 3 года до отмены крепостного права, купил себе свободу. А потом принялся за подряды на строительстве Московско-Курской железной дороги. Мосты в этом направлении возведены при участии Петра Ионовича. За его деятельность Губонину пожаловали дворянский титул. А император Александр II на его гербе написал: «Не себе, а Родине».
![Петр Губонин. Портрет.](https://static1-repo.aif.ru/1/53/2199495/c/969c351d55ee6eab98e6fe693f1b9cdf.jpg)
Впоследствии нажитым богатством делились с теми, кто нуждался. Организовывали благотворительные и экологические общества, мастерские для вдов, больницы, школы, ремесленные училища и даже будущие высшие учебные заведения, в которых молодёжь постигала законы экономики. Поддерживали музыкантов, актёров и деятелей искусства. Например, в семье купцов Рябушинских существовал принцип: «Богатство обязывает».
Детишки - по «шишкам»
Экспозиция занимает два зала. Они разделены хронологически. В первом работы относятся к XVIII и первой половине XIX века, а во втором – полотна конца XIX и начала XX века. Для первой экспозиции был подобран ряд купеческих женских портретов, потому что традиция изображать женщин торгового сословия зародилась раньше.
![](https://static1-repo.aif.ru/1/c9/2199556/c/40ec958eaae41ab4a4b51b7089f600a1.jpg)
«У нас есть портреты купчих из города Торопец, рядом экспонируются их парадные костюмы, - рассказывает старший научный сотрудник научно-экспозиционного отдела Государственного исторического музея, куратор выставки Татьяна Петрова. – Одним из главных элементов этого костюма были богатые кокошники, расшитые жемчугом и перламутром. Такие головные уборы назывались кокошниками с «шишками»: на них выступали шипы. Бытовала пословица, что, сколько «шишек», столько и детишек. Считается, что когда девушка во время свадебного обряда впервые надевала кокошник, «шишки» были неким благопожеланием большого потомства для неё.
![Портрет купчихи из Торопца.](https://static1-repo.aif.ru/1/4b/2199488/c/11ad9a062eb116b3499f1e37534a4e75.jpg)
Рядом экспонируются женские ювелирные украшения.
Во втором зале преобладают мужские портреты и предметы, связанные с миром предпринимателей: мужской костюм, нумизматика, награды и орденские знаки, которых они удостаивались. Человек за свои заслуги в торговой сфере, благотворительности или меценатстве мог получить право перехода в дворянское сословие. Награда была своеобразным стимулом, потому что купцы вносили немалый вклад в развитие экономики и социальной сферы империи.
![Знаки отличия дворянства.](https://static1-repo.aif.ru/1/c9/2199555/c/008036381978071b433c8de1ffc37b3c.jpg)
На выставке присутствуют и именные медали (выбивалось имя владельца и заслуги, за которые он награждался).
Здесь же представлены памятники ювелирного искусства – жетоны из коллекции семьи купцов Поляковых. Во второй половине XIX века распространяется практика носить в качестве брелоков, например, на цепочке от часов некие металлические знаки, которые говорили о принадлежности к некоей благотворительной организации, либо свидетельствовали о принадлежности к какому-то деловому предприятию. Поляков за свою жизнь скопил огромное количество таких жетонов. Они исполнены как изделия из золота с эмалью.
![](https://static1-repo.aif.ru/1/dc/2199483/c/50c8e6aff518d391280b10c475e1a519.jpg)
Тематически большинство жетонов посвящено железным дорогам, потому что Поляков занимался строительством железных дорог. Но также представлены жетоны, связанные с его благотворительной активностью. На одном из них – надпись «Благотворительно-научное общество акклиматизации животных и растений». В нём учёные мужи занимались охраной окружающей среды и адаптацией в средней полосе привезённых растений и животных. Именно этому обществу принадлежит заслуга создания в Москве зоосада. Ныне это Московский зоопарк. Поляков помогал этому обществу материально. В качестве доказательства принадлежности к этому обществу он заказал себе тематический ювелирный жетон».
Обида Серова
Если говорить о художниках, то в большинстве своём авторы портретов XVIII века неизвестны. Но уже в первой половине XIX века встречаются и известные авторы, которые обращались к купеческому портрету. Например, знаменитый московский художник Василий Тропинин, передвижник Василий Перов и другие. Интересная история связана с представленным на выставке портретом кисти Валентина Серова купца Алексея Абрикосова. Его предприятия снабжали конфетами и печеньями буквально всю Россию до Дальнего Востока.
«Мы видим убелённого сединами старца в своём кабинете, который смотрит на зрителя сверху вниз, - продолжает Татьяна Петрова. - Портрет не закончен. На нём нет подписи художника, потому что ситуация связана с конфликтом. Сам художник вспоминал об этом так, что ему не очень комфортно было находиться в доме Абрикосовых. Когда мастер работал над портретом, время от времени купец удалялся в готическую столовую своего дома, откуда раздавался звон посуды, доносились запахи обеда, но художнику ничего из этого не доставалось. Живописец сделал замечание хозяину дома, что если он в следующий раз захочет получить свой портрет, то не мешало бы художника тоже пригласить за стол. Даже и с прислугой. Непонятно, был ли этот конфликт главным у мастера с семьёй, но одним из элементов точно был…»
Игра со зрителем
Тульское купечество в экспозиции представлено портретом самоварного фабриканта Александра Баташёва. Купцу, видимо, захотелось, чтобы его запечатлели со всеми наградами и орденскими знаками. Здесь отражены и российские награды, например, орден святой Анны, и зарубежные – персидский орден Льва и солнца, а также знак, показывающий помощь Баташёва российскому обществу Красного Креста и учреждениям императрицы Марии Фёдоровны. Кстати, этот портрет позаимствован для выставки в Тульском музее изобразительных искусств.
![Портрет Александра Баташёва.](https://static1-repo.aif.ru/1/14/2199565/c/d1c86de72329efc413cd718d565b26a7.jpg)
«В выставочных залах можно будет увидеть предметы быта купцов. Например, посуду с тульским самоваром, которая оформлена фарфором того же периода, - дополняет заведующая сектором общественных связей тульского филиала ГИМ Анна Лебедева.- Также у нас работает информационный киоск, где мы сделали подборку фотоматериалов и справочных данных по тульским купцам. Желающие могут подойти и ознакомиться. Кроме того, эти материалы можно будет увидеть в наших соцсетях. Периодически они будут пополняться новыми данными».
По словам Татьяны Петровой, особенность тульской выставки заключается в том, что она организована как познавательная игра: «Представление предметов купеческой культуры позволяет более полно, выпукло показать портрет. Ещё больше погрузиться в купеческий быт, увидеть предметный мир, который изображён на портретах, но уже вживую.
Мы хотим, чтобы зритель считывал: мы ему предлагаем игру, как предметные образы отражаются на портретах и в виде исторических памятников».
Все эти вещи были изготовлены в Туле:
![Шкатулка.](https://static1-repo.aif.ru/1/4b/2199489/c/f7db531350cfb29b98d1b793a9dd2b1f.jpg)
![ульский самовар парадного гранёного фасона, выполненный фирмой Николая Маликова. Начало XIX века.](https://static1-repo.aif.ru/1/4b/2199490/c/d79d6a9606306c251822b95bf8590785.jpg)
![Швейка – предмет для крепления ткани для рукоделия. Чтобы закрепить ткань, нужно было нажать на клювик птички.](https://static1-repo.aif.ru/1/c8/2199564/c/7be67549dd6e58b0f2e6c5955f6ac3f0.jpg)