Неправильное воспитание: педагог о жизни без идеалов, потере Бога и Пушкине

Сегодня научились измерять интеллектуальную одарённость, но нельзя измерить интеллектуальность духовную © / Из личного архива

Вот и настал новый учебный год. Некоторые школьники будут писать сочинение «Как я провёл лето». А мы сегодня говорим о том, чем занимались в каникулы учителя, с чем пришли к 1 сентября и как собираются воспитывать своих подопечных.

   
   

Наш гость - педагог воскресной школы при Свято-Успенском мужском монастыре Новомосковска Наталья Бородина.

Духовная подпитка

- Наталья Яковлевна, вы выглядите отдохнувшей и счастливой. Наверное, лето прошло хорошо, расскажите, как отдыхают православные учителя?

- Я не могу назвать себя ещё полноценным православным педагогом, но всё же думаю, что отдых православного педагога отличается тем, что он хочет себя подпитать духовно. Не только поваляться на солнышке и почитать книгу, но и найти что-то, что несёт свет. Я свой отдых планирую так, чтобы всё сочеталось. Хотя иногда во время интеллектуального и духовного отдыха устаёшь физически. Но это приятная усталость.

Вот уже несколько лет подряд я непременно провожу хотя бы один день на Валааме. Это место, где я насыщаюсь, общаясь с монахом-отшельником. В этой беседе нет ничего умного, патетического. Всё просто, необыкновенно сердечно, что оставляет след в душе.

Ещё одно место, которое я посещаю каждый год, - это музей-усадьба Михайловское, родовое поместье матери Александра Пушкина.

Фото: Из личного архива

В этом году большим событием для меня стало участие в Крестном ходе, посвящённом Сергию Радонежскому. Кульминацией похода стала встреча… с первым памятником святому в России. В Радонеже это действительно была встреча. Когда я к нему подошла, был жаркий день, он нагрелся, и прислонившись к памятнику, я почувствовала от него тепло, будто от родного человека. Звучит странно и удивительно, но подобные чувства сложно объяснить.

   
   

Важно понимать, что не столько своими знаниями, сколько своей энергией учитель воздействует на учеников. А энергией нужно подпитываться, насыщаться, потому что она расходуется.

- Чего ждёте от учебного года?

- Я встречаю его в ожидании радости. Я очень люблю своих учеников, люблю их родителей.

Когда я оказалась впервые в православной школе, поразилась. Дети слушают, впитывают, между педагогом и воспитанником - абсолютно открытые отношения. Я рада, что моя работа теперь связана с этой школой. Дай бог такого настроения всем педагогам.

Образованию нужен свет

- Вы называете родителей своих учеников образцовыми. Почему? Как вы воспитывали своих детей?

- Я никогда не была православной маменькой, никогда не воспитывала своих детей в благочестии. Конечно, вкладывала в голову понятия о чести, сострадании, любви, прощении, но это не то, что я вижу у учеников моих родителей. Они на самом деле очень мудрые люди, что отдали своих чад в православную школу.

- Обучение в православной школе сильно отличается от обычной?

- Моё глубокое убеждение, которое с каждым годом крепнет, - всё самое светлое и полезное собирается возле монастырей. Поэтому считаю, что современная школа должна быть православно ориентированной. В ней должны работать не просто учителя, а педагоги-воспитатели.

- Сегодня церковь и государство очень тесно взаимодействуют. Это хорошо?

- В контексте образования - да. Когда Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ездит по городам и различным собраниям и посещает встречи с представителями культуры, экономики, это говорит о том, что Церковь не закрывается, а, наоборот, пытается проникнуть во все сферы жизни. Образованию церковь нужна, нужен свет и нравственные ориентиры.

- А что вас беспокоит в современном образовании?

- Процесс образования включает в себя ещё как минимум два процесса - обучение и воспитание. На первом месте должно стоять воспитание, но на деле этого не получается. И не потому, что мы не хотим. Просто в школе самым главным становится подготовка ученика к аттестационным заданиям. Это меня удручает. Потому что воспитание испокон века на Руси было первенствующим. Но тогда и учились в церковно-приходских школах.

Фото: Из личного архива

Были времена, когда основной упор делался на патриотическое воспитание, эстетическое и прочее. Сейчас везде говорят про духовно-нравственное, но опять говорить говорим и даже что-то делаем, а то ли мы делаем, так ли мы говорим и делаем ли мы то, что говорим?Сколько бы раз я ни выступала в педагогической аудитории, повторяю одно и то же, как заводная: «Давайте правильно прочитывать слово «воспитание». Дело в том, что если его проанализировать, то получается, что воспитание это питание духовной оси ребёнка.

В чём камень преткновения? В современном обществе слово «духовность» употребляется в сугубо светском смысле. То есть, если человек читает книги, слушает музыку, рисует, - он духовный. Это неверно. Дух - это имя Бога, одна из его ипостасей. Духовность - это богоподобие. Духовный человек - это человек эмоционально-развитый, душевный.

- Но в советское время сложно было говорить о духовном воспитании, и всё же общество было более нравственным. Почему?

- 30 лет назад действительно общество было более моральное, нравственное. Во-первых, тогда семьи состояли не только из папы, мамы и ребёнка, а жили вместе с бабушками и дедушками, которые помогали в воспитании, хранили традиции, закладывали принципы. Православной направленности, конечно, тогда не было, но были другие рычаги воспитания нравственности поколения. Октябрята, пионеры, комсомольцы - у народа был идеал, на который ориентировались, хоть он и не был святым.

Второе - тогда мы меньше смотрели на Запад. Там, безусловно, есть много хорошего. Но есть и много такого, что чуждо нашему менталитету, натуре русского человека. В русском народе заложена открытость и совсем нет эгоизма, потребительского отношения, царящего на Западе.

И третье - бережное отношение к родному языку. Русский язык даёт правильные ориентиры на генетическом уровне, а мы всё больше от него отрекаемся, урезаем и издеваемся. Это наши корни, наша культура, а мы перестали ценить культурное наследие России, которое пропитано духовностью. И, к сожалению, сегодня в образовании теряется связь с культурным аспектом, а ведь именно здесь надо искать примеры и идеалы.

Образцовый Пушкин

- А как вы относитесь к современным родителям и семьям, которые они создают?

- У нас нет семьи. Есть плачевная статистика, на которую я наткнулась недавно. Сегодня молодые люди хотят какой-то мнимой свободы, вседозволенности, распущенности, а потом рождаются несчастные дети, зачатые в распутстве. Такие дети несчастны, как несчастны и их матери.

Фото: Из личного архива

Брак - это ответственность, это усмирение себя и своей воли, это уступки и компромиссы, а многие не могут покорить свою гордыню.

- Только ли девушкам этого не хватает? А война на Украине, где аморально себя ведут именно мужчины?

Должен быть образец правильного устройства семьи. На мой взгляд, этим образцом можно назвать Александра Сергеевича. Как ни странно, но только у Пушкина была счастливая семья из всех писателей XIX века. Его жизнь с Натальей Николаевной Гончаровой не была безмятежной, но он любил её и ценил, ценил именно за кротость, женскую скромность, благочестие и высокую нравственность - то, чего не хватает современным девушкам.

- Отсутствие духовности - это проблема всего человечества, не только России. То, что происходит в соседней стране, - это настоящая трагедия. Происходит это всё оттого, что люди не видят света, живут во тьме, злобе, ненависти. Корни этого - в воспитании, вернее, в его отсутствии. Нельзя опровергать, что те, кто всё это устроил, - люди исключительных интеллектуальных качеств, но интеллект, не будучи уравновешен духовно-нравственным воспитанием, влечёт страшные последствия. Я уверена, что все эти люди глубоко несчастны, потому что счастье есть только там, где живут любовь, духовность, самоотдача, почитание родителей, предков, истории.

Смотрите также: