Русский богатырь. Афанасьев первым форсировал Днепр и учил арабов воевать

Рядом с Афанасьевым я ничего не боялся, ему на роду написано быть былинным богатырем Земли русской, – скажет о нем уже через много лет после войны один из сослуживцев нашего героического земляка. Павел Александрович был в числе смельчаков, кто первым отправился форсировать Днепр, налаживал жизнь в послевоенном Берлине, и успел даже поучаствовать в локальных конфликтах далеко за пределами нашей страны. Исполнилось сто лет со дня рождения Героя Советского Союза, гвардии старшего лейтенанта на Великой Отечественной войне и генерал-майора в отставке Павла Афанасьева.

   
   

Начальник избы-читальни

Родился Павел Афанасьев в селе Крутицы Крапивенского уезда, а сейчас – Киреевского района. Неизвестно, как сложилась бы его жизнь, не случись войны. Несмотря на то, что родители были деревенской беднотой, и в колхоз вступили еще в 1929 году, сын, по-видимому, рос сельским интеллигентом. Окончил техникум культуры, заведовал клубом в родном колхозе «Ударник». Или, как написано в его личном деле, избой-читальней.

Рассказывали, что и после войны, когда Афанасьев был начальником районной комендатуры в Берлине, он ходил белом военном кителе с золотой Звездой на груди и на концертах художественной самодеятельности читал стихи Твардовского и Симонова. Вот вам и настоящий русский богатырь, который в штыковом бою при форсировании Днепра лично уничтожил пятнадцать гитлеровцев.

А много позже, когда Павел Афанасьев служил военным советником в Египте, мемуарист расскажет, что он умел видеть в людях хорошее, а в природе – красивое. Заметит в пустыне жалкие зеленые кустики и обрадуется.

– Смотри, даже пустыня украшает себя. А ведь это еда для верблюдов. И где только эти колючки находят воду?

С началом войны Павел Александрович окончил сначала полковую школу, затем краткосрочные курсы младших лейтенантов. На фронте с февраля 1942 года. Участвовал в боях под Белевом, различных наступательных операциях. 15 июля 1943 года под Болховом Орловской области получил пулевое ранение в правую руку. Через четыре дня за прорыв передового укрепления в районе Болхово был награжден орденом Красной Звезды.

   
   

Первым форсировал Днепр

Звания Героя Советского Союза лейтенант Афанасьев был удостоен за форсирование Днепра. Он был командиром стрелковой роты, которая на подручных средствах первой форсировала Днепр в районе поселка Любеч нынешней Черниговской области 29 сентября 1943 года. Что значит на подручных средствах? Сам Афанасьев вспоминал об этом так: за несколько часов разобрали сарай, сделали плоты, разыскали утлые лодочки и — вперед. И еще уточнял: не буду рассказывать, как мы изучали систему обороны противника.

Из чего следует вывод: изучали, досконально изучали, и пустились вплавь в самом безопасном месте. Но и здесь накрыли. Первые двести метров, по воспоминаниям Афанасьева, плыли спокойно, а потом противник обрушил всю мощь своего огня. Ворвались на остров, где засело вражеское охранение. Пошли врукопашную. Ни один из 67 захватчиков не ушел от возмездия. В ту же ночь рота преодолела остаток водного пути и ворвалась во вражеские траншеи на переднем крае.

Советские солдаты у берегов Днепра. 1943 г. / Фото: Public Domain

Противник предпринял ожесточенную танковую атаку с десантом автоматчиков. Афанасьев умело руководил подразделением, отрезал пехоту противника от танков, окружил ее, и в штыковом бою уничтожил 50 немцев. Отбив несколько атак противника, рота обеспечила переправу остальных подразделений полка.

Отрезанные от своей пехоты танки быстро откатились на свои позиции. Отразив танковую атаку, подразделение Афанасьева первым ворвалось в Любеч, оседлав шоссейную дорогу, ведущую к переправе через Днепр. Огнем из всех видов оружия наши солдаты подожгли четыре немецких автомобиля с солдатами и офицерами. Противник неоднократно переходил в атаку на подразделение Афанасьева, но каждый раз откатывался с большими потерями. Занятый рубеж прочно удерживался.

За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 января 1944 года гвардии старшему лейтенанту Афанасьеву Павлу Александровичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

– Не верьте, если офицер утверждает, что в бою никогда не боялся. Врет. Все боятся. Всем жить хочется. Нельзя лезть на рожон, – учил Афанасьев уже после войны своих молодых сослуживцев. – Бывали всякие опасные ситуации. Хотелось с головой закопаться в землю. Так человек устроен.

Символ доблести русского воинства

Павел Александрович участвовал в ликвидации бандформирований в тылу фронта и Берлинской операции. С мая 1945 года служил в управлении военного коменданта советского сектора города Берлина. В 1955 году окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе. Был назначен начальником оперативного отделения и заместителем начальника штаба 69-й стрелковой дивизии. С ноября 1967 года по декабрь 1970 года находился в загранкомандировке в Египте в качестве старшего военного советника командира пехотной дивизии.

В июне 1967 года на Ближнем Востоке случилась шестидневная война между Израилем с одной стороны и Египтом, Сирией, Иорданией, Ираком и Алжиром с другой. После того, как боевые столкновения закончились, напряженность между воюющими сторонами оставалась. Советским военным советникам ставилась задача в кратчайшие сроки помочь воссоздать египетские вооруженные силы на новой, современной основе.

В Египте под руководством Афанасьева служил военный переводчик, будущий кандидат исторических наук Юрий Горбунов. О том времени он оставил очень интересные воспоминания. А о своем командире высказывался исключительно комплиментарно – умел работать с подчиненными, был «батей». «Рядом с ним я чувствовал себя защищенным в любых переделках, в которые мы не раз попадали». А еще называл его интеллигентным, умным, мудрым, тактичным профессионалом. «Я гордился тем, что работал с полковником Афанасьевым, единственным Героем Советского Союза среди советников».

Вот некоторые фрагменты из его рассказа.

«Нередко он делился со мной воспоминаниями о своих сослуживцах, боевых товарищах, о некоторых наиболее ярких событиях своей военной жизни, о доброте людей, с которыми сталкивала его жизнь. Ко мне он относился по-отечески.

Вместе с полковником Афанасьевым и другими офицерами я впервые в жизни побывал в перестрелках, в которых мы не раз могли сложить свои головы. Мои боевые товарищи научили меня уважать войсковое братство, не бояться трудностей, хладнокровно переносить лишения, не паниковать в сложной военной обстановке, выполнять приказы командира и старших по званию».

По мнению Юрия Горбунова, группа полковника Афанасьева проделала чрезвычайно большую работу по повышению уровня боевой подготовки личного состава дивизии. Она заставила арабских офицеров заниматься боевой подготовкой, отрабатывать взаимодействие на полевых учениях. За год работы в дивизии произошли большие перемены, она стала боеспособной. Могла не только держать оборону, но и, форсировав Суэцкий канал, участвовать во взаимодействии с другими частями.

Афанасьев, по его словам, был требовательным человеком и к себе, и к другим. Он не раз проявлял недюжинные дипломатические способности в сложных ситуациях. Постепенно и арабские офицеры привыкли к его требовательности, настойчивости, упорству.

И еще один важный фрагмент из этих воспоминаний.

«Для меня генерал-майор Афанасьев, Герой Советского Союза стал символом доблести русского воинства, былинным Ильей Муромцем. Быть героем Земли Русской было у него на роду написано. И это чувствовали и понимали все – и мы, члены маленького русского коллектива, и арабские офицеры и генералы, и даже кадровики в Москве».

После возвращения из Египта Афанасьеву было присвоено звание генерал-майора. Он получил назначение на должность начальника Западного факультета Военного института иностранных языков, стал наставником нового поколения советских военных переводчиков.

В апреле 1984 года вышел в запас. Умер 26 ноября 1990 года.