Как сообщили в пресс-службе «Автодора», стоимость проезда по платным участкам автодороги М-4 «Дон» от Москвы до Краснодара вырастет на 6-6,9%. Так, путь по 915 км М-4 для владельцев легкового транспорта увеличится на 145-160 руб. Стоимость проезда для легковых автомобилей по всей платной Центральной кольцевой автодороге за исключением бесплатного 80-километрового участка ЦКАД-Запад от д. Лисинцево до трассы М-10 «Россия» увеличится на 135 руб. При этом на коротких маршрутах изменена цена на 5-15 руб.
Тарифы растут, скидки отменяются
Кстати, с ноября 2020 года по декабрь 2021 года стоимость проезда по платным участкам автодороги М-4 «Дон» в нашей области выросла вдвое, в том числе – за счёт перевода новых участков в коммерческую эксплуатацию. При этом более дешёвые ночные тарифы и скидки на проезд по транспондеру были отменены.
По информации Счётной палаты РФ, ежегодные доходы «Автодора» от взимания платы с российских водителей с 2015 года выросли в 6,3 раза, превысив 23 млрд руб. в 2020 году. При этом, по оценке контрольного ведомства, госкомпания не полностью выполняет свою задачу по обеспечению комфортных условий при пользовании платными дорогами. По данным Госавтоинспекции, за 10 месяцев 2021 года доля ДТП, произошедших в тёмное время суток, составила 30% от их общего количества.
Счётная палата установила, что на 1 сентября 2021 года освещение было только на 64% платных участков автодорог, на М-4 «Дон» – только 44,3%.
А ведь трасса «Дон» в границах региона платная теперь почти вся. Только за свои же деньги вы рискуете и в пробках на участках ремонтах и перед пунктами взимания платы постоять, и на участки ограничения скорости попасть. И от серьёзных ДТП вы не застрахованы, даже если соблюдаете все правила. Вспомним аварию а Венёвском районе. В тот день на этом участке трассы произошло 13 ДТП с участием 48 автомобилей. В этой истории установлено наличие скользкости дорожного покрытия и снежного покрова высотой более 10 см, что явилось одной из причин, способствовавших возникновению ДТП.
В нарушение ГОСТа
Ещё проблема.
«На сегодняшний день нормы по устройству стационарного электрического освещения на автодорогах одинаковы как для платных, так и для бесплатных дорог. Считаем, что такой подход нужно менять, так как пользователи платят именно за комфорт и удобства, которые должны предоставлять платные дороги. Соответствующее предложение подготовлено в правительство», - озвучил аудитор Валерий Богомолов рекомендацию контрольного ведомства.
Опрошенные нами руководители транспортных компаний в сфере пассажирских перевозок сходятся в том, что со всем этим надо что-то делать.
«Трасса «Дон» – платная, и в целом обслуживается неплохо, в том числе в том, что касается её содержания зимой. Но на ней рваный скоростной режим – то 100 км/ч, то 90. И камеры фото- и видеофиксации заточены на то, чтобы ловить зазевавшихся водителей. Почему я не могу, как на трассе М-2 «Крым», где в сторону Москвы ограничение скорости 110 км/ч, установить круиз-контроль и ехать в ровном режиме?» – недоумевает директор организации-перевозчика Алексей Розвезев.
Бывший начальник управления транспорта и дорожного хозяйства, а ныне руководитель компании в сфере автобусных перевозок Алексей Крыгин считает, что «Автодор» просто обязан выполнить ГОСТ, который предписывает устанавливать сплошное искусственное освещение на дорогах первой технической категории с высоким траффиком. Тем более наличие освещения – один из важнейших факторов безопасности движения.
Что же мешает делать безопаснее платную дорогу, доходы от коммерческой эксплуатации которой кратно множатся год от года?
В декабре 2021 года распоряжением правительства РФ «Автодору» выделено 127 млрд рублей, из которых почти 26,2 млрд предназначены на снижение долговой нагрузки компании.
Несите ж ваши денежки
Государственная компания «Российские автомобильные дороги» (она же «Автодор», не путать с Росавтодором – Федеральным дорожным агентством) является оператором платных трасс в стране. И руководят ею довольно состоятельные товарищи. Так, по информации сайта «Авторора», у Марса Газизуллина, первого зампреда правления этой госкомпании, доход за 2020 год составил свыше 109 млн руб. Кроме того, на момент публикации сведений, у него была недвижимость в Италии и Объединённых Арабских Эмиратах. К слову, предшественник Газизуллина на этом посту Иннокентий Алафинов тоже питал слабость к Апеннинам – там у него значились дом и земельный участок. И до, и после «Автодора» он состоял на госслужбе – трудился в Минфине и Росавтодоре, а уволившись из госкомпании ушёл в заместители федерального министра транспорта.
К слову, в декабре 2021 года распоряжением правительства РФ «Автодору» выделено 127 млрд руб., из которых почти 26,2 млрд предназначены на снижение долговой нагрузки компании и чуть более 100 млрд – на строительство и реконструкцию платных автодорог. А где же частные инвестиции? Где собственные средства компании, богатевшей все последние годы?