В Тульской области впервые ограничили скорость для автомагистрали на зимний период. Как отреагируют на нововведение водители, и почему к нему не оказалось единого подхода?
«Олимпийская» трасса
Дорога «Москва – Харьков» (сейчас так называется одноимённое управление Росавтодора) была, пожалуй, чуть ли не первой автомагистралью в России. Строить её параллельно старому Симферопольскому шоссе начали к Московской Олимпиаде 1980 года. К середине восьмидесятых она перешагнула границу Подмосковья и зашла в Тульскую область. В девяностые автомагистраль оказалась уже в двух десятках километров от Тулы. Такие трассы называют дорогами первой А технической категории.
Южнее Тулы эта дорога, к сожалению, развития не получила. Лишь 19-километровый скоростной участок первой А технической категории от Никольских Выселок до федеральной автодороги Калуга – Тула (сейчас она называется «Золотое кольцо») сдали, но сплошное освещение там монтировать не стали. А тянуть автомагистраль до Харькова с распадом СССР просто потеряло смысл. То что к западу и югу от Тулы трасса М-2 «Крым» становится обычной двухполоской, сначала с широкой обочиной, а потом и вовсе узкой дорогой третьей категории.
От «А» до «Б»
М-4 «Дон» развивалась иначе и позже. Сначала она была, в основном, двухполосной, потом, в девяностых, началась её реконструкция: дорожники двигались с севера Тульской области на юг. В нулевых были построены с нуля обходы Богородицка и Ефремова с наличием старых бесплатных двухполосных альтернативных участков. Пресловутые «тульские горки» в Воловском районе спрямили буквально считанные месяцы назад.
В отличие от М-2, трасса «Дон» на всём протяжении имеет техническую первую категорию А или Б. В Тульской области она имеет по две полосы движения в каждом направлении, но в отличие от автомагистрального участка автодороги «Крым» к северу от Тулы, М-4 освещена не полностью (в общей сложности, около 60 км из 200), имеет ряд наземных пешеходных переходов и ограничений скорости 90 км/ч. Протяжённость скоростных участков автострады «Дон» в границах Тульской области: со 170-го по 193-й км, с 225-го по 260-й км, с 296-го по 321-й км, то есть всего 83 км из 200. Что и понижает её техкатегорию до буквы Б. Но, в любом случае, она не заходит в населённые пункты и обладает относительно высокой пропускной способностью. Интенсивность движения по трассе «Дон» в Тульской области составляет около 24 тысяч транспортных средств в сутки. И год от года она только растёт, ведь после воссоединения с Россией Крымского полуострова основной поток транспорта туда из Северо-Западного, Центрального и частично Южного федеральных округов идёт именно по этой дороге. А само название её «соседки» М-2 «Крым» фактически утратило смысл, ибо на Белгородчине она упирается в логистический тупик и доехать по ней в Тавриду через Украину, конечно, невозможно. Пока невозможно. Главный же достаток же трассы М-4 помимо вышеперечисленных один – она платная. И тарифы на проезд растут практически каждый год. При этом улучшать что-то там уже невозможно, так что увеличение платы объясняют исключительно инфляцией и ростом издержек.
Приказано снижаться
Наступление предзимья, как у нас исстари называли ноябрь, принесло неприятный сюрприз для пользователей автомагистрального участка трассы «Крым». Тульское управление ГИБДД во второй половине дня 1 ноября проинформировало, что «в целях обеспечения безопасности дорожного движения, а также бесперебойного движения транспортных средств в зимний период, со 108-го по 156-й километр федеральной автомобильной дороги М-2 «Крым» с 31 октября 2022 года введён режим снижения максимально разрешённой скорости со 110 км/ч до 90 км/ч с установкой соответствующих дорожных знаков 3.24».
Как сообщили в УГИБДД Тульской области, связи с этим будут внесены изменения в настройках комплекса фотовидеофиксации на данном участке дороги. О возвращении прежнего скоростного режима движения будет сообщено дополнительно. Одновременно готовится аналогичное снижение максимально разрешённой скорости и автомагистральном участке от 156-го до 177-го км. То есть, о том, что скоростной режим изменён и за его превышение будут штрафовать, участники движения (причём далеко не все) узнали лишь спустя почти сутки после введения этой меры. И да – в Подмосковье такие меры не вводились, хотя там интенсивность движения гораздо выше и статистика не сказать чтоб намного лучше. А порой и хуже.
В своё оправдание
Инициатором снижения скоростного режима выступило ГИБДД. Причиной стали массовые дорожно-транспортные происшествия, которые произошли в Тульской области на федеральных трассах М-2 «Крым» и М-4 «Дон» в Тульской области прошлой зимой. Напомним, 5 января 2022 года сразу на нескольких участках автодороги «Дон» в Тульской области произошла 41 авария с участием 131 транспортного средства, пострадали 20 человек. Через месяц, 6 февраля, на трассе «Крым» в Заокском районе в общей сложности произошло 3 ДТП, в которых участвовали 14 единиц транспорта, пострадали 4 ребёнка и 6 взрослых.
Кстати, там же, на 125-м км автодороги М-2, в день первого «неожиданного» снегопада 31 октября, буквально за несколько часов до ограничения скоростного режима произошло серийное ДТП с участием девяти машин, но без пострадавших. Причиной аварий в ДПС называют неблагоприятные погодные условия, которые не были приняты во внимание водителями. И вполне возможно, что, как минимум, часть из попавших в переплёт авто была ещё на летней резине. К слову, в МВД предложили штрафовать водителей за езду на таких шинах зимой. Изменения направлены на согласование в кабмин, они могут вступить в силу с марта 2023 года – самое время! Но заколдованный 126-й километр в прогнозных рисках регионального главка МЧС почему-то никогда не фигурирует, хотя только с начала года там произошло две серии аварий.
У дорожников – своя правда. Вины за аварии они, как правило, за собой не видят. Как сообщила пресс-секретарь Упрдора Москва-Харьков Елена Дурынцева, центры оперативного управления производством как Упрдор Москва-Харьков, так и подрядных организаций ведут непрерывный мониторинг состояния проезда по автодорогам. Мониторинг метеообстановки осуществляется с помощью постов видео- и метеоконтроля. Подрядная организация, отвечающая за содержание участка автодороги М-2 «Крым» км 125 в Тульской области, накануне снегопада, начавшегося 31 октября, была предупреждена и приведена в режим готовности. Согласно данным навигационной системы ГЛОНАСС, которой оборудована дорожная техника, обработка дорожного покрытия велась в соответствии с погодными условиями. По предварительной информации ГИБДД УМВД России по Тульской области, не установлено влияние дорожных условий на обстоятельства, сопутствующие возникновению ДТП. То есть, погодные условия повлияли, а дорожные нет? То есть, снег выпал, но с дороги его уже убрали? От чего же тогда столкнулись столько машин?
Полный игнор
Но, по крайней мере, отвечающее за автомагистраль М-2 «Крым» Упрдор Москва – Харьков отозвалось на инициативу ГИБДД и в тот же день снизило скоростной режим на автомагистрали. А вот «Автодор» в лице Воронежского филиала госкомпании на такое же предложение госавтоинспекции в отношении дороги М-4 «Дон» не отреагировал. Хотя скоростные участки этой трассы в Тульской области имеют идентичные технические характеристики и эксплуатируются в таких же климатических и погодных условиях, что и М-2 «Крым».
Платно, темно, аварийно
Однако прошедшие праздники ознаменовались ещё одной серьёзной аварией на «воронежской». Водитель экскурсионного автобуса, перевозящего пассажиров по маршруту «Старый Оскол – Рязань», на 255 км трассы, пытаясь объехать стоящий по ходу движения легковой автомобиль марки Lifan с включенными габаритными огнями, совершил с ним касательное столкновение.
Пробив разделительное металлическое ограждение дороги, автобус опрокинулся и столкнулся с автопоездом на встречной полосе движения. В результате аварии 6 пострадавших оказались на больничной койке, из них трое – в реанимации. Следственными органами возбуждены сразу два уголовных дела по статьям: «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека» и «Нарушение лицом, управляющим механическим транспортным средством, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека». Расследование дел на свой контроль взяла прокуратура Тульской области.
Но, похоже, это тот самый случай, когда погодные условия точно не причём – было сухо и ясно. И что примечательно: ДТП произошло на платном скоростном участке, где можно разгоняться на легковом авто до 110 км/ч. А вот, казалось бы, такой естественной опции для коммерческой дороги, как сплошное освещение, именно там до сих пор нет. Может, причина аварии и в этом тоже? А ведь «Автодор» просто обязан, согласно ГОСТу, полностью оснастить искусственным освещением те участки дорог, по которым проезжают более 20 тысяч транспортных средств в сутки. При этом даже не имеет значения, платный это участок или нет. ГОСТ един для всех.
Мнения экспертов
Опрошенные нами эксперты сошлись во мнении: на зиму окорачивать лихачей действительно нужно.
Алексей Крыгин, бывший заместитель главы администрации Тулы по транспорту и дорожному хозяйству, а ныне директор транспортной компании, осуществляющей пассажирские перевозки по регулярным маршрутам Тулы и области считает, что подход к участкам дорог с «зимним» ограничением должен быть единым: если на трассе «Крым» максимально разрешённую скорость снизили со 110 км/ч до 90 км/ч, это необходимо сделать и на соседней федеральной автодороге «Дон».
«М-4 имеет свою особенность, она эксплуатируется на коммерческой основе, и было бы странно, если платные участки имели бы такой же скоростной режим, как дорогах общего пользования. Иначе за что тогда платить? Но в сложных зимних условиях такая мера абсолютно оправдана. Это позволит снизить аварийность, избежать жертв и пострадавших. Массовые аварии прошлой зимы должны стать уроком для всех. Но пока вопрос об установке скоростного режима остаётся на усмотрение организаций, в оперативном или доверительном управлении которых находится тот или иной участок дороги. Значит, правоустанавливающие органы – минтранс России или правительство должны как-то это унифицировать, прописав соответствующие требования.
Кроме того, об изменении скоростного режима участников движения нужно предупреждать заранее. Такая мера раньше никогда не вводилась в Тульской области, многие по привычке будут разгоняться и получат штрафы. Конечно, водитель должен следить за знаками, но человеческий фактор тоже нужно учитывать. Поэтому, коли заранее не было информации о таком нововведении, нужно ввести хотя бы двухнедельный мораторий на штрафные санкции за превышение скорости на участках, где она снижена, и как можно шире оповестить об изменениях».
Аналогичного мнения придерживается бывший инспектор ГАИ, а ныне адвокат Валерий Соколов:
«У нас есть пресловутые 20 км нештрафуемого порога. В любом случае, скорость практически остаётся 110 км/ч. Но эти трассы М-2 и М-4 немного отличаются на своим характеристикам: «Дон» лучше, но аварий там больше из-за большей загруженности (статистика за 9 месяцев 2022 г. это подтверждает – прим.авт.). Наверное, посчитали тульские сотрудники ГИБДД и решили провести эксперимент – что это даст, улучшит ли показатели аварийности, смертности, пострадавших. По большому счёту, это неплохо. Если сейчас водитель может безнаказанно мчаться почти 130 км/ч, а это сумасшедшая скорость, то теперь придётся ехать медленнее.
А что касается оповещения, то бывают же ситуации, когда может появиться временный знак, и его нужно видеть, иметь в виду, принимать во внимание. Если знак уже установлен – то всё в порядке. Следите за знаками, соблюдайте правила. Я как водитель даже, в какой-то степени, приветствую [снижение скоростного режима]. Весной статистика, если её честно дадут, позволит сделать выводы об эффективности этой меры».