13 мая этого года вышел в свет указ губернатора Тульской области Владимира Груздева об установлении карантина на территории хорошо известного в Туле приюта для животных «Любимец». Многие тульские собачники сразу всполошились – в одноименной клинике был зафиксирован случай бешенства. Согласно указу, опубликованному на сайте регионального правительства, «Любимец» должен быть закрыт и полностью изолирован от посетителей до ликвидации очага бешенства.
Чтобы прояснить ситуацию, мы связались с руководителем «Любимца» Мариной Ковсман:
«Действительно, нечто подобное было у нас в конце февраля. В клинику привезли больную собаку – неравнодушные туляки подобрали ее в районе 3-го городского кладбища и доставили к нам. Мы сразу поместили ее в отдельный бокс – до других питомцев больные псы, не прошедшие необходимый курс лечения, не допускаются. На третий день после начала лечения у животного начали проявляться признаки бешенства – неконтролируемое слюнотечение, расширение зрачков, агрессивное поведение. На следующий день собака скончалась. Мы вызвали ветеринарную службу, врачи подтвердили случай бешенства. Помещение, в котором содержалась бешеная собака, было сразу же обработано специальными химикатами и опечатано. Через два месяца, в начале мая, та же ветеринарная служба брала в помещении контрольные пробы и заявила, что очаг бешенства ликвидирован. И тут, после всего этого, вдруг появляется указ, согласно которому «Любимец» закрывается на карантин. Лично мне не совсем понятна логика наших чиновников, но на нас этот документ пока никак не отразился – клиника работает в штатном режиме, мы так же принимаем новых четвероногих постояльцев, а все животные по-прежнему проходят необходимое лечение».
Почему чиновники проинформировали губернатора о вспышке бешенства спустя два месяца после ликвидации очага болезни? И чем вызвано столь поспешное решение о введении карантинного режима? Ответить на эти вопросы однозначно сложно. Возможно, ветеринары запоздало решили сообщить вышестоящему руководству об этом случае, опасаясь «как бы чего не вышло», а может быть, сообщение о бешенстве было отправлено своевременно, но добралось до губернатора только два месяца спустя.
Вопрос в другом – почему карантин ввели на территории «Любимца», а не там, где обнаружили бешеную собаку?
«В районе кладбища, откуда к нам привезли больное животное, обитает множество мелкой дикой живности – белки, ласки, лисы, - рассказывает Марина Ковсман. – Все они являются потенциальными носителями вируса бешенства. Но ведь пострадать от них могут не только собаки, но и люди – многие туляки посещают могилы своих родственников, некоторые приходят с детьми. Нельзя допускать, чтобы поблизости бегали бешеные животные. Поэтому введение карантина не территории клиники очень напоминает махание кулаками после драки – шума много, а толку нет».
Бешенство – очень серьезное заболевание, которое может передаться и человеку.
«Вирус бешенства передается через слюну, при укусе, - объясняет врач-терапевт Мария Шилова. - У человека это заболевание проявляется в слабости, недомогании, повышении температуры. Основная опасность в том, что первичные признаки бешенства неотличимы от, например, ОРВИ, поэтому многие инфицированные не воспринимают свою болезнь всерьез. Однако уже через несколько дней человек начинает бояться света, громкого звука, у него появляются боли и спазмы внутренних органов. В кратчайшие сроки наступает критический период, и человек оказывается на грани жизни и смерти».
Надеемся, что в ближайшее время, после проведения необходимых экспертиз и проверок карантин с «Любимца» будет снят, а городские власти, наконец, возьмутся за решение проблемы животного бешенства.
Смотрите также:
- Открытая трибуна: туляки о прививках, парковках и школьных поборах →
- Марина Ковсман: «Животные – часть цивилизованного общества» →
- В Тульской области зарегистрированы очаги бешенства →