Факелоносец Олимпиады-80: «Олимпийские игры сегодня - не только спорт»

Тульская область готовится встречать эстафету олимпийского огня Сочинских  игр. Ответственные лица волнуются, факелоносцы тренируются. С ними своим опытом делятся участники эстафеты олимпийского огня 1980-го года, среди которых – Андрей Константинов. Для нашего собеседника предстоящая эстафета особенная, потому что в ней принимает участие его сын.   

   
   

Анастасия Калинина, АиФ-Тула: Андрей Владимирович,  каким был для вас год Олимпиады-80?

Андрей Константинов Фото: из личного архива

Андрей Константинов: В том году я заканчивал институт. Как именно моя кандидатура оказалась среди участников эстафеты Олимпийского огня Московской Олимпиады, не помню. Вероятнее всего, в сборную меня рекомендовал мой тренер. Тренировки с деревянными факелами начались за год до Эстафеты. Мы бегали по несколько часов, отрабатывали технику: «чтобы было красиво». Кстати из-за участия в тренировках и эстафете, мне пришлось отказаться от распределения вуза – мне предлагали поехать работать на оружейный завод  в Вятскую область. Так что после эстафеты, я пришел на Тульский оружейный завод.

- Жестким был отбор в «эскортный список»?

- Факелоносцами стали, в подавляющем большинстве спортсмены. Даже включенный в число участников эстафеты председатель одного из тульских колхозов, тоже был спортсменом-любителем. Вообще списки участников эстафеты утверждались специально созданным комитетом, много раз перепроверялись. Но, по моей кандидатуре вопросов не было: выпускник тульской спортивной школы (сначала был волейболистом, затем переквалифицировался в бегуна), являлся победителем соревнований разного уровня.

«Руссо-спортсмено»: облико-морале

- Велась ли среди факелоносцев политподготовка?

- Ещё какая! Нам рассказывали об ответственности, которая на нас лежит, о важности предстоящей миссии. До последнего дня никто не был застрахован от неучастия  в эстафете. Люди отсеивались по «моральным качествам»:  например, женатые во второй раз или замеченные в «пропуске на досуге рюмашки-другой» исключались из списков. Так что все занятия я посещал добросовестно.

   
   

- В Туле в 1980-м году велась такая же активная подготовка дорог, тротуаров, домов, улиц?

- Конечно.  И это нормально: мы же убираем в доме перед приездом дорогих гостей, никто не хочет ударить в грязь лицом. Так что Олимпиада для рядовых людей – сплошная выгода. Тогда, в 80-м, во всех деревнях нашей области, по территории которых проходил путь эстафеты Олимпийского огня, были  установлены одинаковые деревянные заборы. Это очень  даже опрятно  выглядело.

- Вы хорошо помните день 16 июля 1980-го? Какая погода была? 

- Лето 1980-го было очень дождливым. Сатирически настроенные буржуазные СМИ публиковаликарикатуры на эту тему – например,  огромную лужу, из которой торчит рука советского спортсмена  с Олимпийским факелом.  Но день, в который Олимпийский огонь прибыл в Тулу, выдался солнечным.  Я нес факел в районе деревни Лапотково Щекинского района. Именно этот участок маршрута был для меня важен – я родом из этих мест, посмотреть на эстафету пришли многие мои знакомые.

Когда  я принял Олимпийский огонь (под углом 90%, на вытянутой руке, все строго по инструкции), эмоциональный подъем был настолько велик, что я чуть не забыл о том, что бежать надо медленно! Ноги-то сами летят! Я был не один такой «шустро-эмоциональный», некоторых спортсменов приходилось специально  «притормаживать».

Жизнь после эстафеты

- Что происходило по окончании вашего этапа эстафеты?

- Когда мы пробегали «свой» километр и передавали огонь, нас забирал автобус. Факел и форма (фирменные майка, шорты и головная повязка известного японского производителя спортивной одежды - невиданная в те времена роскошь!) оставались нам.  Кстати, шорты из моего олимпийского комплекта до сих пор целы (что значит: фирма!). Иногда эти шорты надевает мой сын. Использованный факел я внимательно рассмотрел дома. В светильнике ещё оставалось немного газа, но, со временем, он испарился. Сейчас факел висит дома, на почетном месте. Хотя жена иногда ворчит, что  давно пора убрать.

-  Следили по окончании эстафеты за успехами наших олимпийцев?

-Конечно! Кстати, мне не только посчастливилось нести огонь. Я практически чудом попал и на соревнования по легкой атлетике! В дни Олимпиады-80 большинство поездов пускали «в обход» Москвы. Ноя сумел попасть в столицы и купить билеты на соревнования в Лужниках! Интересно, что приобрел их я по доступной цене – 25 рублей. Хотя на билете была написана другая сумма – 200 рублей! Наверное, указывали стоимость для иностранных делегаций. Олимпиада, конечно, потрясла… Уровень организации, подготовки спортсменов был невероятно высок.

Олимпиада-80 Фото: из личного архива Вячеслава МАЛАХОВА

Спортсменом можешь ты не быть…

- Андрей Владимирович, как получилось, что ваш сын тоже стал участником эстафеты олимпийского огня?

- Моё участие в эстафете всегда являлось предметом семейной гордости. И когда начали формировать списки на тульский этап эстафеты огня Сочинской олимпиады,  мой  26-летний сын Кирилл решил попасть на него… Но, нам знакомые сказали, что мест нет.  Ведь в отличие от эстафеты 1980-го, огонь  не будет путешествовать непрерывно, через всю Тульскую область. Будут  лишь три отдельных отрезка – в Туле, Новомосковске и Ясной поляне. Так что, число участников эстафеты заметно сократилось.

К счастью, партнеры  и спонсоры Олимпиады – разные коммерческие компании – разыгрывали участие в эстафете. На одном из розыгрышей решил попытать счастья мой сын.

Акция проходила по всем принятым сегодня «он-лайн правилам» - голосование в Интернете, выбор лучших фотографий, «лайки» … И хотя Кирилл активно занимается спортом, ему помогло не это качество, а большое количество друзей в соцсетях.

В итоге, парня выбрали факелоносцем! Он побежит на отрезке в Новомосковске. Бежать будут, не как мы – километр, а всего 200 метров.

Кстати, после эстафеты у сына останется форма, которую предоставляют организаторы.

- Какой принцип отбора участников эстафеты олимпийского огня вам кажется наиболее удачным: тот, что применяли в 1980-м или нынешний? Сегодня есть много обиженных: олимпийцы прошлых лет, ветераны спорта, которых не взяли бежать...

- Я думаю, обиженные были и будут всегда –  достойных много, но число участников ограничено. Мне нравится нынешний отбор – в эстафете, например, участвуют люди с ограниченными возможностями. Факел могут  пронести и люди далекие от спорта, но известные в своей сфере: деятели культуры, общественники.  И, наверное, дистанция должна быть короткой – доступной всем. Олимпийские игры  сегодня -  не только спорт, но и политика…

- Андрей Владимирович, в Интернете появился видеоролик  «Огонь Олимпиады-80 в Щекино» - нашли себя в нем?

- Да, промелькнул я там чуть-чуть. 

- В этом ролике звучат слова: «это первые игры в нашей стране, и не каждому доведется увидеть такое зрелище еще раз».  История, к счастью, опровергла советского диктора.

- Да, жизнь удивительная вещь. Я думаю, если сын пронесет огонь – тогда надо думать, как сделать так,  чтобы и внук его тоже нес!

Смотрите также: