Тренер Владимир Сундуков: «Когда-то чемпионы мира съезжались в Тулу»

«Слабаков у нас нет», говорит туляк Владимир Сундуков - личность, известная в узких кругах. Пришёл он на тульский велотрек в 1960 году, участвовал во всесоюзных и республиканских соревнованиях и даже сейчас, полвека спустя, остаётся в строю - готовит достойную смену олимпийским чемпионам.

   
   

- Владимир Иванович, вы были факелоносцем на эстафете олимпийского огня. Как вы считаете, почему российская сборная добилась блестящих результатов на Олимпиаде?

- Во-первых, 33 золотые медали - это результат того, что наши чиновники наконец-то обратили внимание на спорт и создали все условия для подготовки к Олимпийским играм.

Построены замечательные спортивные объекты, создана инфраструктура, отвечающая мировым стандартам. Наша победа состоялась во многом и благодаря тому, что в спорте сейчас много молодёжи. Будущих чемпионов мы начали готовить ещё семь лет назад, когда Сочи был выбран столицей зимней Олимпиады-2014. Спортсменов обучали по специальным методикам, которые разрабатывали лучшие тренеры России. Почти десять лет напряжённой работы - и результат не заставил себя ждать. Взять хотя бы нашу фигуристку Юлю Липницкую - раньше она выступала в основном на городских и региональных соревнованиях и была неизвестна широкой аудитории. На Олимпиаде она показала настолько высокий уровень подготовки, что на следующий день в буквальном смысле проснулась знаменитой. Даже досадное падение в произвольном выступлении не испортило её триумфа – эта девочка показала недюжинную силу духа, присущую всем нашим спортсменам.

- Как вы считаете, Олимпиада-2014 оставила след в истории?

- Вне всякого сомнения. Если сравнивать историю нашей страны с холстом, на который художник наносит краски, то Олимпиада щедрым широким мазком добавила ярких тонов в картину, долгое время казавшуюся всем мрачной и безрадостной. Рейтинг России в короткий срок поднялся на невообразимую высоту. Сочи совершенно преобразился. Раньше он жил в основном за счёт туризма. Теперь там можно проводить соревнования международного класса.

Тульские велогонщики собираются пополнить список олимпийских чемпионов. Фото: Из личного архива

Меня, как спортсмена-велосипедиста, особенно радует то, что на месте одного из катков собираются сделать крытый велотрек - один из лучших в стране. Так что Сочи вполне оправдывает заявление Путина о том, что «этот город станет кузницей чемпионов российского спорта».

Досье
Владимир Иванович Сундуков, директор тульской спортивной школы «Велосипедный спорт». Родился 4 октября 1947 года в Туле. Окончил Тульский педагогический институт им. Л. Н. Толстого по специальности «учитель истории и обществознания». Чемпион СССР и РСФСР по велоспорту. Не женат. Двое детей, внучка.
   
   

«Забытый» чемпион

- Кто из тульских спортсменов-велосипедистов участвовал в предыдущих Олимпиадах?

- Все знают знаменитого конькобежца, нашего земляка Евгения Гришина. За олимпийскую карьеру он завоевал четыре золотые и одну бронзовую медаль. Но мало кто знает, что Евгений Романович был не только выдающимся конькобежцем, но и замечательным велогонщиком. На коньки он стал, можно сказать, случайно.

В юности Гришин серьёзно занимался велоспортом, но когда его призвали в армию и кататься стало не на чем, вышел на лёд. А потом была Олимпиада 1956 году в Кортина д’Ампеццо, затем, четыре года спустя, Олимпийские игры в Скво-Вэлли, потом Инсбрук, и о велосипедных успехах Гришина как-то подзабыли.

Такая же история произошла с Вячеславом Ведениным, сменившим в армии велосипед на лыжи. Знаменитый велогонщик Эдуард Гусев, представлявший СССР на XVI Олимпийских играх в Мельбурне - тоже наш земляк. Первопроходцем советского велосипедного спорта был туляк Василий Федин, выступавший на юбилейных играх 1952 года в Хельсинки. Ну и, конечно же, не могу не упомянуть трёхкратную олимпийскую чемпионку по велоспорту Ольгу Слюсареву, которая сегодня изо всех сил помогает нашим чиновникам развивать тульский спорт.

Фото: Из личного архива

- Может ли кто-нибудь из ваших воспитанников пополнить список олимпийских чемпионов?

- Мы их к этому усиленно готовим. У многих наших воспитанников есть большой спортивный потенциал, и все шансы завоевать олимпийские медали в последующих Играх. В этом году замечательно выступила на чемпионате Европы наша воспитанница Елена Брежнева, Александр Дубченко завоевал два первых места на первенстве мира. У нас много сильных спортсменов, которые не раз выигрывали международные соревнования. В основном это молодые ребята - самому старшему из них 21 год. Я уверен, у них всё ещё впереди.

- Тула считается столицей велосипедного спорта. Почему?

- Всё просто: первый в России велотрек был построен в Туле. Через два года ему исполнится 120 лет. Тульский велоспорт берёт начало ещё с императорских времён. Но особенный подъём он пережил в советские годы. В начале 70-х годов проводились международные соревнования «Большой приз Тулы». На велотрек съехались велосипедисты всех стран мира: французы, американцы, поляки, итальянцы, кубинцы, эстонцы... Несколько сотен человек. Причём присылали к нам настоящих «звёзд» велосипедного спорта. И вместо Лондона или Вашингтона чемпионы ехали к нам, в Тулу! Это был настоящий триумф.

Кругом одни коттеджи!

- Несколько лет назад вы выступали с инициативой построить в Туле профессиональную велотрассу. Есть надежда на её реализацию?

- Да, я предлагал руководству региона это сделать. Хотелось, чтобы наши велосипедисты не ограничивали себя рамками велотрека и выезжали «на простор». Сначала для трассы не нашлось места, потом дело сдвинулось с мёртвой точки, но в какой-то момент снова застопорилось. Для того чтобы сделать хорошую трассу, нужен большой участок земли, найти который сейчас практически нереально - всё отдано под застройку. Доходит до абсурда - трассы, которые строились для будущих олимпийцев, сейчас отданы на растерзание частникам. Например, велотрасса в подмосковном Крылатском. Коттеджи и частные дома растут там как на дрожжах.

Фото: Из личного архива

Есть, правда, и другая идея - построить велотрассу вдоль ограды Центрального парка. Его диаметр составляет примерно пять километров. Этого вполне достаточно для тренировок. Но на всё это нужно время и деньги. Этот проект достаточно «смелый». Для его осуществления придётся кардинально изменить облик города. Возможно, именно поэтому тульская велотрасса пока существует на уровне разговоров.

- А как насчёт велосипедных дорожек?

- Идея хорошая, но её необходимо детально продумать. Вот сделали у нас дорожку на Красноармейском проспекте - нанесли разметку и поставили знак. И всё: катайтесь, спортсмены. Но никто не объяснил пешеходам, что велосипедная дорожка - это, по сути дела, проезжая часть, и ходить по ней нельзя. Допустим, идёт бабушка, а сзади едет велосипедист. Хорошо, если он успеет затормозить или объехать старушку. А если нет? Кто будет виноват? Вообще я за то, чтобы на широких улицах города - обоих проспектах, на улице Фрунзе - сделали отдельную полосу для велосипедистов. Дорожное покрытие позволяет, места на проезжей части много. Правда, придётся немного потеснить автомобилистов, но это не беда - глядишь, и они на велосипеды пересядут.

И за маму, и за папу

- Работа тренера отнимает много сил. Где вы черпаете энергию?

- Звучит парадоксом, но я «заряжаюсь» на тренировках. Молодёжь - очень неспокойная часть общества, она всегда куда-то спешит, ей вечно не хватает времени. И когда у тебя целый день не умолкает телефон от звонков воспитанников и их родителей, ты поневоле сам становишься этаким винтиком, который всегда крутится и не останавливается.

Читайте нас в твиттере @aiftula