С проектом по изготовлению сухих супов для бойцов СВО интересная история получается: дело-то вроде бы как из разряда благих и нужных, да и всеми нынче дружно почитаемых, а без проблем не обходится. Подробнее — в материале tula.aif.ru.
Решили действовать сами
Своим появлением проект «Тульская самоварочка» обязан многодетным матерям волонтёрской группы, которые собирали гуманитарную помощь для бойцов СВО, а потом решили, что хватит уже просить и ждать, кто чего подаст, мол, пора и самим что-то делать и организовали собственное производство.
«На первых порах команда собралась всего из нескольких человек, сушили и фасовали у меня в доме, — рассказывает Наталья Комерилова. — Потом вопрос с более просторным помещением решился, образовались и наши пункты по всей области. Их уже десять и около тысячи человек задействовано».
Просто добавь воды
По признанию руководителя кулинарных волонтёров, весь процесс - от и до - весьма длительный, трудоёмкий и энергозатратный. Сперва все необходимые по рецептуре продукты распределяются по домам между участниками. К примеру, если кому-то достаётся мешок морковки, то её нужно всю помыть, перечистить и вручную натереть. Затем потушить или запечь до готовности, а потом ещё высушить до хруста и только после этого отправить на фасовку. Так из целого мешка корнеплодов получается небольшой, раз в десять меньше, пакетик, а таких с одним из ингредиентов требуется в разы больше.
«Если собираем набор для борща, то так же заготавливается капуста, свёкла, картошка, филе куриное и т.д., — продолжает главный шеф-повар „самоварочки“. — Добавляем и специи — их в работе с десяток разновидностей».
На выходе получается аккуратно упакованный пакетик с ароматной смесью, которую потом остаётся только залить кипятком, подождать минут 10-15 пока заварится и всё — первое горячее блюдо готово. К каждой порции прилагается отдельно соль и сухарики, а к некоторым разновидностям супов ещё и порционный майонез. По такому же принципу формируются и другие наборы.
«Спрос большой. Ребята попробовали первые наши супы и им понравилось, говорят, вкусно. — уточняет Наталья Комерилова. — К тому же это и полезно, ведь не бэпешка какая-нибудь, где сплошная химия, а настоящий домашний суп».
Обратная связь существует постоянно. Бывает, что и сами бойцы (из тех, кто в отпуске) приходят в цех и рассказывают разные истории. Так, волонтёры узнали, что их супы, в буквальном смысле, спасали жизни. Например, когда ребята на «передке» зависали по несколько дней и не могли получить горячую еду, а самим в блиндажах и окопах никак было не приготовить, то им сухие супы сбрасывали с квадрокоптеров и бойцы потом нагревали на окопных свечах воду в кружках и заваривали. А был случай, когда одному из подразделений из-за обстрелов долго не могли подвезти провизию и тогда такие пайки тоже выручали.
«А как-то жена одного бойца нам рассказала, что ребята целых две недели сидели без еды, потому что где-то там в поле у них сломалась машина, — припоминает Наталья Комерилова. — Им было просто не выбраться оттуда. Все запасы закончились, оставались только наши супы. Они и спасли ребят».
Есть у супов и названия, их придумывает участница из Киреевска, она же сочиняет и слоганы. Так, к примеру на упаковке с рассольником обозначено, что он к тому же «Артиллерийский», а рядом красуется ещё и надпись «Заварим суп, картошку, кашу! Накормим фронт — Победа наша!» или «Ярким вкусом наслаждайтесь и с Победой возвращайтесь!» и т.д.
Вообще, атмосфера на фасовке ненадуманно тёплая и, действительно, домашняя. Люди общаются, рассказывают что-то друг другу, шутят. Собираются каждое воскресенье, приходят и так называемые серебряные волонтёры. Сейчас их порядка двадцати человек в возрасте от 60 до 80 лет. Старательно так фасуют, при этом ещё и песни поют...
Платить за электричество не готовы
Но в контексте «производственных мощностей» не всё так безоблачно и руководитель «самоварочки» вынуждена признавать, что запросов на их продукцию становится больше, а волонтёров не хватает, при этом некоторые, утратив первоначальный добровольческий азарт, уходят.
«Какое-то количество людей время от времени заявляют об усталости, о наличии „своих дел“, жертвовать которыми они не готовы, — говорит Наталья Комерилова. — Кто-то уходит, кто-то возвращается, но самые сильные остаются. Костяк есть всегда. По Туле в постоянном активе где-то около ста человек».
В числе причин отказа от волонтёрства называются также счета на электроэнергию, возросшие на две-три тысячи рублей в месяц, не у всех есть автомобили, чтобы привозить и отвозить сырьё и т.д.
«Почти в каждом супе у нас присутствует куриное филе. Условно на мешок картошки нужен и мешок филе. Это очень затратно — не все могут потянуть, — продолжает активистка. — Нас никто не спонсирует, сырьё приходится закупать своими силами или спрашивать у людей, кто и чем может поделиться. С сушилками сейчас проблем нет — выделял и город, и благотворители. А вот счета...»
Для решения проблем с составом добровольцев определённые идеи у «самоварочки», конечно, были. К примеру, думали, что хорошо бы организовать свою точку на базе какого-нибудь учебного заведения близкого по профилю к кулинарии. Польза во всех смыслах могла бы быть для всех сторон. Но всё это только на словах и без каких-либо реальных предпосылок для воплощения. Пока же приходится лишь держать удар, основная сила которого приходится, конечно же, на руководителя. На вопрос, зачем ей, матери шестерых детей, работающей ещё и на основной работе, всё это надо, и не лучше в свободное время просто отдыхать, она однозначно ответить затруднилась.
«Там наши ребята... И получается, что кто-то здесь отдыхает, а кто-то там... Я даже не понимаю, как можно пойти куда-то отдыхать, когда знаешь, что где-то там... Просто многие люди с этим не столкнулись, — произнесла Наталья Комерилова, а потом пояснила конкретно по поводу супов: — Бывают отзывы, когда люди даже ещё не попробовав, говорят, „Спасибо“. Просто потому, что так надо сказать. А бывают, действительно, от души. Это когда люди уже делятся видео того, как заваривают, едят и говорят насколько это вкусно. Эти эмоции искренние, идущие от самого сердца и это всегда заметно. И очень приятно. В такие минуты понимаешь, что делаешь большое дело».