Примерное время чтения: 14 минут
226

Богатство обязывает. Выставку в тульском филиале ГИМ открыла Ольга Любимова

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. "АиФ-Тула" 15/12/2022
Романов Кирилл / АиФ

Может ли купец разделить трапезу с художником? Как по кокошнику узнать наличие детей у купчихи? Сколько жертвовали купцы на благотворительность? История купечества в картинах и предметах быта представлена на выставке «Купеческий портрет XVIII – начала XX века». Она открылась в тульском филиале Государственного исторического музея.

Фото: АиФ/ Романов Кирилл

Не себе, а Родине

Статус экспозиции подчеркнули присутствующие на открытии министр культуры РФ Ольга Любимова, директор ГИМа Алексей Левыкин, председатель правительства Тульской области Вячеслав Федорищев и митрополит Тульский и Ефремовский Алексий.

«Перед организацией каждой выставки в Туле у нас проходит совещание, на котором обсуждается всё до мельчайших подробностей будущей экспозиции, – подчеркнул Алексей Левыкин. – Тульский филиал можно смело назвать продолжением ГИМа».

Уникальность экспозиции в Туле отметила и Ольга Любимова: «Выставка будет интересна как людям, погружённым в тему, так и подросткам, и даже маленьким детям. Сюда можно приходить семьями, здесь можно проводить уроки истории и литературы. На полотнах ведь запечатлена история нашей страны и меценатства в ней».

Фото: АиФ/ Романов Кирилл

О возрождении меценатства в России сказал и Вячеслав Федорищев: «В организации мероприятий в филиале ГИМа принимает активное участие тульская промышленность. Региональные предприятия оборонной и химической отрасли поддерживают развитие культуры в нашей области. Надеюсь, так будет и впредь».   

Государственный исторический музей привёз в Тулу 48 живописных полотен и 266 памятников эпохи вместе с музейным предметным рядом. Купечество – торговое сословие. Особо крупные его представители не просто продавали, они производили свои товары, развивали промышленность по разным направлениям: текстильная, сталелитейная, хлебопекарная, кондитерская, сахарорафинадная и другим. 

Купеческая семья за чаепитием.
Купеческая семья за чаепитием. Фото: АиФ/ Кирилл Романов

Образовалось это сословие, в основном, из крепостных крестьян, которые сами выкупали себя из зависимости от помещиков, а потом умом и трудом вставали на ноги и развивали собственное дело. Яркий пример такого человека – купец Пётр Губонин. Работая простым каменщиком, он участвовал в строительстве Исаакиевского собора. За 3 года до отмены крепостного права, купил себе свободу. А потом принялся за подряды на строительстве Московско-Курской железной дороги. Мосты в этом направлении возведены при участии Петра Ионовича. За его деятельность Губонину пожаловали дворянский титул. А император Александр II на его гербе написал: «Не себе, а Родине».  

Петр Губонин. Портрет.
Петр Губонин. Портрет. Фото: АиФ/ Романов Кирилл

Впоследствии нажитым богатством делились с теми, кто нуждался. Организовывали благотворительные и экологические общества, мастерские для вдов, больницы, школы, ремесленные училища и даже будущие высшие учебные заведения, в которых молодёжь постигала законы экономики. Поддерживали музыкантов, актёров и деятелей искусства. Например, в семье купцов Рябушинских существовал принцип: «Богатство обязывает». 

Детишки - по «шишкам»

Экспозиция занимает два зала. Они разделены хронологически. В первом работы относятся к XVIII и первой половине XIX века, а во втором – полотна конца XIX и начала XX века. Для первой экспозиции был подобран ряд купеческих женских портретов, потому что традиция изображать женщин торгового сословия зародилась раньше.

Фото: АиФ/ Кирилл Романов

«У нас есть портреты купчих из города Торопец, рядом экспонируются их парадные костюмы, - рассказывает старший научный сотрудник научно-экспозиционного отдела Государственного исторического музея, куратор выставки Татьяна Петрова. – Одним из главных элементов этого костюма были богатые кокошники, расшитые жемчугом и перламутром. Такие головные уборы назывались кокошниками с «шишками»: на них выступали шипы. Бытовала пословица, что, сколько «шишек», столько и детишек. Считается, что когда девушка во время свадебного обряда впервые надевала кокошник, «шишки» были неким благопожеланием большого потомства для неё.

Портрет купчихи из Торопца.
Портрет купчихи из Торопца. Фото: АиФ/ Романов Кирилл

Рядом экспонируются женские ювелирные украшения.

Во втором зале преобладают мужские портреты и предметы, связанные с миром предпринимателей: мужской костюм, нумизматика, награды и орденские знаки, которых они удостаивались. Человек за свои заслуги в торговой сфере, благотворительности или меценатстве мог получить право перехода в дворянское сословие. Награда была своеобразным стимулом, потому что купцы вносили немалый вклад в развитие экономики и социальной сферы империи.

Знаки отличия дворянства.
Знаки отличия дворянства. Фото: АиФ/ Кирилл Романов

На выставке присутствуют и именные медали (выбивалось имя владельца и заслуги, за которые он награждался). 

Здесь же представлены памятники ювелирного искусства – жетоны из коллекции семьи купцов Поляковых. Во второй половине XIX века распространяется практика носить в качестве брелоков, например, на цепочке от часов некие металлические знаки, которые говорили о принадлежности к некоей благотворительной организации, либо свидетельствовали о принадлежности к какому-то деловому предприятию. Поляков за свою жизнь скопил огромное количество таких жетонов. Они исполнены как изделия из золота с эмалью.

Фото: АиФ/ Романов Кирилл

Тематически большинство жетонов посвящено железным дорогам, потому что Поляков занимался строительством железных дорог. Но также представлены жетоны, связанные с его благотворительной активностью. На одном из них – надпись «Благотворительно-научное общество акклиматизации животных и растений». В нём учёные мужи занимались охраной окружающей среды и адаптацией в средней полосе привезённых растений и животных. Именно этому обществу принадлежит заслуга создания в Москве зоосада. Ныне это Московский зоопарк. Поляков помогал этому обществу материально. В качестве доказательства принадлежности к этому обществу он заказал себе тематический ювелирный жетон».

Обида Серова

Если говорить о художниках, то в большинстве своём авторы портретов XVIII века неизвестны. Но уже в первой половине XIX века встречаются и известные авторы, которые обращались к купеческому портрету. Например, знаменитый московский художник Василий Тропинин, передвижник Василий Перов и другие. Интересная история связана с представленным на выставке портретом кисти Валентина Серова купца Алексея Абрикосова. Его предприятия снабжали конфетами и печеньями буквально всю Россию до Дальнего Востока.

Купец Алексей Абрикосов.
Купец Алексей Абрикосов. Фото: АиФ/ Кирилл Романов

«Мы видим убелённого сединами старца в своём кабинете, который смотрит на зрителя сверху вниз, - продолжает Татьяна Петрова. - Портрет не закончен. На нём нет подписи художника, потому что ситуация связана с конфликтом. Сам художник вспоминал об этом так, что ему не очень комфортно было находиться в доме Абрикосовых. Когда мастер работал над портретом, время от времени купец удалялся в готическую столовую своего дома, откуда раздавался звон посуды, доносились запахи обеда, но художнику ничего из этого не доставалось. Живописец сделал замечание хозяину дома, что если он в следующий раз захочет получить свой портрет, то не мешало бы художника тоже пригласить за стол. Даже и с прислугой. Непонятно, был ли этот конфликт главным у мастера с семьёй, но одним из элементов точно был…»

Игра со зрителем

Тульское купечество в экспозиции представлено портретом самоварного фабриканта Александра Баташёва. Купцу, видимо, захотелось, чтобы его запечатлели со всеми наградами и орденскими знаками. Здесь отражены и российские награды, например, орден святой Анны, и зарубежные – персидский орден Льва и солнца, а также знак, показывающий помощь Баташёва российскому обществу Красного Креста и учреждениям императрицы Марии Фёдоровны. Кстати, этот портрет позаимствован для выставки в Тульском музее изобразительных искусств.

Портрет Александра Баташёва.
Портрет Александра Баташёва. Фото: АиФ/ Ольга Ланина

«В выставочных залах можно будет увидеть предметы быта купцов. Например, посуду с тульским самоваром, которая оформлена фарфором того же периода, - дополняет заведующая сектором общественных связей тульского филиала ГИМ Анна Лебедева.- Также у нас работает информационный киоск, где мы сделали подборку фотоматериалов и справочных данных по тульским купцам. Желающие могут подойти и ознакомиться. Кроме того, эти материалы можно будет увидеть в наших соцсетях. Периодически они будут пополняться новыми данными».     

По словам Татьяны Петровой, особенность тульской выставки заключается в том, что она организована как познавательная игра: «Представление предметов купеческой культуры позволяет более полно, выпукло показать портрет. Ещё больше погрузиться в купеческий быт, увидеть предметный мир, который изображён на портретах, но уже вживую.

Мы хотим, чтобы зритель считывал: мы ему предлагаем игру, как предметные образы отражаются на портретах и в виде исторических памятников».

Все эти вещи были изготовлены в Туле:

Шкатулка.
Шкатулка. Фото: АиФ/ Романов Кирилл
ульский самовар парадного гранёного фасона, выполненный фирмой Николая Маликова. Начало XIX века.
Тульский самовар парадного гранёного фасона, выполненный фирмой Николая Маликова. Начало XIX века. Фото: АиФ/ Романов Кирилл
Швейка – предмет для крепления ткани для рукоделия. Чтобы закрепить ткань, нужно было нажать на клювик птички.
Швейка – предмет для крепления ткани для рукоделия. Чтобы закрепить ткань, нужно было нажать на клювик птички. Фото: АиФ/ Кирилл Романов
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах