Наш регион богат брендами, как ни один другой – самовары, оружие, пряники и пастила. Число «визитных карточек» растёт, как и количество туристов, пребывающих в областной центр и не только. О том, какие города ещё заслуживают внимания и чем можно удивлять гостей, рассказывает краевед, главный редактор сетевого издания «Бренды России» Ольга Вострикова.
Что надо обновить?
Антонина Афанасьева, «АиФ в Туле»: Ольга Геннадьевна, в Белёве планируют восстановить исторический центр города. Вы видели проект, что думаете о нём?
Ольга Вострикова: Насколько мне известно, существует только концепция, где обозначены ключевые моменты. Объём приличный: от народных ремесел и традиционной музейной деятельности до арт-кластера. Но и денежные вливания ожидаются огромные. Привлекательно выглядит организация центра русской кухни имени Василия Левшина. По сути, это смесь ресторана с музеем. Во всем мире туристы любят подобные симбиозы. Однако в первую очередь это коммерческое предприятие, которое сможет существовать и поддерживать должный уровень качества только при наличии регулярного спроса.
- Каким ещё городам региона необходимо обновление?
- Грустно выглядят Ясногорск, Кимовск, Киреевск. За Плавск недавно взялись, благо там присутствует шикарная гагаринская история. Ещё многое зависит от людей на местах. Если есть фанатики, в лучшем смысле слова, такие как Ольга Венёвцева в Крапивне, Денис Махель в Венёве, Сергей Кузнецов в Одоеве, то со стороны ничего придумывать не надо. Никто не расскажет историю лучше местных.
Взять, к примеру, Ефремов. Там недавно реализовали проект по благоустройству исторического центра города «Сердце Ефремова». Если честно, то получилось инородно и дёшево.
Все пространство старой площади выложено современной плиткой, а установленные объемные конструкции не гармонируют с остальным городским пейзажем. Украшение территории старыми снимками ситуации не спасает, и «Сердце Ефремова» смотрится обычным новоделом. При том, что в городе много домов с подлинной историей. Бывшая Большая Московская улица (ныне – улица Свердлова) – настоящий музей под открытым небом.
А в Богородицке набережная вписалась. И ещё важный момент в том, что только культурой и туризмом регионы не поднимешь. Необходимы успешные предприятия. В советское время они содержали и ДК, и территории благоустраивали, и над парками шефствовали. Сегодня почти всем райцентрам необходима модернизация, а средств на неё обычно нет.
Всемирные сладости
- Белёвская пастила «путешествует» по всему миру – Египет, Турция, Дубай. Можно её называть визитной карточкой региона наравне с тульским пряником?
- Если они будут соблюдать «бабушкину» технологию, то пастила ещё и вытеснит пряники. Нынешний состав тульских пряников, к сожалению, далек от подлинного. Мои друзья, живущие в других странах, всё чаще просят привезти именно пастилу. Свою роль здесь играет и мода на безглютеновое питание. Правда, старшее поколение пряникам пока не изменило.
- Ну, пастилу уже тоже некоторые производят не из свежих яблок, а из…. Что весьма меняет её исторический вкус. А что ещё может стать брендом нашего регион?
- У нас виртуозно работают с металлом. Тульская всечка – совершенно уникальное явление. Такую красоту создают! Вполне достойную международного уровня. Флористику любят во всем мире, но работы, которые я видела в Европе, значительно примитивней наших яснополянских. Кстати, сейчас творчество флористов Татьяны Жегловой, Надежды Вазеровой и Марины Корабельниковой представлено на выставке в Мемориальном музее Н.И. Белобородова. Нашими мастерами великолепно раскрыты «Тайны языка цветов». Плюс, на них же ещё и имя Толстого работает.
Одного дня не хватит
- В Туле откроются ещё три филиала государственных музеев – политехничекий, театральный и музей древнерусской культуры. А какие музеи вы хотели бы видеть у нас?
- Тула никогда не видела экспонатов такого уровня, который привозит к нам ГИМ. При этом на выставках всегда уделяется внимание связи с нашим городом. Хотелось бы, чтобы и новые музеи работали подобным образом. Не говорю, что весь показ должен посвящаться Туле, но отмечать связь – необходимо.
Уже говорила о симбиозе музейной и коммерческой деятельности. Мне кажется, что это направление в нашем городе практически не развито. Сейчас Куликово поле делает попытки запустить на ул. Металлистов гастрономическую программу, но хотелось бы и обратной инициативы. Когда профессиональные рестораторы обращаются к истории, консультируются с исследователями. Также в историческом центре не хватает «жизни». Не в фестивальном формате, а на регулярной основе. Наши реконструкторы воссоздали одежду жителей Тульской губернии. Их можно было пригласить поработать в выходные на ул. Металлистов. А в набережную гармонично вписались бы выставки цветов. Это же ещё и реклама для продавцов.
- Не уменьшится ли поток посетителей в отдалённых музеях, при открытии их филиалов в областном центре?
- Раньше Тула была точкой на пути к Ясной Поляне. С развитием центра появился шанс задержать в городе гостей на несколько дней. При этом Куликово поле и Поленово не дублируют себя в городе, а наоборот имеют дополнительные возможности для привлечения внимания туристов к своим территориям. Это тоже своего рода реклама. А по своему опыту скажу, что для Куликова поля одного дня мало. Так пусть люди получают информацию и планируют вернуться в нашу область.
- В этом году «Тульские бренды» отметили 10-летний юбилей…
- За 10 лет существования проекта у нас появилось множество друзей и накопился огромный объём информации. Но как говорится, «чем больше я узнаю, тем больше понимаю, что ничего не знаю». И мы выходим за рамки нашего края. Например, можно ли говорить только о тульском наследии Ивана Тургенева или Льва Толстого, не затрагивая орловской и калужской земли?
Первый родился в Орловском крае и жил там почти пять лет до переезда семьи в имение его матери в Спасское-Лутовиново в Чернском районе. А в жизни и творчестве Толстого важное место занимала Оптина Пустынь, потому он часто бывал в Калужском крае, в том числе с женой и детьми.
Тульская археологическая экспедиция сейчас работает с находками на месте Судбищенской битвы. Битвы между крымской ордой под предводительством хана Девлет I Гирея и русским войском Ивана Шереметева. Она длилась полтора дня, людские потери были огромными. А когда ДевлетГирей узнал о приближающемся войске из Тулы, покинул полу боя и уклонился от встречи с Иваном Грозным. Специалисты ставят эту битву в один ряд с Куликовской по исторической значимости.
Как отмести Рязанкую область, где в деревушке с прекрасным видом на Оку родился любимый туляками поэт Сергей Есенин, не раз бывавший в Туле, ставший мужем внучки Льва Толстого. И чей памятник туляки установили в Центральном парке областного центра на аллее имени великого поэта.
Музей изобразительных искусств обменивается выставками с ивановским и калужским музеями. Как отделить тульских Демидовых от уральских? Большая засечная черта тянулась от брянских лесов. В годы Великой Отечественной войны Тульский рабочий полк дошёл до Кенигсберга. Можно перечислять до бесконечности. Расширение сферы присутствия для нас неизбежность. Поэтому проект уже прошел процедуру перерегистрации в «Бренды России».
Поэтому теперь развиваем межрайоные связи. Начинаем работу с восьми областей. К Туле подключаются семь регионов ЦФО: Калуга, Брянск, Орел, Воронеж, Рязань, Иваново и Владимир. Перед нами стоит задача изучить ключевые достопримечательности, биографии самых известных представителей, выявить основные пересечения и наладить оперативную коммуникацию. Сейчас могу сказать, что в России нет места, где не любили бы свою историю и не хотели бы её рассказать.
Не путать с цензурой!
- Вы стали членом региональной кинокомиссии. Для чего же она всё-таки создана – помогать или контролировать?
- Новый состав кинокомиссии утвержден только в январе. В её состав введены представители общественности и депутатского корпуса. Когда к нам в область приезжают снимать фильмы – это здорово. Главная цель кинокомиссии –помочь развитию киноиндустрии в регионе. Никто лучше местных не может порекомендовать подходящие виды или помочь с актёрами для массовки. Плюс, киношники здесь живут, оставляют деньги. Можно сказать, они своеобразные туристы, которые, осуществляя свою деятельность, ещё и продвигают регион. Общепринятая практика, когда декорации становятся туристическими объектами.
В Туле пока таких примеров нет, но предпосылки есть. В 1960 году, авторы фильма «Евдокия» сохранили на пленке Тулу тех лет. А сейчас как раз возрождается интерес к этому периоду. Выставка о жизни Тулы 1960-70-х годов открылась в Крапивне.
Да и просто приятно потом увидеть наш город на широком экране. Чем плохо, если бы в «Ёлках» появилась тульская картинка?
Для привлечения кинопроизводителей надо создавать комфортные финансовые условия. Поэтому нашу область включили в систему рибейтов (налоговых возвратов) с кинопроизводства. А если Тула в кино становится воплощением разрухи, фоном для нецензурной брани? Мы тоже должны за это заплатить? После прочтения сценариев кинокомиссия решает, какие киногруппы достойны поощрения. По мне, так это не контроль, а ответственность за то, каким наш город сохранится на пленке, каким его увидят зрители. Не путать с цензурой. Запретить съемки кинокомиссия не может. Речь идёт только о рекомендательном формате поддержки. В нынешнем составе кинокомиссии нет ни одного человека, который занимался бы производством фильмов и лоббировал свои интересы. Все совершенно бесплатно и в свободное от основной работы время.
- Кто еще входит в состав кинокомимиссии?
28 января в совещании по вопросам развития кинопроизводства участвовало 17 человек. Председателем кинокомиссии выбран депутат Тульской областной Думы Андрей Мазов, секретарем - заведующая Центром развития кино Объединения центров развития культуры Иннеса Бубенцова.
Так же в составе: министр культуры Тульской области Татьяна Рыбкина и ее заместитель Ирина Иванова, депутат Тульской областной Думы Андрей Белов, министр молодежной политики Алексей Давлетшин, министр промышленности и торговли Тульской области Вячеслав Романов, председатель комитета Тульской области по развитию туризма Лариса Соломатина, председателя регионального комитета по печати и массовым коммуникациям Евгений Красильников, директор Объединения центров развития культуры Елена Арбекова, директор Регионального библиотечного комплекса Юлия Иванова.